Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ И ИХ ВИДЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как конкурентная стратегия, направленная на перепрофилирование активов, потребует существенных инвестиций и приведет ТГК к конкурентной борьбе на оптовом рынке электроэнергии с более эффективными конденсационными мощностями ОГК, которые будут иметь более сильные конкурентные позиции, то для ТГК приоритетной конкурентной стратегией будет та, которая направлена на эффективное развитие активов компании. Преимуществами данной модели будут являться увеличение объемов выработки электрической энергии и тепла с минимальными инвестициями; снижение рыночных рисков за счет комбинированной выработки и сбыта тепла по прямым долгосрочным договорам; увеличение стоимости компании за счет доходов на вложенные инвестиции в среднесрочной перспективе. Принимая во внимание условия внешней среды, конкурентная стратегия, направленная на эффективное развитие активов компании, предполагает разные приоритеты, связанные с развитием генерирующих мощностей

Конденсационная

+ теплофикационная

Наращивание конденсационной выработки

Максимальное развитие

Электрическая выработка

ТГК сейчас

ч

Сохранение текущей позиции при периодическом использовании пиковой нагрузки

Теплофикационная

Сохранение текущей позиции

Базовая + пиковая

Тепловая нагрузка

Базовая

Рисунок 4 – «Приоритеты развития генерирующих мощностей территориальной генерирующей компании».

В зависимости от приоритета в развитии нагрузок на ТЭЦ было выделено четыре варианта приоритетов развития генерирующих мощностей ТГК при стратегии эффективного развития активов компании:

  1. «Сохранение текущей позиции». Подразумевает, подключение развитие только существующей тепловой. А на рынке электроэнергии – развитие теплофикационной электрической мощности на существующей и тепловой нагрузке и сохранение выработки без ее наращивания
  2. «Наращивание конденсационной выработки». Предполагает подключение только базовой нагрузки на рынке тепла, остальное развитие будет происходить только за счет увеличения конденсационной выработки электроэнергии. На рынке электроэнергии – развитие теплофикационных и конденсационных мощностей.
  3. «Сохранение текущей позиции при периодическом использовании пиковой нагрузки». Выбор данной траектории развития предполагает сохранение основной и выборочно пиковой тепловой нагрузки, при условии, если не ухудшаются экономические условия покупки тепла для крупных потребителей (что обозначает - развитие тепловых мощностей под при увеличении потребности в них). На рынке электроэнергии – выработка электроэнергии на базе существующей базовой части тепловой нагрузки и сохранение экономичной теплофикационной выработки.
  4. «Максимальное развитие». Предполагает на рынке тепла подключение как и базовой, так и пиковой тепловой нагрузки потребителей. На рынке электроэнергии – развитие теплофикационной и конденсационной выработки на существующей и перспективной базовой и пиковой тепловой нагрузке.

Вариант максимального развития показывает наибольший экономический эффект, а базовая тепловая нагрузка обеспечивает максимизацию числа часов использования тепловой и электрической мощности в режиме когенерации. В связи с этим приоритетом развития генерирующих мощностей ТГК была выбрана траектория развития, связанная с развитием базовой и пиковой тепловой нагрузки. Выбранная конкурентная стратегия, направленная на эффективное развитие активов компании, при использовании траектории развития фокусирования на базовой и пиковой тепловой нагрузки, в будущем позволит ТГК повысить эффективность выработки электроэнергии и обеспечить запланированный сбыт тепла потребителям.

Выбранный вектор развития в наибольшей степени будет обеспечивать ТГК теплофикационную выработку, что повысит ее конкурентоспособность на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Более того, при сохраняющейся тенденции к росту потребления тепловой энергии вероятность реализации заданной стратегии наиболее вероятна.

Источник: Территориальный орган Федеральной службы

государственной статистики по Москве и Московской области [57]

Рисунок 5 - «Индекс потребления тепловой энергии в г. Москва и МО в процентах к предыдущему году».

При этом существует возможность привлечения новых потребителей с помощью заключения договоров на взаимовыгодных условиях.

Конденсационная выработка электроэнергии будет использоваться при высоких ценах на конкурентном отборе заявок на рынке на сутки вперед, а также на конкурентном отборе заявок для балансирования системы, что будет обеспечивать высокую маржинальность для компании.

