Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Япония не принадлежит к вышеуказанным основным группам, поскольку доли подоходного налога и налогов на потребление равны. Существенные средства к правительству Японии приходят от отчислений во внебюджетные фонды. К данным отчислениям относят взносы на социальное страхование и обеспечение лиц наемного труда. В части, уплачиваемой лицами наемного труда с зарплаты, данные взносы относят к прямым налогам, а в части дополнительных сборов, которые включены в цену производимых товаров и услуг и перекладываемых на потребителя - к косвенным.

1.3. Сущность налоговой политики государства

Один из главных инструментов государственного регулирования экономических процессов– налоговая политика, являющаяся системой целенаправленных действий государства в сфере налогообложения на основании экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговую политику относят к косвенным методам государственного регулирования.

Содержание и цели налоговой политики обуславливаются объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, которые стоят перед государством.

В силу вышеуказанного факта первостепенной задачей является формирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, то есть равновесия финансовых интересов страны и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потребления, если обуславливать распределение ресурсов хозяйствующих субъектов и ограничивать этим их производственное и личное потребление, представляют собой причину появления противоречий ограниченных размеров объекта собственности каждого определенного хозяйствующего субъекта и изменчивого процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога представляет собой изменение формы собственности либо переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Налоговые отношения, которые сложились в государстве, находят свое отражения в налоговой политике, задача которой заключается в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами функционирование государства, создать благоприятные условий для увеличения результативности национальной экономики и увеличить уровень жизни населения. Налоговой политикой определяется роль налогов в обществе, которая бывает позитивной либо негативной в отношении субъектов хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий представляет собой положительный фактор, а для субъектов хозяйствования — отрицательный. Проблема заключается в том, чтобы определить границы изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их воздействия на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.


Важная задача прогнозирования результативности налогового процесса - определить в налоговом (бюджетном) периоде достижимый объём государственного дохода и в целом, и из источников. В процессе решения данной задачи важен учет следующих обстоятельств.

  1. Высокий показатель удельного веса возможных налоговых поступлений в общих объемах государственных доходов является обоснованным в том случае, когда прогноз экономического развития государтсва описывает его достаточный потенциал в форме высокого уровня всего комплекса вышеуказанных показателей. Иначе объёмы прогнозируемых налоговых изъятий повлечет резкое снижение налоговых поступлений на этапе их мобилизации.
  2. Смещение структуры дохода государства в сторону налоговых поступлений способно объективно повлечь сокращение объёма ВНП. Вместе с тем нужно учесть, что макроэкономические последствия ввиду общей инерционности макроэкономических процессов могут выразиться не в текущем, а в дальнейших налоговых периодах, т. е. положительные тактические и оперативные результаты могут выступить как причина ухудшения стратегической перспективы.
  3. Повышение роли налоговой составляющей в общих объемах дохода государства подразумевает тщательное обоснование структуры налоговых поступлений, что обусловлено воздействием разных элементов налоговых и неналоговых доходов на процессы экономики.

Определение объёмов и состава налогооблагаемой базы в практике налогового прогнозирования можно поделить на 2 этапа:

  • создание понятной и конкретной для вычислений методики исчисления налогооблагаемой базы при обязательном формировании требований к информационному её обеспечению;
  • оценка и анализ потенциальных объёмов налогооблагаемой базы на основании методики, а также прогнозных показателей развития экономики.

Установление требований к объёмам и составу налогооблагаемой базы и размеру налоговых ставок вместе со сведениями прогноза микро- и макро- социально-экономических показателей развития дает возможность формирования плана налоговых поступлений, определяющего общий объём каждого вида государственного дохода, а также и по отдельным видам налогов и сроку поступления.

2. Анализ налоговых систем развитых стран


2.1. Налоговая система США

Налоговая система США – одна из самых развитых в мире систем налогообложения. В США налоги с экономически активного населения являются основным источником финансовых поступлений в федеральный бюджет и вместе с тем самым важным каналом контролируемого федеральным правительством перераспределения национального дохода. США– федеративное государство, имеет три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти.

Современная структура американской налоговой системы сложилась не сразу. В XIX в. федеральный бюджет США был сформирован, в основном, из таможенных пошлин и сборов, акцизных платежей, а также доходов от продажи государственных земель.

В XX столетии в США провели некоторые весьма крупные налоговые реформы и «налоговые революции» — в 1920-е, 1960-е и 1980-е годы.

В процессе таких изменений в налоговом режиме, главную роль в функциях налоговых составляющих федерального бюджета занимали либо мобилизация финансовых средств для того, чтобы удовлетворить потребности непосредственно бюджета, связанные с необходимостью уменьшения либо ликвидации его дефицитов, или стимулирование развития экономики посредством ослабления налоговой нагрузки.

В налоговую систему США входит три уровня, которые соответствуют трем уровням власти:

  • верхний, где собираются федеральные налоги, которые поступают в федеральный бюджет;
  • средний, где собираются налоги и сборы, которые вводят законы штатов, они поступают в бюджеты штатов;
  • нижний, где собираются налоги, вводимые органами местного самоуправления, которые поступают в местные бюджеты.

Полная классификация американских налогов представлена в таблице 2.

Таблица 2

Состав и структура налоговой системы США[6]

Федеральные налоги

Налоги штатов

Местные налоги

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Отчисления в фонды социального страхования

Налог с продаж

Поимущественный налог

Акцизы

Акцизы

Акцизы

Таможенные пошлины

Налог с владельцев автотранспорта

Экологический налог

Налоги на наследство и дарения

Поимущественный налог

Налоги на наследство и дарения


Современная налоговая система США характеризуется таким образом:

1. прогрессивный характер налогообложения;

2. дискретность налоговых начислений — каждая более высокая ставка применяется только к строго определенной части облагаемой суммы;

3. регулярные перемены в законодательном порядке действующих ставок налогообложения;

4. универсальность обложения — при равенстве сумм дохода, как правило, действуют одинаковые налоговые ставки;

5. наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений;

6. обособленность от налоговых сборов в фонды социального обеспечения;

7. фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащий налогообложению[7].

