Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, признавая значительно улучшение ситуации с государственными финансами, нельзя игнорировать тот факт, что проблема носит хронический характер. С 1975г. профицит бюджета США наблюдался лишь в 1998-2001гг – во время президентского срока Клинтона. Вместе с тем, замедление роста и не всегда справедливое перераспределение роста доходов от глобализации привели к тому, что впервые в послевоенной истории нынешнее поколение американцев живет хуже, чем предыдущее. Средние реальные доходы росли в последние 15 лет (+19% за период), но реальные медианные доходы снижались (- 8,5%). Это усиливает спрос на расширение социальных программ государства у низкодоходных групп населения, и создает давление на дефицит бюджета.

Рис. 2. Дефицит консолидированного бюджета, % ВВП

Основа государственного бюджета США – федеральный бюджет, который активно поддерживает субсидиями бюджеты штатов. В 2009-12гг дефициты федерального бюджета как процент ВВП достигли максимумов с 1946г. Это было обусловлено глубиной экономического кризиса 2008г. Тогда одновременно сократились доходы бюджета из-за сокращения налогооблагаемой базы и выросли расходы, как за счет социальных выплат, так и за счет дополнительных расходов на стимулирование экономической активности. В результате в 2009-11гг дефицит превысил 8% ВВП, а федеральный долг взлетел до 74% ВВП. Но сейчас ситуация нормализовалась.

Постепенное восстановление экономики (а значит и налоговых поступлений) после спада 2007-09гг, ослабление бюджетных последствий антикризисной политики, изменения законодательства и повышение налогов обусловили сокращение федерального дефицита в последние годы. В 2014г дефицит бюджета сократился до ~3% ВВП против пика почти в 10% ВВП в 2009г.

Основа доходов федерального бюджета – подоходный налог, на него приходится примерно 45% налоговых доходов. Но поступления от налога значительно снизились в последние 15 лет по сравнению с историческим средним значением.

Рис. 3. Роль подоходного налога в формировании доходов бюджета США

Налог на прибыль корпораций играет для наполнения доходной части значительно меньшую роль, чем подоходный налог, обеспечивая сборы в 1-2,5%ВВП (~10% поступлений). И здесь экономический цикл серьезно воздействовал на поступления, упавшие в кризис и постепенно восстанавливающиеся сейчас. В перспективе последующих 5 лет сборы вновь начнут уменьшаться вследствие уменьшения прибылей корпоративного сектора по мере роста рыночных ставок.


Рис. 4. Роль налога на прибыль корпораций в формировании доходов бюджета США

Третий столп доходной части федерального бюджета занимает социальный налог с фонда зарплаты, обеспечивающий сборы в размере 5-6% ВВП и составляющий 32-40% доходной части бюджета. Данные сборы требуется рассматривать в качестве отдельной доходной статьи, наряду с расходной частью они составляют бюджет системы социального страхования.

2.2. Налоговая система ФРГ

Главный принцип немецкого налогообложения звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».

В Германии действует сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые обязаны платить граждане и не граждане Германии Вам сообщается ежемесячно: на почту присылаются письменные извещения налоговых органов. Специалисты предлагают свою помощь в вопросе оплаты налогов, что является обычным делом в Германии. Новые предприниматели и иностранные предприниматели, а также получающие дополнительные доходы, должны обращаться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (к примеру, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).

Сводный бюджет Германии разделяют на три уровня:

  • Центральный (государственный) бюджет (доходы и расходы всего государства) — 48% всех налоговых поступлений.
  • Бюджеты 16-ти федеральных земель. Бюджеты различных земель не являются одинаковыми, т.к. находятся в зависимости от экономических факторов регионов — 34% всех налоговых поступлений
  • Бюджеты городских и сельских громад — 13% всех налоговых поступлений.

Также в государственный бюджет входят доходы немецкого Центробанка и государственных предприятий. Неравномерные бюджеты земель распределяют вертикально и горизонтально для финансовой «равности» - от высокодоходных регионов (Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) в пользу не таких развитых экономически (Саксония, Шлезвиг-Голштейн) проходит перераспределение налоговых сборов, также финансово менее сильные земли получают государственные дотации.

Основные правила налогообложения в Германии регулирует Закон «Порядок взимания налогов» - Abgabenordnung.

Налоги в Германии обеспечивают примерно 80 % бюджетных доходов. Именно по данной причине правительство их рассматривает в качестве основного средства влияния государства на развитие экономики.


Главный принцип немецкого налогообложения, с начала зарождения системы: «налоги обязаны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».

В общей сложности в ФРГ 45 видов налога, в том числе и налоги для владельцев собак, налоги на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и пр.

Таким образом, все налоги ФРГ подразделяются натри главные группы:

  • налоги на доходы
  • налоги на имущество
  • налоги на сделки и потребление

Главные виды налога на доходы:

  • подоходный налог с физических лиц - Einkommensteuer
  • Налог на прибыль предприятий — Körperschaftsteuer
  • налог на хозяйственную деятельность — Gewerbesteuer

Основные налоги на имущество:

  • налог на землю — Grundsteuer
  • налоги на дарение и наследство

Основные налоги на сделки и потребление:

  • налог на приобретение имущества
  • НДС

Можно рассмотреть несколько налогов более подробно:

1. Подоходный налог с физических лиц.

