Файл: Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности (Понятие, задачи и роль оперативно-розыскной деятельности ).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, задачи и роль оперативно-розыскной деятельности
1.1. Цели и задачи деятельности, осуществляемой оперативно-розыскными органами
1.2. Содержание и процессуальная роль оперативно-розыскной деятельности
1.3. Соотношение предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности
2. Права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.1. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.2. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
2.3. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Суть данного права в том, что оперативно-розыскные органы могут использовать помещения, транспортные средства и иное имущество транспортных средств для конспирации при проведении оперативнорозыскных мероприятий. Например, может проводиться наблюдение за объектом из помещения или здания, внедрение лица в преступную группировку, проведение засады с дальнейшим задержанием преступника, оперативный эксперимент и прочие меры конспиративного проведения оперативно-розыскных мероприятий. [22]
- использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств ОРО, а также личность конфидентов;
Основа ОРД - разведывательные методы, которые требуют тщательной конспирации ее субъектов. Поэтому необходимо зашифровывать личности должностных лиц и граждан, оказывающих содействие проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также ведомственную принадлежность и транспортные средства, принадлежащие оперативно-розыскным органам;
- создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач ОРД.
Для зашифровки создается легенда прикрытия, соответствующее ей поведение, внешний вид и необходимые документы, закрепляющие данную легенду и придающие ей правдоподобный вид. Также могут создаваться легендированные предприятия, которые должны иметь учредителя с необходимым пакетом документов, зарегистрированного в едином реестре юридических лиц и поставленного на учет в налоговом органе, имеющего свой расчетный счет в банке и юридическую регистрацию в городской администрации. Данное предприятие должно функционировать в полной мере независимо от его реального назначения, подбирать персонал, вести хозяйственную деятельность и финансовые расчеты, а также нести гражданско-правовую ответственность.
Заключение
В завершении сформулируем основные выводы.
Понятию ОРД посвящена ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Оперативно-розыскная деятельность", согласно которой:
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Сущностью ОРД, определяющей ее основной характер, является разведывательно-поисковая функция, которая направлена на предупреждение, пресечение и выявление преступлений.
Целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Первое место защиты ОРД занимают права и свобода человека и гражданина, так они являются высшей ценностью в соответствии с Конституцией РФ.
Основные задачи оперативно-розыскной деятельности предусмотрены ст. 2 ФЗ об ОРД от 12 августа 1995 года № 144 - ФЗ, где изложены следующие задачи:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;
- выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывшихся от органов дознании, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания;
- розыск без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
1. Принимать меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
2. Исполнять поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.
3. Выполнять запросы международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД.
6. Содействовать обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД.
При решении задач ОРД органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
1. Проводить гласно и негласно перечисленные в законе ОРМ.
2. Устанавливать отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД.
3. Использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц.
4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность.
5. Создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения предусмотренных законом задач.
Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в текущей редакции) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. от 07.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
- Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 24.02.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33.- Ст. 3349.
- Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Утв. приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 года №776/703/509/507/1820/42/535/39 8/68 // Российская газета. – 2013. - 13 дек. - № 282.
- О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России: приказ МВД России от 19.06.2012 № 608. [Электронный ресурс] // СПС Консультант-плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133312/ (дата обращения: 26.11.2019)
Монографии и периодические издания
- Баев М. О., Щукин В. И. Проблемные вопросы установления оснований для избрания меры пресечения // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2017. - № 3. - С. 6-10.
- Баженов С.В. Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности // Законодательство и практика. – 2015. - № 1 (34). – С. 32-42.
- Бакланов Л. А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. - 126 с.
- Бобров В.Г. Некоторые суждения по монографии Н.С. Железняка и А.Д. Васильева "Черные дыры" и "белые пятна" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности": юридические и лингвистические аспекты // Оперативник (сыщик). - 2011. - № 1 (26). – С. 19-24.
- Вагин О. А., Чечетин А. Е., Шахматов А. В. Практика применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: уч.-практ. пос. - Санкт-Петербург: СПб ун-т МВД России, 2012. - 48 с.
- Глушков Е. Л., Свистильников А. Б. О некоторых проблемах при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2018. - № 1. - С. 49-52.
- Гусев В. А. «Параллельная реальность» принуждения в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 3 (44). - С. 39-44.
- Давлетов А.А. Уголовное судопроизводство: учебное пособие / А.А. Давлетов. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. - 315 с.
- Давыдов С. И. Проблемы соблюдения конституционных прав граждан при разрешении типичных оперативно-розыскных ситуаций // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности : сб. мат-лов Всеросс. круглого стола 3 ноября 2011 г. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 131-137.
