Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
Япония не принадлежит к вышеуказанным основным группам, поскольку доли подоходного налога и налогов на потребление равны. Существенные средства к правительству Японии приходят от отчислений во внебюджетные фонды. К данным отчислениям относят взносы на социальное страхование и обеспечение лиц наемного труда. В части, уплачиваемой лицами наемного труда с зарплаты, данные взносы относят к прямым налогам, а в части дополнительных сборов, которые включены в цену производимых товаров и услуг и перекладываемых на потребителя - к косвенным.
1.3. Сущность налоговой политики государства
Один из главных инструментов государственного регулирования экономических процессов– налоговая политика, являющаяся системой целенаправленных действий государства в сфере налогообложения на основании экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговую политику относят к косвенным методам государственного регулирования.
Содержание и цели налоговой политики обуславливаются объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, которые стоят перед государством.
В силу вышеуказанного факта первостепенной задачей является формирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, то есть равновесия финансовых интересов страны и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, если обуславливать распределение ресурсов хозяйствующих субъектов и ограничивать этим их производственное и личное потребление, представляют собой причину появления противоречий ограниченных размеров объекта собственности каждого определенного хозяйствующего субъекта и изменчивого процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога представляет собой изменение формы собственности либо переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.
Налоговые отношения, которые сложились в государстве, находят свое отражения в налоговой политике, задача которой заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами функционирование государства, создать благоприятные условий для увеличения результативности национальной экономики и увеличить уровень жизни населения. Налоговой политикой определяется роль налогов в обществе, которая бывает позитивной либо негативной в отношении субъектов хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий представляет собой положительный фактор, а для субъектов хозяйствования — отрицательный. Проблема заключается в том, чтобы определить границы изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их воздействия на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.
Важная задача прогнозирования результативности налогового процесса - определить в налоговом (бюджетном) периоде достижимый объём государственного дохода и в целом, и из источников. В процессе решения данной задачи важен учет следующих обстоятельств.
- Высокий показатель удельного веса возможных налоговых поступлений в общих объемах государственных доходов является обоснованным в том случае, когда прогноз экономического развития государтсва описывает его достаточный потенциал в форме высокого уровня всего комплекса вышеуказанных показателей. Иначе объёмы прогнозируемых налоговых изъятий повлечет резкое снижение налоговых поступлений на этапе их мобилизации.
- Смещение структуры дохода государства в сторону налоговых поступлений способно объективно повлечь сокращение объёма ВНП. Вместе с тем нужно учесть, что макроэкономические последствия ввиду общей инерционности макроэкономических процессов могут выразиться не в текущем, а в дальнейших налоговых периодах, т. е. положительные тактические и оперативные результаты могут выступить как причина ухудшения стратегической перспективы.
- Повышение роли налоговой составляющей в общих объемах дохода государства подразумевает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что обусловлено воздействием разных элементов налоговых и неналоговых доходов на процессы экономики.
Определение объёмов и состава налогооблагаемой базы в практике налогового прогнозирования можно поделить на 2 этапа:
- создание понятной и конкретной для вычислений методики исчисления налогооблагаемой базы при обязательном формировании требований к информационному её обеспечению;
- оценка и анализ потенциальных объёмов налогооблагаемой базы на основании методики, а также прогнозных показателей развития экономики.
Установление требований к объёмам и составу налогооблагаемой базы и размеру налоговых ставок вместе со сведениями прогноза микро- и макро- социально-экономических показателей развития дает возможность формирования плана налоговых поступлений, определяющего общий объём каждого вида государственного дохода, а также и по отдельным видам налогов и сроку поступления.
2. Анализ налоговых систем развитых стран
2.1. Налоговая система США
Налоговая система США – одна из самых развитых в мире систем налогообложения. В США налоги с экономически активного населения являются основным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет и вместе с тем самым важным каналом контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. США– федеративное государство, имеет три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти.
Современная структура американской налоговой системы сложилась не сразу. В XIX в. федеральный бюджет США был сформирован, в основном, из таможенных пошлин и сборов, акцизных платежей, а также доходов от продажи государственных земель.
В XX столетии в США провели некоторые весьма крупные налоговые реформы и «налоговые революции» — в 1920-е, 1960-е и 1980-е годы.
В процессе таких изменений в налоговом режиме, главную роль в функциях налоговых составляющих федерального бюджета занимали либо мобилизация финансовых средств для того, чтобы удовлетворить потребности непосредственно бюджета, связанные с необходимостью уменьшения либо ликвидации его дефицитов, или стимулирование развития экономики посредством ослабления налоговой нагрузки.
В налоговую систему США входит три уровня, которые соответствуют трем уровням власти:
- верхний, где собираются федеральные налоги, которые поступают в федеральный бюджет;
- средний, где собираются налоги и сборы, которые вводят законы штатов, они поступают в бюджеты штатов;
- нижний, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, которые поступают в местные бюджеты.
Полная классификация американских налогов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Состав и структура налоговой системы США[6]
Федеральные налоги |
Налоги штатов |
Местные налоги |
Подоходный налог с физических лиц |
Подоходный налог с физических лиц |
Подоходный налог с физических лиц |
Налог на прибыль корпораций |
Налог на прибыль корпораций |
Налог на прибыль корпораций |
Отчисления в фонды социального страхования |
Налог с продаж |
Поимущественный налог |
Акцизы |
Акцизы |
Акцизы |
Таможенные пошлины |
Налог с владельцев автотранспорта |
Экологический налог |
Налоги на наследство и дарения |
Поимущественный налог |
Налоги на наследство и дарения |
Современная налоговая система США характеризуется таким образом:
1. прогрессивный характер налогообложения;
2. дискретность налоговых начислений — каждая более высокая ставка применяется только к строго определенной части облагаемой суммы;
3. регулярные перемены в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;
4. универсальность обложения — при равенстве сумм дохода, как правило, действуют одинаковые налоговые ставки;
5. наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;
6. обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;
7. фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению[7].