В целях реализации на практике конкурентной стратегии, направленной на эффективное развитие активов ТГК и при траектории максимального развития, была использована информация, представленная в Главе №2 – а именно: анализ существующей ситуации на оптовом рынке электроэнергии и мощности, анализ выручки и затрат изучаемой ТГК. В соответствии с вышесказанным были разработаны практические шаги для реализации данной конкурентной стратегии:

  1. Необходимо поддерживать текущий уровень затрат компании, так как экономические показатели достаточно высокие, а при вводе новых мощностей показатели износа оборудования достаточно снизились;
  2. Необходимо усиливать позиции ТГК на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности, а также на рынке тепла. Что возможно путем ремонтных работ, поддержания оборудования в функционирующем состоянии. А также правильная политика поведения компании в конкурентном секторе оптового рынка электроэнергии и мощности, которая будет своевременно и эффективно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры;
  3. Стратегическое планирование и перспективы работы компании. В связи с тем, что оптовый и розничный рынки постоянно развиваются и изменяются необходимо всегда быть готовым к новым вызовам рынка. Необходимо приобретать новые конкурентные преимущества, например, охватывать новые механизмы торговли электроэнергией и мощность;
  4. Анализ перспективных потребителей тепловой энергии поможет компании увеличить выработку на тепловом потреблении, что положительно скажется на ее маржинальности на оптовом рынке электроэнергии и мощности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания данной работы была поставлена цель – определить наиболее оптимальный и эффективный набор конкурентных стратегий для изучаемой территориальной генерирующей компании в условиях изменяющихся рыночных механизмов и для различных вариантов ее поведения в этих механизмах.

В первой главе работы были рассмотрены типы конкурентных стратегий. Так же была дана краткая характеристика генерирующим компаниям, которые в последствие были определены, как основные конкуренты ПАО «Мосэнерго». Во второй главе были рассмотрены экономические аспекты изучаемой территориальной генерирующей компании: рынок, на котором она функционирует, ее технико-экономические и финансовые показатели, также был проведен пофакторный анализ выручки и затрат компании и были определены факторы, которые в большей степени влияют на финансовые результаты. В третьей главе были оценены конкурентные стратегии основных конкурентов изучаемой территориальной генерирующей компании, на основе полученных данных и данных, описанных в главе №2 была разработана оптимальная конкурентная стратегия для ПАО «Мосэнерго».

Выводы. В ходе исследования было определено, что оптимальной конкурентной стратегией для ПАО «Мосэнерго» будет являться стратегия, направленная на максимально подключение тепловой нагрузки и освоения рынка конденсационных нагрузок, при наличии высокой цены. А также поддержание своего уровня конкурентоспособности путем рационального распределения чистой прибыли компании и участия в новых механизмах торговли электроэнергией и мощностью.

Данная работа имеет практическую применимость и может быть алгоритмом для оценки и разработки конкурентных стратегий для других генерирующих компаний, работающих на оптовом и розничном рынках электроэнергии и мощности. При этом, практические рекомендации были выданы с учетом ограниченной осведомленности о финансовом состоянии компании.

При наличии более полных знаний и о финансовом и технико-экономическом состоянии компании возникает возможность разработать более точную конкурентную стратегию, учитывающую все необходимые особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

  1. Об электроэнергетике [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35 // Консультант Плюс: справ. правовая система
  2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 (ред. от 21.12.2018) "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности"// Консультант Плюс: справ. правовая система
  3. «Порядок
установления соответствия генерирующего оборудования участников оптового рынка техническим требованиям» // Системный оператор Единой энергетической системы
  4. «Технические требования
к генерирующему оборудованию участников оптового рынка»// Системный оператор Единой энергетической системы.
  5. Министерство энергетики Российской Федерации «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА» Москва 2014, утверждена Правительством РФ.
  6. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. No 1178 “О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике”.
  7. Приложение №6.2 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка – Регламент регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности.

