Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации:тенденции и перспективы развития ( Теоретические аспекты местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Принципы местного самоуправления

Принципы местного самоуправления обязательны как для муниципальных образований, органов муниципальных образований, так и для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти.

Принципы местного самоуправления делятся на теоретические и законодательные. Теоретические принципы и принципы, которые содержатся в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах сильно отличаются, однако следует учитывать, что теоретические принципы для практики чрезвычайно важны.

Кроме того, принципы местного самоуправления представлены как общеправовыми (соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность, гласность и др.), так и специальными принципами местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления – это принципы, которые устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами, отражают сущность местного самоуправления, начала и первостепенные идеи основы организации и деятельности населения и формируемых им муниципальных органов, носящие обязательных характер для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных образований и их органов.[14]

Среди специальных принципов местного самоуправления находятся такие принципы, как:

-Принцип самостоятельности в решении вопросов местного значения.

Основанием принципа, установленного в преамбуле Европейской хартии, является признание наиболее эффективным решение вопросов местного значения на местном уровне.

Принцип самостоятельности в решении вопросов местного значения закреплен в ст. 12 и 130 Конституции РФ. В ст. 12 Конституции РФ указывается на самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. То есть самостоятельность местного самоуправления ограничена пределами полномочий местного самоуправления. Самостоятельность местного самоуправления заключается в способности органами местного самоуправления и населением непосредственно принимать решения в пределах своих полномочий, не согласовывая с органами государственной власти и не представляя на утверждение данные решения органам государственной власти. В ч.1 ст.130 Конституции РФ также устанавливается, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.


В ч.1 ст. 131 Конституции РФ устанавливается самостоятельность населения в определении структуры органов местного самоуправления. Тем не менее, возможно ограничение данного права населения федеральным законом, который устанавливает общие принципы организации местного самоуправления, но никак не законами субъектов РФ.

-Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления обществом и государством (принцип организационного обособления органов местного самоуправления от органов государственной власти).

Данный принцип является определяющим место местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Публичная власть в Российской Федерации является трехуровневой. Она представлена федеральной властью, властью субъектов федерации и муниципальной. Федеральный уровень и уровень субъектов РФ относятся к государственной власти, а муниципальный уровень к местному самоуправлению. Как Конституция РФ в ст. 12 указывает, оно не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации. Это существенно, например, в случае закрепления ст. 10 Конституции РФ разделения законодательной, исполнительной и судебной государственной власти, и нераспространение данного принципа на органы местного самоуправления. Также из принципа организационного обособления местного самоуправления в системе управления обществом и государством выходит, что между органами государственной власти и органами местного самоуправления нет отношений административного подчинения. Однако существуют случаи, когда государство все же осуществляет контроль над действиями местного самоуправления. Так, согласно ч.1 ст. 17.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы государственной власти осуществляют контроль над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Принцип организационного обособления местного самоуправления в системе управления обществом и государством соотносится с принципом самостоятельности решения населением вопросов местного значения, когда устанавливает исключительную компетенции местного самоуправления, закрепляя его организационную обособленность. Однако следует учитывать, что местное самоуправление не является альтернативой государственной власти– результат разграничения компетенции между центром и местами в рамках единого государственного механизма.[15]


-Принцип многообразия форм местного самоуправления (многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления).

На появление разных форм местного самоуправления и закрепление данного принципа повлияло несколько факторов. Во-первых, п. «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ указывает на то, что установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Во-вторых, ч.1 ст. 131 Конституции РФ утверждает, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. К тому же, в соответствии с настоящей статьей структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Перечисленное является основанием для возникновения данного принципа.

Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления может быть рассмотрен в трех аспектах:

-Территориальном;-Национальном;-Структурном.

Территориальный аспект выделяет то, что местное самоуправление осуществляется только в границах административно-территориальных единиц, различных с учетом исторических особенностей и других устоявшихся местных традиций.[16]

Национальный аспект обусловлен многонациональной природой России, что порождает этническое, культурное многообразие населения Российской Федерации. Как указано в ч.1 ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Примечательно, что Закон о принципах местного самоуправления допускает при установлении наименований органов местного самоуправления и определении символики местного самоуправления учитывать местные обычаи и традиции.

Структурный аспект обозначает разнообразие в избрании населением собственной, той или иной, модели организации муниципального самоуправления. В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения образуют систему органов местного самоуправления.[17]


-Принцип обеспеченности местного самоуправления материально-финансовыми ресурсами, или принцип соразмерности полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Данный принцип основан на положениях ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, в которой устанавливается:

  1. Право органов местного самоуправления получать финансовые средства в достаточном размере для осуществления своих полномочий.
  2. Соразмерность финансовых средств местного муниципального образования, предоставляемых по конституции или закону полномочиям местного самоуправления.
  3. «По меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом»[18].
  4. Финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий.
  5. Сглаживание неравенства обеспеченности финансовыми ресурсами различных органов муниципального образования путем применения мер корректировки результатов неравномерного распределения источников финансирования местных органов и лежащего на них бремени расходов.
  6. Ограничение ущемления свободы выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции за счет предоставления субсидий органам местного самоуправления для строго определенных целей, проектов.

В целом, экономическая самостоятельность муниципального самоуправления исходит из наличия муниципальной собственности и права самостоятельного управления ею. В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Ч. 1 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с п.1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.[19] Согласно ч.2 ст. 8 Конституции РФ муниципальная собственность в Российской Федерации признается и защищается.


Финансовую основу местного самоуправления образуют закрепленные в ч. 1 ст. 132 Конституции РФ право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, право устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Данные отчисления являются доходными источниками местного бюджета. Предоставляя платные услуги, органы местного самоуправления должны получать дополнительные средства для обеспечения жизнедеятельности населения на должном уровне.

Иногда выделяют также следующие принципы:

-Принцип гарантированности местного самоуправления в Российской Федерации.

Ст. 12 Конституции РФ устанавливается, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется. Согласно ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Судебная защита является наиболее эффективным средством охраны государством права на осуществление местного самоуправления. Судебная защита интересов местного самоуправления возможна в судах общей юрисдикции, арбитражных (в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности), конституционном суде.

Нужно отметить, что органы местного самоуправления прямо не указаны в качестве надлежащих заявителей в Конституционный Суд РФ, но они могут рассматриваться в качестве территориальных объединений граждан, коллективно реализующих на основании Конституции РФ право на осуществление местного самоуправления. Данное положение указывается в постановлении Конституционного Суда от 2 апреля 2002 г. N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г. Злобина и Ю.А. Хнаева».