Особый интерес представляет проведение сравнительной характеристики особенностей налогообложения в США и РФ. В РФ и в США различные понятия зарплаты. В США сотрудник платит больше различных налогов со своей заработной платы, и размер оклада указывается до их вычета. В России же с заработной платы сотрудника вычитается лишь подоходный налог.

Требуется рассмотреть принципы налогообложения в США и РФ на примере, который приведен в таблице 3. К примеру, работодатель обладает бюджетом на заработную плату, который равен 100 долл. в США и 100 рублям в России соответственно. Рассчитаем сумму, которая является размером оклада и определим какие налоги из неё вычитают.

Таблица 3

Принципы налогообложения в США и РФ[8]

США

РФ

Со стороны работодателя оплачиваются:

– SocialSecurity (6.2 % от оклада)

– Medicare (1.45 % отоклада)

– State Unemployment Tax (2.7 % отоклада)

“Cверх оклада” получается налогов в сумме 10.35 %. От имевшихся 100 долл. на налоги уйдут 9.38 долл. и на фонд зарплаты останется 90.62 долл.

Со стороны работодателя оплачиваются:

– ПФР, страховая часть (26 % от оклада)

– ФОМС (5.1 % от оклада)

– ФСС (2.9 % от оклада)

В сумме, “сверх оклада” работодатель в Росси доплачивает налогов ещё около 34 % от зарплаты.

Из изначальных 100 рублей налоги приходится 25.38 рублей, и на зарплату остается 74.62 рубля.

Размер оклада: 90.62 долл.

Размер оклада: 74.62 рубля

При выплате зарплаты, удерживаются также налоги с работника:

– Social Security (6.2 % от оклада)

– Medicare (1.45 % от оклада)

– Federal Income Tax (18 % от оклада)

Перед выплатой зарплаты от 90.62 долл. отнимаются ещё эти 25.65 % (23.24 долл.), остаются 67.38 долл.

При выплате зарплаты, с размера оклада удерживаются налоги, причитающиеся с работника:

– Федеральный подоходный налог (13 % от оклада)

Вычитаем из размера оклада подоходный налог в размере 9.70 рублей, остаются 64.92 рубля

Выплачено работнику: 67.38 долл

Выплачено работнику: 64.92 рубля


Из вышеприведённой таблицы можно увидеть, что существуют различия между видами и ставками налогов, а также методами их начисления.

Требуется также рассмотрения принцип налогообложения не отдельного сотрудника, а организации в общем. Пример приведен в таблице 4.

Таблица 4

Принципы налогообложения компаний в США и РФ[9]

IT-компания в США

IT-компания в РФ

Американские программисты получают проект на 100 долл. Клиент платит им 100 долл.

Так как они оказывают услуги, физических продуктов не продают — то SalesTax не применяется.

Как было рассчитано в таблице 3, в фонд заработной платы выплачивается 90.62 долл.

Русские программисты получают проект на 100 рублей. Клиент платит им 100 рублей.

От этих 100 рублей 18 % должны быть уплачены в виде НДС, то есть на фонд заработной платы остаются лишь 82 рубля.

Вычитаем налоги с работника

SS=6.2 %,

Medicare=1.45 %,

– федеральный подоходный налог=18 %

– Получаем 67.38 долл.

С работника вычитаются налоги (ПФР, ФОМС и ФСС) в размере 34 % от зарплаты (82 рубля). Остаются 61.19 рубль. Из них ещё вычитаются 13 % подоходного налога, и остаются 53.23 рубля

Выплачивается работнику: 67.38 долл.

Выплачивается работнику: 53.23 рубля

Таким образом, получаем, что компания в США может выплачивать своим сотрудникам 67.38 % от денег в кассе, тогда как компания в России — лишь 53.23 % от тех же самых денег в кассе.

Видим, что размер всех уплачиваемых налогов в США составит 32.62 %, тогда как в России — 46.77 %, что превышает суммарный объем выплачиваемых американских налогов на 14.15 %.

В 2010-11гг вопрос большого дефицита федерального бюджета и роста государственного долга занимал центральную позицию политической и экономической дискуссии в США. В основном это было обусловлено позицией республиканцев. С одной стороны, правила политического соперничества заставляли их противиться всем начинаниям администрации Обамы, включая и пакет стимулирующих мер, который был принят в 2010г. С другой стороны, республиканцы всеми силами стремились использовать любую возможность для сокращения бюджетных расходов, чтобы снизить налоги. Дискуссия приняла экстремальные формы и вылилась в риск замораживания потолка долга в августе 2011г, угрозу остановки правительства, и даже в какой-то момент угрозу технического дефолта по обязательствам.

Однако, с тех пор вопрос дефицита бюджета утратил былую остроту, в первую очередь, вследствие его существенного уменьшения по мере оздоровления экономики после кризиса. В последних социологических опросах проблема дефицита бюджета не фигурирует в числе важных для избирателей. С отрывом лидирует обеспокоенность состоянием экономики и созданием рабочих мест, а затем идут состояние системы здравоохранения, иммиграционная и внешняя политика, терроризм. Высокий дефицит государственного бюджета называют наиболее важной проблемой США около 5-8% опрашиваемых, и эта доля обладает явной тенденцию к уменьшению. Например, еще в начале 2013г. высокий дефицит называл наиболее важной проблемой каждый 4й избиратель.