Файл: «Личностные деформации стрессового типа.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Стрессовые ситуации являются неотделимым явлением на протяжении всей жизни человека: от детства, до самой старости. Детские переживания, подростковые проблемы, депрессии, профессиональные стрессы оставляют свой след в психике, находят отражение в мыслях и поступках человека.

Из года в год влияние стресса в различных сферах жизни становится все значительнее, современный человек каждый день находится в круговороте различных событий, непредвиденных ситуаций, экстремальных обстоятельств. Проблема стресса становится более актуальной, как в научном, так и в практическом аспектах, и является применимой ко всем областям деятельности.

Незначительные стрессовые состояния не несут большого вреда человеку, но следует помнить, что чрезмерный стресс и неспособность его преодоления могут стать причиной возникновения расстройств и заболеваний.

Специфику стрессовых явлений и способы предотвращения таких нежелательных последствий, в частности, личностных деформаций, рассматривает данное исследование.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Существенный вклад в разработку данной тематики внесли такие ученые как Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазарус, Э. Ушакова, П. Фресс, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаева-Смык, С. Г. Геллерштейн, Д. Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьев, А.Н. Розенталь, В.А. Бодров, Дж. Гринберг. Данное исследование опирается на труды этих ученых, а также на книги и статьи издательств ведущих образовательных учреждений.

Цель исследования: изучить особенности личностных деформаций стрессового типа.

Задачи исследования:

  • рассмотреть сущность стресса, его причины и виды;
  • определить тенденции появления и развития стрессовых ситуаций;
  • рассмотреть влияние стресогенных факторов на поведение человека;
  • выявить взаимосвязь личностных деформаций и акцентуаций характера;
  • раскрыть основные симптомы деформации личности;
  • определить методы предупреждения и преодоления профессиональных деформаций;
  • сформулировать основные выводы по работе.

Объект исследования - личностные деформации стрессового типа.

Предмет исследования – особенности появления и способы профилактики профессиональных деформаций личности.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения стресса

Стресс в современном обществе. Теории и механизмы

Повседневная жизнь человека буквально пронизана различными эмоциональными процессами и чувствами. Эмоции раскрывают потребности, мотивы, стремления, позволяют узнать больше о своем внутреннем мире, об отношении к миру окружающему.

Эмоции - это одно из проявлений отражательной психической деятельности человека [24]. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека [18]. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства [42].

Среди прочих, не менее важных состояний, следует выделить стресс. Он может быть полезным, как следствие положительных эмоций в непредвиденных ситуациях и стать причиной улучшения настроения, повышения иммунитета, внимания и других показателей. Или же может быть отрицательным и породить неврозы и другие душевные расстройства, а также многие органические (психогенные) заболевания [23].

Слово «стресс» пришло в английский язык из старо французского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс», первый слог постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания». Теперь эти слова имеют разное значение, несмотря на общность происхождения [31]. Различие состоит лишь в том, что эмоции от деятельности, связанной со стрессом, как уже говорилось ранее, могут быть и положительными, и отрицательными. На данный момент широко используется термин «эустресс», характеризующий положительный стресс. Деятельность, которая связанна с дистрессом, всегда отрицательно окрашена.

В современной науке существует множество определений стресса.

Согласно Г. Селье - стресс является своеобразной реакцией организма на влияние деструктивных агентов, специфических и неспецифических факторов, которая проявляется в симптомах общего адаптационного синдрома. Г. Селье считал, что даже находясь в состоянии полного расслабления, человек испытывает определенное стрессовое воздействие [32], и более того, для каждого человека существует свой уровень нормы такого воздействия для эффективной деятельности.

Р. С. Немов представил стресс как силу, которая, будучи приложенной к живой системе, порождает ее существенное изменение, выходящее за пределы нормы, то есть фактически вызывает деформацию и даже разрушение данной живой системы, (в специальном, психо -физиологическом значении - состояние сильного эмоционального расстройства, перевозбуждения и перенапряжения, выражающееся в неспособности человека думать и принимать разумные решения…) [23].


Американский психолог Р. Лазарус ввел представление о психологическом стрессе, выступающим специфической реакцией, в форме защитных процессов на угрожающие факторы [34].

По определению Ю. С. Савенко психический стресс является состоянием, в котором человек оказывается в условиях, препятствующих его самоактуализации [29].

Изучение стресса напрямую связано с представлениями об эмоциональном напряжении и адаптационных процессах.

Г. Селье выделил три стадии развития стресса как адаптационно-защитного процесса [32]:

  • тревога - возникает при первом появлении стрессора и выражается в мобилизации защитных сил организма для быстрой адаптации к изменениям. На этой стадии часто проходят заболевания, которые относятся к психосоматическим. При достаточно сильном стрессоре, уже первая фаза -реакция тревоги может повлечь серьезные последствия для организма;
  • стадия устойчивости (резистентности) – отражает процесс адаптации к изменившимся условиям, признаки тревоги исчезают, уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного, но расходование адаптационных ресурсов сбалансированное. Чаще всего возникает при условии, что стрессовая ситуация продолжительна;
  • истощение – отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Возобновляется чувство тревоги. Адаптационные резервы существенно уменьшаются, сопротивляемость организма снижается.