Особый интерес представляет проведение сравнительной характеристики особенностей налогообложения в США и РФ. В РФ и в США различные понятия зарплаты. В США сотрудник платит больше различных налогов со своей заработной платы, и размер оклада указывается до их вычета. В России же с заработной платы сотрудника вычитается лишь подоходный налог.
Требуется рассмотреть принципы налогообложения в США и РФ на примере, который приведен в таблице 3. К примеру, работодатель обладает бюджетом на заработную плату, который равен 100 долл. в США и 100 рублям в России соответственно. Рассчитаем сумму, которая является размером оклада и определим какие налоги из неё вычитают.
Таблица 3
Принципы налогообложения в США и РФ[8]
США |
РФ |
Со стороны работодателя оплачиваются: – SocialSecurity (6.2 % от оклада) – Medicare (1.45 % отоклада) – State Unemployment Tax (2.7 % отоклада) “Cверх оклада” получается налогов в сумме 10.35 %. От имевшихся 100 долл. на налоги уйдут 9.38 долл. и на фонд зарплаты останется 90.62 долл. |
Со стороны работодателя оплачиваются: – ПФР, страховая часть (26 % от оклада) – ФОМС (5.1 % от оклада) – ФСС (2.9 % от оклада) В сумме, “сверх оклада” работодатель в Росси доплачивает налогов ещё около 34 % от зарплаты. Из изначальных 100 рублей налоги приходится 25.38 рублей, и на зарплату остается 74.62 рубля. |
Размер оклада: 90.62 долл. |
Размер оклада: 74.62 рубля |
При выплате зарплаты, удерживаются также налоги с работника: – Social Security (6.2 % от оклада) – Medicare (1.45 % от оклада) – Federal Income Tax (18 % от оклада) Перед выплатой зарплаты от 90.62 долл. отнимаются ещё эти 25.65 % (23.24 долл.), остаются 67.38 долл. |
При выплате зарплаты, с размера оклада удерживаются налоги, причитающиеся с работника: – Федеральный подоходный налог (13 % от оклада) Вычитаем из размера оклада подоходный налог в размере 9.70 рублей, остаются 64.92 рубля |
Выплачено работнику: 67.38 долл |
Выплачено работнику: 64.92 рубля |
Из вышеприведённой таблицы можно увидеть, что существуют различия между видами и ставками налогов, а также методами их начисления.
Требуется также рассмотрения принцип налогообложения не отдельного сотрудника, а организации в общем. Пример приведен в таблице 4.
Таблица 4
Принципы налогообложения компаний в США и РФ[9]
IT-компания в США |
IT-компания в РФ |
Американские программисты получают проект на 100 долл. Клиент платит им 100 долл. Так как они оказывают услуги, физических продуктов не продают — то SalesTax не применяется. Как было рассчитано в таблице 3, в фонд заработной платы выплачивается 90.62 долл. |
Русские программисты получают проект на 100 рублей. Клиент платит им 100 рублей. От этих 100 рублей 18 % должны быть уплачены в виде НДС, то есть на фонд заработной платы остаются лишь 82 рубля. |
Вычитаем налоги с работника SS=6.2 %, Medicare=1.45 %, – федеральный подоходный налог=18 % – Получаем 67.38 долл. |
С работника вычитаются налоги (ПФР, ФОМС и ФСС) в размере 34 % от зарплаты (82 рубля). Остаются 61.19 рубль. Из них ещё вычитаются 13 % подоходного налога, и остаются 53.23 рубля |
Выплачивается работнику: 67.38 долл. |
Выплачивается работнику: 53.23 рубля |
Таким образом, получаем, что компания в США может выплачивать своим сотрудникам 67.38 % от денег в кассе, тогда как компания в России — лишь 53.23 % от тех же самых денег в кассе.
Видим, что размер всех уплачиваемых налогов в США составит 32.62 %, тогда как в России — 46.77 %, что превышает суммарный объем выплачиваемых американских налогов на 14.15 %.
В 2010-11гг вопрос большого дефицита федерального бюджета и роста государственного долга занимал центральную позицию политической и экономической дискуссии в США. В основном это было обусловлено позицией республиканцев. С одной стороны, правила политического соперничества заставляли их противиться всем начинаниям администрации Обамы, включая и пакет стимулирующих мер, который был принят в 2010г. С другой стороны, республиканцы всеми силами стремились использовать любую возможность для сокращения бюджетных расходов, чтобы снизить налоги. Дискуссия приняла экстремальные формы и вылилась в риск замораживания потолка долга в августе 2011г, угрозу остановки правительства, и даже в какой-то момент угрозу технического дефолта по обязательствам.
Однако, с тех пор вопрос дефицита бюджета утратил былую остроту, в первую очередь, вследствие его существенного уменьшения по мере оздоровления экономики после кризиса. В последних социологических опросах проблема дефицита бюджета не фигурирует в числе важных для избирателей. С отрывом лидирует обеспокоенность состоянием экономики и созданием рабочих мест, а затем идут состояние системы здравоохранения, иммиграционная и внешняя политика, терроризм. Высокий дефицит государственного бюджета называют наиболее важной проблемой США около 5-8% опрашиваемых, и эта доля обладает явной тенденцию к уменьшению. Например, еще в начале 2013г. высокий дефицит называл наиболее важной проблемой каждый 4й избиратель.