Файл: Департамент образования и науки города москвы государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Невозможно представить развитие ребенка без игры, ролевые игры - основное занятие дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации выполнять все действия, функции, которые его привлекают, включаться в различные события. Ролевая игра - это начальное и осознанное взаимодействие маленького человека с миром, в котором ребенок играет главную роль субъекта творца, это средство его самореализации и самовыражения. В ней ребенок-это то, кем он хочет быть, в игре ребенок находится там, где он хочет быть, он участник интересных и увлекательных событий.

Через ролевую игру ребенок осваивает духовные ценности, усваивает предыдущий социальный опыт. В нем ребенок приобретает навыки коллективного мышления. Ролевая игра является наиболее доступным видом деятельности для детей, средством обработки впечатлений, знаний, полученных в окружающем мире, поскольку здесь проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развитие потребности в общении ясно. Ролевые игры могут стать формой организации жизни дошкольника, при которой воспитатель, используя различные методы, формирует личность ребенка, его духовную и социальную ориентацию27.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама по себе, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок осваивает игру, тренируясь в игровом мире, в мире играющих людей. Естественно, это происходит, когда ребенок принадлежит к другой возрастной группе, состоящей из нескольких поколений детей. У детей этих возрастных групп разный уровень игры: дети старшего возраста используют все возможные способы построения игры, а дети младшего возраста подключаются на доступном уровне, проникаясь общим «игровым духом». Постепенно дети приобретают игровой опыт – как с точки зрения игровых навыков, так и с точки зрения конкретных предметов; по мере взросления они сами становятся «носителями игры», передавая ее другому поколению детей младшего возраста. Это естественный механизм передачи игровой культуры28.

Современный дошкольник вряд ли приобретет их таким образом, поскольку разные и неформальные возрастные группы сейчас очень редки. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разных возрастов сильно разделены. В детском саду дети отбираются в группу по принципу одного возраста, в семьях чаще всего один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкостью из-за чрезмерной опеки над дошкольниками и занятости школьников в школе, специализированные кружки и т. Сильными факторами разлучения детей являются телевизор и компьютер, где они проводят много времени.


В современном детском саду чаще всего большое внимание уделяется материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию игры у детей как вида деятельности. Чтобы оказать адекватное педагогическое влияние на ролевую игру детей, педагоги должны хорошо понимать ее природу, иметь представление об особенностях ее развития на протяжении всего дошкольного возраста и уметь играть с детьми. Последний, согласно современным исследованиям29, особенно важный с точки зрения обогащения ролевых игр для детей дошкольного возраста.

Одной из особенностей ролевой игры является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - это продукт, который дети создают сами. Они самостоятельно выбирают тему, время, место, линию своего развития, решают, как они будут раскрывать роли и т. д. Каждый ребенок волен выбирать способы воплощения образа. Используя фантазию и воображение, ребенок реализует свой замысел, что позволяет ему самостоятельно интегрироваться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни долгое время будут ему недоступны. Вместе в ролевой игре дети свободно выбирают себе партнеров, сами устанавливают правила игры, следят за их выполнением, регулируют отношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в истинность игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается во время игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческом воплощении и осмыслении факторов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению.

Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя соответствующим взрослым именем («Я мать», «я врач», «я космонавт»), но, что более важно, ведет себя как взрослый, роль которого он взял на себя и таким образом отождествляет себя с его. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль матери, врача или водителя может быть сыграна только мысленно, без реальных практических действий. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они меняются в зависимости от этих конкретных условий, с расширением кругозора ребенка и его знакомством с окружающей средой. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети незнакомы с окружающим миром людей, они мало играют, их игры однообразны и ограничены. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают разыгрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телесериалов, и брать на себя роль телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, которые проводят слишком много времени на телевидении, знают о жизни и отношениях героев зарубежных фильмов лучше, чем настоящие взрослые, которые их окружают. Однако это не меняет сути игры: при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается в основном одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения

30.

Содержание игры - это то, во что играет ребенок как центральный момент в человеческих отношениях. Специфика отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть разной и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка. Одна и та же игра по своему сюжету (например, в семье) может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая-краситься перед зеркалом и спешить в гости, третья-постоянно стирать и готовить, четвертаячитать сказки, детские книги и занятия с ними и т. д. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. То, что мама делает со своей дочерью, девочка будет делать со своей куклой (или своей девушкой в игре). Человеческие отношения и условия, в которых живет ребенок, определяют не только тематику, но, прежде всего, содержание детских игр31.

Таким образом, основой ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой среде. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Играя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В игровых условиях дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем на прямом задании взрослого. Сознательная цель-сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение-раньше и легче ребенок выделяется в игре. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с замещающими объектами, ребенок начинает оперировать в мыслимом и условном пространстве. Субъект-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровая деятельность сворачивается, и ребенок начинает действовать на внутреннем, психическом уровне.

Выводы по 1 главе


В данной главе рассмотрены основные понятия процесса воспитания в педагогической науке, рассмотрены труды учёных по данному вопросу. Было выявлено, что под процессом воспитания понимают, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника результатом которого является развитие личностных качеств.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников остается актуальной темой в наше время. Стоит учитывать, что права детей на гуманное отношение прописано в ряде международных документов.


На данном этапе развития педагогической науки не существует методик для определения уровня сформированности конкретных нравственных качеств. Недостаточность разработки показателей для измерения этих качеств, а также методов изучения и обработки диагностического материала исключают возможность объективной оценки достигнутого уровня нравственного развития детей среднего дошкольного возраста.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

В дошкольном возрасте основным занятием является игра. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности.

Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств.

Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой среде. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Постепенно игровая деятельность сворачивается, и ребенок начинает действовать на внутреннем, психическом уровне.

1 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.

2 Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Часть 2. Вопросы детской возрастной психологии / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2020. - 872 c.

3 Белкина, В. Н.  Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.

4 Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учебник для вузов / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 384 с.


5 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. С. 53.

6 Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003

7 Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

8 Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры - В 2-х т. Т.1. / А.Н. Леонтьев. - М.: Мысль, 2003. - 456 с.

9 Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 192 с.

10 Гонина, О. О.  Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 425 с.





11 Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. - М.: «Феникс», 2005. - 456 с.

12 Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 275 с. 

13 Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. И. Изотова [и др.] ; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 222 с.





14 Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с. С. 53.

15 Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2001. - 336 с.



16 Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.

17 Психология и педагогика : учебник для бакалавров / П. И. Пидкасистый [и др.] ; ответственный редактор П. И. Пидкасистый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 781 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2804-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/487988

18 Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.


19 19)Титова Е. В. Если знать, как действовать. -- М.: Просвещение, 1993

20 Сластенин В.И., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

21 Баблюк Т.А., Ахмерова Д.Ф. Особенности развития коммуникативных умений у дошкольников / Т.А. Баблюк, Д.Ф. Ахмерова // Достижения вузовской науки. – 2016. – № 23. – С. 86-92.