Файл: Департамент образования и науки города москвы государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно говорить о том, что старший дошкольный возраст отличается стремительным развитием интеллектуальных, социальных, личностных способностей ребенка. Он характеризуется приобретением новых навыков и способностей, развитием памяти, внимания, воображения, психологической и физической подготовкой к обучению в школе.




1.2. Основные формы организации процесса воспитания

Под формой понимают внешнее сочетание и установленный образец, таким образом, говоря о форме организации процесса воспитания, понимают выражение содержательной части воспитательной работы, которая проявляется в определённой структуре отношений педагога и воспитанников.

В педагогическом словаре даётся следующее определение термина «форма», «способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления».

В настоящее время в педагогической науке отсутствует единое определение термина «форма воспитательной работы».

Согласно П.И. Пидкасистому форма процесса воспитания это применение различных вариантов организации конкретного воспитательного процесса, форма находится в тесной взаимосвязи с содержанием и средствами процесса воспитания17.

Формы процесса воспитания являются вариантом организации конкретного воспитательного акта18.

В педагогической науке часто отождествляются понятия «форма воспитания» и «форма организации воспитательной деятельности» и определяются в качестве вариантов организации конкретного воспитательного процесса.

Форма организации процесса воспитания предполагает совокупность приёмов и средств организации воспитательного процесса, в данном процессе реализуются закономерности и принципы воспитания.

На сегодняшний день наиболее популярной классификацией форм процесса воспитания является классификация Е.В. Титовой.

Согласно этой классификации, все формы делятся на три группы:

  1. мероприятия;

  2. дела;

  3. игры 19.

Данные форм различаются по цели процесса воспитания, по позиции участников процесса и по объективным возможностям процесса воспитания. На рисунке 1 представлены формы процесса воспитания по Е.В. Титовой.




Рисунок 1 – Система форм воспитания (по Е.В. Титовой)

Под мероприятиями понимают различные события, занятия и ситуации, которые целенаправленно организуются для непосредственного воспитательного влияния. Особенностью данной формы является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская позиция взрослых.

Дело – общая работа или важные события, которые организуются и реализуются челнами коллектива для принесения пользы или радости кому-либо. К характерным чертам данной формы процесса воспитания относят:

  • позиция детей – созидательно-деятельная;

  • участие воспитанников в организаторской деятельности;

  • общественно значимая направленность содержания деятельности;

  • самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Игра является воображаемым или реальным видом деятельности, который целенаправленно организуется для отдыха, развлечения и обучения членов коллектива.

Так же формы воспитания можно распределить по группам по таким категориям, как:

  • по количеству воспитанников;

  • по количеству организаторов;

  • по результату;

  • по наличию подготовки;

  • по характеру включения воспитанников;

  • по характеру доминирующей деятельности;

  • по частоте использования;

  • по типу взаимодействия в другими людьми и коллективами.

На рисунке 2 представлена схема форм организации процесса воспитания по всем перечисленным категориям.

Р
исунок 2 – Формы организации процесса воспитания по разным показателям

Помимо всего прочего существует классификация форм процесса воспитания в зависимости от направления воспитания. Данная классификация подразумевает такие формы как:

  • познавательная деятельность. Основное предназначение – формирование познавательного интереса, развитие высокого уровня положительной мотивации к процессу обучения, развитие учебных навыков.

  • Досуговая/развлекательная деятельность. Данная форма способствует организации отдыха воспитанников, формированию положительного отношения между членами коллектива, снижение уровня тревожности и напряжения.

  • Оздоровительно-спортивная деятельность. Данный вид деятельности способствует оздоровлению воспитанников, снижению уровня тревожности, формирование привычек здорового образа жизни.

  • Трудовая деятельность. Отражает содержание различных видов труда.

  • Творческая деятельность. Данная форма процесса воспитания младших школьников способствует развитию творческих способностей, раскрывает интересы детей20.


Форма процесса воспитания, выбранная педагогом, должна в полной мере соответствовать цели воспитания, особенностям возрастного развития, системе воспитательной работы класса и т.д.

Выбор необходимых форм процесса воспитания во многом зависит от следующих показателей: содержание и направленность воспитательных задач; уровень воспитанности учащихся; особенности конкретного коллектива; технические возможности образовательного учреждения; уровень профессиональной компетентности педагога. Успешность воспитательной работы во многом определяется оптимальностью сочетания различных форм.

Таким образом, на основании психолого-педагогической литературы можно говорить о том, что в настоящее время нет единого определения форм процесса воспитания, тем не менее, данный вопрос рассматривался разными учёными. В результате исследовательской деятельности было выявлено, что существуют различные классификации форм процесса воспитания в зависимости от различных факторов. Успешность воспитательной деятельности обеспечивается использованием различных форм процесса воспитания и учёт возрастных и личностных особенностей коллектива и каждого из его членов.

1.3 Понятие сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте ее этапы и структура


Игра является воображаемым или реальным видом деятельности, который целенаправленно организуется для отдыха, развлечения и обучения членов коллектива.

