Файл: Департамент образования и науки города москвы государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города москвы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №10»
(ГБПОУ ПК №10)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Сюжетно ролевая игра, как средство воспитания нравственных качеств у старших дошкольников»
Дата допуска «_____»__________2023 __________________________________ Дата защиты «_____»__________2023 Оценка __________________________ | Специальность Курс , Группа Руководитель: ________________________________ |
москва, 2022
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание доброго, честного человека является задачей педагогики на протяжении многих лет. Данный вопрос рассматривался в работах отечественных и зарубежных ученных неоднократно, тем не менее, вопрос остается актуальным в настоящее время, так как в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного общего образования образовательное учреждение должно обеспечивать духовно-нравственное воспитание и развитие воспитанников; овладение духовными ценностями; становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, которое предусматривает принятие моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Актуальность работы обусловлена тем, что воспитание нравственных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, оказывает значимое влияние на сформированность личности ребёнка в целом. Нравственные чувства являются существенным механизмом, который лежит в основе морального выбора и нравственной саморегуляции, определяют уровень нравственной зрелости человека, а также степень развития нравственной культуры.
Объектом исследования выступает процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования – сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – определить возможности воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством применения сюжетно-ролевых игр.
В связи с поставленной целью выделены следующие задачи:
1) на основании анализа психолго-педагогической литературы определить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) определить роль сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте;
3) рассмотреть опыт применения сюжетно-ролевых игр для воспитания нравственных качеств старших дошкольников;
4) выявить условия успешного формирования и развития нравственных качеств учащихся начальной школы;
5) составить программу применения сюжетно-ролевых игр в воспитательном процессе дошкольного учреждения;
6) определить эффективность применения сюжетно-ролевых игр в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Методологической основой исследования являются положения А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.А. Петровского, М.И. Лисиной о ведущей роли общения и коммуникаций в формировании личности, положения Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.А. Сластенина о развитии умений и навыков, а также теоретические исследования Н.Я. Бойенко, Н.Я. Михайленко, Е.В. Зворыгиной и других в сфере педагогических технологий. Основой данной работы послужила концепция сюжетно-ролевых игр Д.Б. Эльконина.
Гипотеза исследования: использование сюжетно-ролевых игр способствует развитию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-
теоретические: изучение и анализ теоретических источников и научно - методической литературы по проблеме исследования; обобщение. -
эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование, изучение опыта работы учителей начальных классов; -
практические: педагогический эксперимент; -
статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость: подобранные и структурированные упражнения и методы работы могут быть использованы воспитателями детских образовательных учреждений в практической деятельности.
База исследования.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Для эффективной педагогической работы необходимо понимание возрастных этапов и их значение в становлении личности ребенка. Несмотря на индивидуальное развитие каждого воспитанника, учёные и педагоги, опираясь на многолетний опыт, выделили ряд общих закономерностей развития, знание которые необходимо применять в педагогической практике.
Возрастная периодизация рассматривалась Наиболее основательный подход к возрастной периодизации прослеживается в работах советского педагога Л.С. Выготского, он утверждал: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами»1.
В своих работах Л.С. Выготский выделяет следующие возрастные этапы:
-
младенческий возраст (2 месяца – 1 год); -
раннее детство (1-3 года); -
дошкольный возраст (3 года – 7 лет); -
школьный возраст (8-12 лет); -
пубертатный возраст (14-16 лет)2.
Каждый из возрастных периодов имеет важное значение в развитии каждого ребенка.
Старший дошкольный возраст это последний из периодов дошкольного возраста, который представляет собой важный этап интенсивного психического и физического развития.
Данный период развития отличается стремительным развитием интеллектуальных способностей ребенка, характерной чертой данного периода является ведущий вид деятельности ребенка – игра3. В старшем дошкольном возрасте, ролевая игра имеет важное значение для становления личности ребенка. Взрослый человек становится примером для подражания, в процессе игры дети моделируют взаимоотношения между людьми, развиваются способности ребенка. За длительный период дошкольного возраста ребенок становится более самостоятельным, инициативным4.
Д.Б. Эльконин отмечает, что игра развивается не только вокруг операционной стороны, но в первую очередь, вокруг мотивационной и смысловой сфер деятельности5.