П. К. Анохин отмечал, что резервы адаптационных возможностей организма всегда выше, чем их реализация[2].

Так как индивидуумы не похожи друг на друга, от личностных характеристик зависит очень многое. Существует прямая зависимость интенсивности адаптационной деятельности и степени важности для человека воздействующего фактора. Наиболее важное обстоятельство воздействует гораздо сильнее на общее состояние человека, нежели незначительное.

Следует отметить, что слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стрессора превосходит приспособительные воз­можности человека [30]. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны.

Грановская Р. М. описывала, что под воз­действием этих гормонов изменяется режим работы многих органов и си­стем организма, например учащается ритм сердца, повы­шается свертываемость крови, изменяются защитные свой­ства организма. Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспосо­биться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса [9].


Психологические подходы к изучению стресса

Проблема стресса очень стара, однако научное осознание ее произошло лишь относительно недавно. Несмотря на это, к настоящему времени накоплен колоссальный опыт отечественных и зарубежных исследователей в различных аспектах проблематики стресса: физиологическом, психофизиологическом, клиническом, экспериментальном.

Как и само определение стресса, подходы к его изучению довольно разнообразны и чрезвычайно обширны. К сожалению, в настоящее время единая концепция изучения стресса отсутствует, но существуют и активно применяются на практике большое количество интересных частных разработок.

Среди различных точек зрения можно выделить три основных подхода к анализу стрессовых явлений: экологический, трансактный и регуляторный [4].

Экологический подход начал развиваться с конца 1960-х гг., параллельно с разработкой научной базы исследования «личность – среда».

Так как нормальное функционирование и развитие личности не может осуществляться без влияния различных факторов внешней и внутренней среды, в экологическом подходе стресс определялся как результат взаимодействия человека с внешним миром [37].

Исследовались: качество жизни, психофизиологическая напряженность труда, а так же риски работников в зависимости от специфики деятельности. Проводился анализ соответствия между причинами напряженности труда и их отрицательными последствиями для личности. Подход позволял в каждом конкретном случае определить: имеет ли место и в чем проявляется дисбаланс в системе «личность – профессиональная среда», какова «цена» имеющихся несоответствий системы, что необходимо изменить или доработать.

Последствия несоответствия требованиям среды и личных характеристик показана на рисунке 1[36].

Рисунок 1. Схема анализа профессионального стресса в рамках парадигмы соответствия «личность-среда»

Именно благодаря исследованиям, выполненным в рамках экологического подхода, были разработаны детализированные представления о комплексах причин и неблагоприятных последствий стресса, упорядочиваемые с помощью специализированных перечней показателей, процедур сбора и анализа данных [19].

Экологический подход позволил проработать такие общие и сложные понятия как «психическое здоровье» и «личностное благополучие» профессионала. В данном подходе вся совокупность отрицательных последствий стресса стала рассматриваться как многопараметрический объект, анализируемый в трех плоскостях – влияние на труд, физическое и психическое здоровье [20].


Стоит обратить внимание на то, что экологический метод существенно ограничен: имеется разрыв в цепочке «увязывания» причин и последствий стресса, хотя и те и другие могут быть по отдельности проанализированы самым исчерпывающим образом. Эта проблема не может быть решена в рамках исследовательской парадигмы «личность-среда». Для ее решения необходимо уточнить представления о роли индивидуально-психологических характеристик в процессе формирования стрессовых реакций [19].

В работах зарубежных ученых распространена методика оценки основных структурных составляющих труда, основанная на работах Дж. Р. Хэкмана и Г. Р. Олдхэма.

Исходя из данной модели, структура различных видов труда может быть описана пятью основными характеристиками [24]:

  • разнообразие;
  • сложность;
  • значимость поставленных задач;
  • автономия исполнения;
  • наличие обратной связи.

Получаемые при использовании этой модели данные отображают всю совокупность связей человека со средой путем независимых экспертных и субъективных оценок.

Большим плюсом экологического подхода, как и данной методики, является направленность на исследование положительных аспектов стресса, поиск оптимального рабочего состояния человека и анализ взаимосвязей личностных характеристик сотрудников и выполняемых трудовых нагрузок.

Трансактный подход к изучению стресса сформировался позднее, в середине 1970-х гг. Предпосылкой становления подхода стало развитие когнитивной концепции стресса. Основу концепции составляли положения о роли субъективной познавательной угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса Р. Лазаруса [34]. Угроза рассматривалась как состояние ожидания объектом неприятных внешних условий и стимулов с высокой интенсивностью воздействия. Процесс оценки угрозы связан со значением ситуации для человека и отношением к ней, основывающимся на преобразовании текущей и прошлой информации.

Как следствие, в трансактном подходе стресс рассматривается как индивидуально-приспособительная реакция человека на сложившуюся стрессовую ситуацию.

Соответственно, основной фигурой на тот момент стал американский психолог, специалист в области личности, адаптации и психологического стресса - Ричард Лазарус, радикально изменивший характер исследований по этой тематике. Он выдвинул идею об анализе индивидуально-психологических факторов, обуславливающих развитие стресса. На первый план вышли значимость ситуации, в которой действует человек и стратегии поведения (копинг - стратегии) с помощью которых он пытается справиться с трудностями.