Период старшего дошкольного возраста отличается стремительным развитием интеллектуальных способностей ребенка, характерной чертой данного периода является ведущий вид деятельности ребенка – игра21. В среднем дошкольном возрасте, ролевая игра имеет большое значение для становления личности ребенка. Взрослый человек становится примером для подражания, в процессе игры дети моделируют взаимоотношения между людьми, развиваются способности ребенка. За длительный период дошкольного возраста ребенок становится более самостоятельным, инициативным22. Игра на данном этапе помогает в воспроизведении жизненных ситуаций, а также служит источников конфликтных ситуаций, таким образом, именно в игре ребенок учится выходить из конфликтов с наименьшими потерями. Ребенок на данном этапе обучается адекватной реакции на происходящие события, учится строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Помимо всего прочего игры способствуют личностному росту и стремительному развитию эмоционального интеллекта, который оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь.


Д..Б. Эльконин отмечает, что игра развивается не только вокруг операционной стороны, но в первую очередь, вокруг мотивационной и смысловой сфер деятельности23.

Период старшего дошкольного возраста является благоприятным для развития личностных качеств и реализации механизмов его поведения. В данный временной период происходит переход от ситуативного, импульсного поведения к более личностному поведению.

Игра как одна из форм отражения ведущей деятельности может соответствовать достигнутому возрасту, возвращаться к более ранним формам поведения, опережать соответствующую возрастную стадию и способствовать подготовке к новой ведущей деятельности.

Согласно Д.Б. Эльконину игра состоит из различных структурных компонентов, каждый из которых имеет важное значение для организации и развития игры. На рисунке 3 представлена схема игры по Д.Б. Эльконину.



Рисунок 3 – детская игра по Д.Б. Эльконину
Одним из видов игр в среднем дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр основывается на межличностных отношениях. Сюжетно-ролевая игра вызывает у ребёнка потребность в общении и в этом качестве выполняет мотивационно-побудительную функцию.

У данного типа игр высокая воспитательная ценность, так как они помогают сплотить детский коллектив и включить в деятельность даже застенчивых детей, которые избегают активного взаимодействия со сверстниками.

Сюжетно-ролевая игра даёт возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, то есть выбрать ту роль, которую ему хочется попробовать сыграть. Конечно, в среднем дошкольном возрасте дети чаще всего выбирают уже знакомы роли, изображают интонацию и поведение значимых для них людей (родителей, персонажей книг и мультфильмов), но иногда происходи избрание и незнакомой роли.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребёнку пробовать различные варианты речевого поведения, оценивать речевое поведение партнёра по игре, развивает навык самоконтроля и контроля за другими людьми, то есть выполняет ориентирующую функцию.

Сюжетно-ролевая игра - это игры на бытовые темы с производственной тематикой. То есть вид деятельности человека (дошкольника), направленной на отражение окружающей действительности, в частности профессиональной деятельности взрослых, их жизни и социальных отношений24. Эти игры имеют свою специфику, которая отражает самобытность, самостоятельность, креативность их участников. Главной отличительной чертой ролевой игры является то, что она создается самими детьми
25.

На рисунке 4 представлена структура сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину.



Рисунок 4 – Структура сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину

Д.Б. Эльконин отмечает 4 значимых компонента сюжетно-ролевой игры:

1) роль – является основой сюжетно-ролевой игры, подразумевает выбор каждым ребёнком определённой роли;

2) игровые действия - построение и решение ситуативных задач вокруг выбранной роли;

3) игровое употребление предметов – наделение предметов функциями, ему несвойственными (палка становится лопатой, лист лопуха –зонтом и т.д.);

4) реальные отношения между участниками игры – решение различных ситуативных задач, которые создаются самими детьми или взрослым (продавец и покупатели, дочки-матери и т.д.).

Д.Б.Эльконин отмечает, что сюжетно-ролевая игра развивается в соответствии с возрастом участников, так на рисунке 5 представлены уровни развития сюжетно-ролевой игры по Д.Б. Эльконину.

Р
исунок 5 – Уровни развития сюжетно-ролевой игры по

Д.Б. Эльконину

Основным содержанием ролевых игр является социальная жизнь взрослых в ее различных проявлениях: действия и отношение взрослых к объектам, содержание их работы и т. д.

Роль - это основное ядро ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует от его имени в игре.

Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная игра, как и любая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею26.

Таким образом, можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра является важным компонентом развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, так как оказывает значительное влияние на все сферы психического развития дошкольника, способствует усвоению норм и правил принятых в обществе, а так же оказывает влияние на формирование коммуникативных навыков ребёнка, умение строить отношения с окружающими и решать коммуникативные задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности.

Сюжетная игра - самое увлекательное занятие для дошкольников. Педагог должен помочь овладеть игровыми навыками детей. Для этого воспитатель должен соблюдать принципы организации сюжетной игры в детском саду.