Учебная литература

  1. «Экономика и управление в энергетике»: учебник для магистров/ под ред. Любимовой Н.Г, Петровского Е.С. – М: Издательство Юрайт, 2014 – с. 270-272.
  2. «Экономика электроэнергетики»: учебник для студентов/ Фомина В.Н: Издательство Юрайт,2003 г. – с. 156-165.
  3. Тепловое оборудование и тепловые сети: Учебник для вузов/Г.В. Арсеньев, В.П Белоусов, А.А. Дранченко и др. – М.: Энергоатомиздат 1988. стр – 223-241.
  4. Методологические особенности распределения затрат между электроэнергией и теплом при их комбинированном производстве:
    Любимова Н.Г., Фомина В.Н.//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 7. С. 122-126.
  5. Современная рыночная электроэнергетика Российской Федерации: 3-е издание/ под редакцией О.Г. Баркина – М. Эздательство «Перо», 2017 год – 532 с.
  6. Томпсон-мл., Артур.А., Стрикленд Ш., А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. С англ. М.: Издательской дом «Вильямс», 2006 – 928 с. Стр.32 (электронный вариант).
  7. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегическое карты: трансофрмация нематериальных активов в материальные результаты/Пер. С англ. – М.:ЗАО Олимп-Бизнес, 2005. – 512 с. Стр. 10 (электронный вариант).
  8. Лысоченко А.А., Свиридов О.Ю. Теоретические основы стратегического управления: Учебник / А.А. Лысоченко, О.Ю. Свиридов. — Ростов н/Д.: Содействие–XXI век, 2016. — 420 с.
  9. Портер М., Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов – М. «Альпина паблишер» - 456 с. Стр 34.
  10.  Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина, А. В. Грачев. М.: Дело и сервис, 2001.
  11. Антипов, М. В. Управление доходностью совокупных активов предприятия электроэнергетики / М. В. Антипов, Н. В. Клочкова // Вестник ИГЭУ. 2005. - Вып. 2. - С.157-161.
  12.  Джангиров, В. И. Принципы совместной работы энергокомпаний в условиях электроэнергетического рынка / В. И. Джангиров, В. А. Баринов // Электричество. 1995. -№ 3. - С. 2-11.
  13. Папков, Б. В. Электроэнергетический рынок и тарифы: учеб. пособие / Б. В. Папков. Н.Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т, 2002. - С. 14.
  14. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. 3-е изд. / Ф. Котлер. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 132 c.
  15. Верин С.В. Современные подходы к организации стратегического менеджмента / Верин С.В. . - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 367 c.
  16. Исаев, Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент. Информационный аспект / Д.В. Исаев. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2016. - 220 c.
  17. Б.Н Макоклюев – Анализ и планирование электропотребления – М. Энергоатомиздат – 2008. – 296 с.:ил.
  18. Гительман Л.Д., Ратников Б.Е. – Энергетическим бизнес: Учеб. пособие. – М.: Дело. 2006 – 600 с.
  19. Гительман Л.Д., Исаев А.П. – Амбициозные менеджеры: Дерзость и интеллект. – М.: Дело, 2004 – 360 с.

Научные статьи

  1. Ф.В. Веселов, А.А. Макаров: доклад форум «Российских нефтегазовый диалог», Круглый стол «Газовая и угольная генерация России: реалии и перспективы» май, 2015 г.
  2. Ф.В. Веселов, А.А. Макаров: доклад форум «Российских нефтегазовый диалог» «Развитие межтопливной конкуренции в отечественной электроэнергетике» май, 2015 г.
  3. Ф.В. Веселов, А.И. Соляник - «Многоуровневый подход к финансово экономической оценке параметров ценовой политики государства в электроэнергетике и долгосрочных последствий принимаемых решений», 2016 г.
  4. Веселов Ф.В., Новикова Т.В., Хоршев А.А. Технологическое обновление теплоэнергетики как долгосрочный фактор сдерживания цен электроэнергии // Теплоэнергетика. 2015. No 12. С. 3–12.
  5. Ф.В. Веселов, А.И. Солянник «Две инвестиционные пятилетки: итоги на спаде волны» // Энергорынок. 02 (157) март 2018.
  6. Ф.В. Веселов, А.И. Солянник «О механизмах реализации стратегии обновления теплоэнергетики» // Энергорынок. 03 (148) апрель 2017.
  7. Ф.В. Веселов «Пройти модернизацию и не устать на пороге» // Энергорынок. 06 (161) июль 2018.