Дошкольный возраст благоприятный и наиболее значимый период для развития личностных качеств и механизмов поведения ребенка. На данном этапе ребенок переходит от ситуативного и импульсивного поведения к более личностному, опосредованному каким-либо представлением. Образ поведения и образ результата действия выступают в роли образца и регулятора деятельности
6.
К концу дошкольного возраста, ребенок овладевает необходимыми эмоциями и чувствами, способствующими нормальному взаимодействию с окружающими людьми. К окончанию периода дошкольного возраста ребенок ответственно относится к результату своих действий.
В старшем дошкольном возрасте все психолого-педагогические личностные особенности ребенка становятся более содержательными. Происходит существенное повышение уровня произвольности и свободы поведения, формируется более адекватная оценка удач и неудач в различных видах деятельности.
Ответственность помогает развитию чувства сопричастности к общему делу, воспитывает чувство долга7.
Одновременно с ответственностью, ребенок учится оценивать свои действия как плохие и хорошие, появляются навыки само рефлексии. Главными мотивами поведения в старшем дошкольном возрасте становятся общественные мотивы. Фактическое формирование личности связанно с устойчивым соотношением мотивов, наблюдается соподчинение мотивов. На данном этапе формируется воля и произвольность старшего школьника8.
Ребенок старшего дошкольного возраста обладает способностью осознавать нравственный смысл ответственности. В результате игровой деятельности со взрослыми и детьми, ребенок получает важный опыт ответственного поведения. От уровня развития ответственности в старшем дошкольном возрасте, во многом зависит успешность обучения в младшем школьном возрасте9.
Помимо всего прочего, в дошкольном возрасте дети овладевают продуктивными видами деятельности, которые имеют важное значение для становления личностных и интеллектуальных качеств воспитанника:
-
рисование; -
трудовая деятельность; -
конструирование и др.10
Рисование в старшем дошкольном возрасте приобретает новый уровень, ребенок способен перейти от изображения отдельных предметов к сюжетному рисованию, выражение в рисунках личного отношения к происходящему, присутствие элементов творчества в рисунках.
На данном возрастном этапе намного усложняется конструирование как один из видов продуктивной деятельности. Конструирование происходит в соответствии с предварительным планом и реализацией замыслов.11
Наиболее важное значение в интеллектуальном и психическом развитии ребенка старшего дошкольного возраста достигает трудовая деятельность. Происходит становление необходимых трудовых качеств, в большей мере осознается значимость учебной и трудовой деятельности, во время учебной деятельности развивается познавательный интерес.
12
Так как круг общения значительно расширяется, появляется необходимость в полноценном овладении различными средствами общения, наиболее важным из которых является речь. Речевая деятельность развивается в нескольких направлениях:
-
совершенствуется практическое употребление в общении с окружающими; -
речь становится орудием мышления. Ребенок не только пользуется речью, но и осознает её строение, что имеет важное значение для дальнейшего овладения грамотой13.
На протяжении дошкольного возраста происходит развитие лексического словаря и грамматического строя речи. По сравнению с более ранним периодом словарь дошкольника увеличивается примерно в три раза.
В старшем дошкольном возрасте стремительно развивается фонематический слух. Уже в 5-6 лет дети могут производить полный звуковой анализ слова, данный навык помогает успешному овладению навыками чтения и письма.
Дошкольное детство характеризуется интенсивным сенсорным развитием ребенка. Совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях между предметами в пространстве. Воспринимая предметы, ребенок более точно учиться определять температуру, форму, вес, свойства поверхности, размер и другие, характерные для предмета черты.14
Формирование и развитие мыслительных действий являются основой развития мышления. На основе наглядно-действенной формы мышления развивается наглядно-образная форма мышления, а затем и логическая.
Внимание, память, воображение в старшем дошкольном возрасте приобретают произвольный, преднамеренный характер. Одним из значимых достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания15.
Развитие личностных качеств старшего дошкольника происходит при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенку необходим доброжелательный контроль и положительная оценка значимых для него взрослых. Правильное поведение в присутствии взрослых является первым этапом морального развития дошкольника.
Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться с моральных качествах. Ребенок анализирует собственное психическое состояние, проецирует свой поступок и предполагает реакцию людей на него. Важную роль в нравственном развитии ребенка имеют знание норм общения и осознание их значимости и необходимости.16