- Железняк Н.С. К вопросу о корректировке положений, регламентирующих понятие оперативно-розыскной деятельности // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. - 2016. - № 4 (25). - С. 7-13.
- Зникин В. Результаты ОРД в уголовном процессе // Законность. - 2015. - № 11. – С. 38-39.
- Кокурин Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно - розыскной деятельности // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - № 1. - С. 93 - 97.
- Луговик В.Ф. Оперативно-розыскной кодекс: проект / В.Ф. Луговик. - Омск: Омская академия МВД России, 2015. – 280 с.
- Меретуков Г.М., Лунина Е.С., Липка А.О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 115. - С. 1009-1022.
- Омелин В. Н. Проблемы совершенствования законодательного регулирования оперативно-разыскной деятельности // Алтайский юридический вестник. - 2017. - № 2 (18). - С. 124-128.
- Солтанович А.В., Хлус А.М., Хомич В.М. Оперативно-розыскная деятельность: пособие для студентов вузов / под ред. А.И. Шведа. - Минск: Тетралит, 2014. – 284 с.
- Чумаров С. А. О правовой форме принудительных процедур, применяемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 3 (44). - С. 44-46.
- Шатохин И. Д. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12.00.12 / Шатохин Иван Дмитриевич. - Санкт- Петербург, 2018. - 24 с.
- Шумилов А.Ю. Не пора ли полностью кодифицировать основные правила профессионального сыска в двух новых федеральных законах // Актуальные вопросы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: материалы всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Омская юридическая академия, 2012. - С. 86-98.
- Шумилов, А.Ю. Нужны ли федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и другие частные законы об отдельных видах профессиональной сыскной деятельности? // Оперативник (сыщик). - 2016. - № 1. – С. 12-15.
Приложение 1
Рис. 1. Органы, которые вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность
-
В дальнейшем в тексте вместо «оперативно-розыскная деятельность» будет использована аббревиатура ОРД. ↑
-
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 24.02.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33.- Ст. 3349. ↑
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изм. от 07.03.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921. ↑
-
Меретуков Г.М., Лунина Е.С., Липка А.О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 115. - С. 1010. ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в текущей редакции) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398. ↑
-
Меретуков Г.М., Лунина Е.С., Липка А.О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 115. - С. 1010-1011. ↑
-
Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд. Утв. приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 года №776/703/509/507/1820/42/535/39 8/68 // Российская газета. – 2013. - 13 дек. - № 282. ↑
-
Баженов С.В. Порядок представления следователю результатов оперативно-розыскной деятельности // Законодательство и практика. – 2015. - № 1 (34). – С. 32. ↑
-
Давлетов А.А. Уголовное судопроизводство: учебное пособие / А.А. Давлетов. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2013. С. 108. ↑
-
Кокурин Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно - розыскной деятельности // Бизнес, менеджмент и право. - 2015. - № 1. - С. 93. ↑
-
Зникин В. Результаты ОРД в уголовном процессе // Законность. - 2015. - № 11. – С. 38-39. ↑
-
Меретуков Г.М., Лунина Е.С., Липка А.О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 115. - С. 1015. ↑
-
Солтанович А.В., Хлус А.М., Хомич В.М. Оперативно-розыскная деятельность: пособие для студентов вузов / под ред. А.И. Шведа. - Минск: Тетралит, 2014. С. 187. ↑
-
Меретуков Г.М., Лунина Е.С., Липка А.О. Уголовный процесс и оперативно-розыскная деятельность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 115. - С. 1017. ↑
-
Шатохин И. Д. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина: автореф. ... дис. канд. юрид. наук: 12.00.12 / Шатохин Иван Дмитриевич. - Санкт- Петербург, 2018. С. 17. ↑
-
Вагин О. А., Чечетин А. Е., Шахматов А. В. Практика применения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: уч.-практ. пос. - Санкт-Петербург: СПб ун-т МВД России, 2012. С. 31. ↑
-
Давыдов С. И. Проблемы соблюдения конституционных прав граждан при разрешении типичных оперативно-розыскных ситуаций // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности : сб. мат-лов Всеросс. круглого стола 3 ноября 2011 г. - Санкт-Петербург, 2012. - С. 134. ↑
-
Гусев В. А. «Параллельная реальность» принуждения в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 3 (44). - С. 41. ↑
-
Чумаров С. А. О правовой форме принудительных процедур, применяемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). - 2015. - № 3 (44). - С. 45. ↑
-
Бакланов Л. А. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: монография. - Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2015. С. 107. ↑
-
Глушков Е. Л., Свистильников А. Б. О некоторых проблемах при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2018. - № 1. - С. 50. ↑
-
Омелин В. Н. Проблемы совершенствования законодательного регулирования оперативно-разыскной деятельности // Алтайский юридический вестник. - 2017. - № 2 (18). - С. 125. ↑