Электронные ресурсы

  1. Стратегия развития Группы РусГидро на период до 2020 года с перспективой до 2025 года – Электронный ресурс - http://www.rushydro.ru/company/strategy/
  2. О Ростатоме – Электронный ресурс - http://www.rosatom.ru/about/
  3. Стратегия Развития Концерна «Росэнергоатом» - Электронный ресурс - http://www.rosenergoatom.ru/development/strategiya-razvitiya/klyuchevye-strategicheskie-tseli-i-initsiativy/
  4. О компании – ПАО «Интер РАО» - Электронный ресурс - https://www.interrao.ru/company/
  5. Стратегия компании Группа «Т Плюс» - Электронный ресурс - http://www.tplusgroup.ru/company/about/strategy/
  6. О компании ПАО «Мосэнерго» – Электронный ресурс - http://www.mosenergo.ru/about/
  7. О компании ПАО «Энел Россия» - Электронный ресурс - https://www.enelrussia.ru/ru/about-us/where-we-are.html
  8. История компании ПАО «ТГК-1» - Электронный ресурс - http://www.tgc1.ru/about/history/
  9. АО «Дальневостояная генерирующая компания» - О компании – Электронный ресурс - https://www.dvec.ru/company/
  10. ПАО «Фортум» - Фортум в России - https://www.fortum.ru/o-nas/kompania/fortum-v-rossii
  11. Сайт НП «Совет рынка» - Рынок электроэнергии и мощности - http://www.np-sr.ru/market/wholesale/index.htm
  12. Сайт Системного оператора Единой энергетической системы – Технологическая основа рынков - http://so-ups.ru/index.php?id=markets
  13. Сайт ПАО «Мосэнерго» - основные показатели деятельности, генерация и сбыт - http://www.mosenergo.ru/services/key-figure/
  14. Ассоциация Некоммерческое партнерство «Совет потребителей энергии» [Электронный ресурс] – «Оптовый потребитель – модель рынка» http://www.np-ace.ru/consumers/wholesale/
  15. Некоммерческое партнерство «Совет рынка» - Автоматизированная информационная система рынков электроэнергии и мощности – «Российская федерация – основные параметра работы рынка – потребление» - http://www.ais.np-sr.ru/information/IASE_0V_R0_CONSUMPTION#потребл
  16. Системный оператор Единой Энергетический системы – Конкурентный отбор мощности [Электронный ресурс] http://monitor.so-ups.ru
  17. Годовой отчет ПАО «Мосэнерго» за 2017 год – Электронный ресурс - https://mosenergo17.downstream.ru/?/ru
  18. Электронный ресурс - Министерство энергетики Российской Федерации – статистика производства тепловой энергии по годам: https://minenergo.gov.ru/activity/statistic
  19. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Аудиторское заключение Группы ПАО «Мосэнерго» за 2013 год – Электронный ресурс - http://www.mosenergo.ru/d/textpage/ce/206/mosenergo-fs-12m2013-rus.pdf
  20. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Аудиторское заключение Группы ПАО «Мосэнерго» за 2014 год – Электронный ресурс - http://www.mosenergo.ru/d/textpage/ce/206/mosehnergo-msfo-2014.pdf
  21. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Аудиторское заключение Группы ПАО «Мосэнерго» за 2015 год – Электронный ресурс http://www.mosenergo.ru/d/textpage/ce/206/fo_meh_rus_2015.pdf
  22. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Аудиторское заключение Группы ПАО «Мосэнерго» за 2016 год – Электронный ресурс - http://www.mosenergo.ru/d/textpage/ce/206/fs_me_2016_ru.pdf
  23. Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности и Аудиторское заключение Группы ПАО «Мосэнерго» за 2017 год – Электронный ресурс - http://www.mosenergo.ru/d/textpage/ce/206/fs_me_201712ru.pdf
  24. Официальная статистика – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Москве и Московской области http://www.msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/statistics/enterprises/production/