Данный налог является источником государственных доходов, он дает примерно 40% всех налоговых поступлений. Налогом облагается доход физических лиц из различных источников (включая и доходы, которые были получены в иных государствах, если они ещё не были обложены налогом). Налог состоит из:

  • налога на зарплату
  • налога на доходы с капитала

Данным налогом также облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Является прогрессивным налогом, его минимальная ставка составляет 19%, максимальная — 53%.

Необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар)

Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 евро и 16307 евро для семейных пар действует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 евро (для одиноких) и 240083 евро (для семейных пар). Все доходы выше облагаются по максимальной ставке 51%.

Действуют Налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай) и другие.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.


В соответствии с Законом о НДС в ФРГ действуют две налоговые ставки: общая Налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная - 7%.

Пониженная налоговая ставка применяется, в основном, при поставках, личном использовании и ввозе многих продуктовых товаров (исключая напитки) и в области деятельности заведений общественного питания. Некоторые льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, к примеру, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, которые предназначены для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.

3. Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является их прибыль в течение календарного года. Если у корпорации несколько собственников, то ставка налога составляет 30%. Если владелец у корпорации один, ставка - 45% прибыли.

В бюджете Германии ежегодно устанавливаются показатели возможных доходов и расходов федерального бюджета. Подобная информация содержится в таком документе, как «RegierungsprogramminZahlen» (Государственная программа в цифрах), поскольку он предоставляет информацию о том, какую деятельность государство намеревается проводить на предстоящий год и для каких целей тратится сколько денег. Стоит отметить, что проект федерального бюджета ежегодно составляется Министерством финансов, после чего проходит процесс консультации и рассмотрения, а затем принимается федеральным правительством ФРГ. После этого он должен пройти через Бундестаг и Бундесрат (органы власти в Германии), чтобы иметь возможность вступить в силу.

В Бундестаге проект обсуждается и, как правило, пересматривается, если какие-то показатели не устраивают правительство. Поскольку Бундестаг согласно основному закону имеет право влиять на ход построения федерального бюджета, проект может стать законным только тогда, если за него проголосует большинство членов Парламента. Подчеркнем, что составление бюджета строго регламентируется федеральным бюджетным регламентом (Bundeshaushaltsordnung).

Путь формирования федерального бюджета в Германии начинается в бюджетных докладах федеральных министерств и высших федеральных ведомств, которые ответственны за финансы в стране. Они должны собирать предложения о своем бюджете, принимать их к рассмотрению, сокращать или дополнять предложения, а также затем направлять проект федерального бюджета для предварительного соглашения с Министерством финансов. При этом существуют единые принципы, которые должны соблюдаться при составлении проекта федерального бюджета. Это включает в себя создание бюджета на каждый год, учет всех ожидаемых доходов и расходов в полном объеме, все доходы должны быть использованы для покрытия всех расходов, причем в конце года сумма доходов желательно должна совпадать с суммой расходов.


В Минфине ФРГ, в свою очередь, собираются, проверяются и обобщаются предложения. При этом запланированные расходы согласовываются с оценочными налоговыми поступлениями, оцененными экспертами. Совет в Бундестаг для одобрения плана федерального бюджета состоит из трех чтений. В первом чтении министр финансов разъясняет основные положения федерального бюджета. После многодневных дебатов проект бюджета будет передан в бюджетный комитет. Там происходит основная работа. Соответствующие докладчики комитета проводят анализ каждой отдельной статьи расходов, ставят под сомнение ее в министерствах и направляют свои рекомендации в бюджетный комитет, если это необходимо. Эти рекомендации затем обсуждаются в так называемых консультациях по отдельным статьям федерального бюджета. В конце концов, комитет представляет Бундестагу более или менее сильно измененный проект федерального бюджета.

Затем следует второе чтение, в котором возобновляются дебаты между правительством и оппозицией, которую могут не устраивать статьи расходов и доходов в стране. При этом бюджет согласовывается по каждому отдельному плану, который содержит в себе та или иная статья доходов и расходов. В третьем чтении речь идет о заключительном голосовании всей работы со всеми изменениями, которые были приняты в проект федерального бюджета Германии. Затем принятый в Бундестаг бюджет будет вновь представлен бундесрату. В случае немедленного принятия этого закона бюджет подписывается министром финансов, федеральным канцлером и федеральным президентом, а затем уже публикуется в вестнике федеральных законов ФРГ. Если большинство Бундестага отклоняет предложенные в проект федерального бюджета изменения, Бундесрат может еще обжаловать их. Однако это возражение может быть окончательно согласовано Бундестагом. После того, как все формальности, связанные с рассмотрением и принятием федерального бюджета в ФРГ улажен, то процесс завершается, отчего выпускается закон о принятии бюджета на федеральном уровне.

Теперь хотелось бы перейти к определению доходов и расходов федерального бюджета Германии. Всю необходимую информацию можно получить на сайте BundesministeriumderFnanzen(Министерство финансов), где в разделе «Bundeshaushalt» (федеральный бюджет) отмечены все необходимые данные. К примеру, так выглядят диаграммы общих доходов и расходов федерального бюджета Германии за 2017 год (рис. 5 и рис. 6).

Рис. 5.Структура доходов федерального бюджета Германии за 2017 г.[10]