Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Признак легитимности налоговой системы состоит в восприятии большей части налогоплательщиков (физические и юридические лица) как «неграбительской» (их предубежденность в том, что получаемый государством налоговый доход не разворовывается, а рационально расходуется и что те публичные блага, которыепроизводит госсектор, удовлетворяют национальным интересам, а также потребностям граждан).

Справедливая — налоговая система, которую признают налогоплательщики - индивидуалы необходимой двух взаимно противоречащих задач: реализовать право всех членов общества на жизнь и удовлетворить определенный круг потребностей, имеющих биологический и социальный характер (в первую очередь, в медицинском обслуживании, а также образовании), с одной стороны, а также недопущения (за рядом исключений) насильственного изъятия дохода одних граждан другим, - с иной (без достижения консенсуса в обществе относительно соответствующего баланса создание справедливой налоговой системы невозможно).

Принципиальный критерий действенности налоговой системы состоит в превышении совокупным эффектом от ее существования, который получает государство или граждане, соответствующего совокупного ущерба. Из данного критерия логично следует различение таких смыслов, как узкий (фискальный) и широкий (социально-экономический) смысл эффективности налоговой системы.

В первом понимании она является эффективной, если государством аккумулируются максимально возможные объемы бюджетного дохода (конечно, с учетом инфляции) на протяжении продолжительного времени (десятилетий). Оттуда вытекает: даже в пределах строго фискального подхода требуется, не «зацикливаясь» на разрешении текущих задач либо даже задач ближайшего плана, прогнозирование влияния налоговых инноваций на налоговые возможности в существенно отдаленном будущем (а это подразумевает и оценку воздействия налогов на рост экономики).

В широком же понимании эффективность системы налогов значит, что в процессе функционирования каждого ее элемента (в процессе действия каждого закона) население (а не государство) в относительно продолжительном времени получают большие объемы (лучшие структурно-качественные характеристики) благ (частных, а также общественных), нежели с отсутствием этого. Этот подход к оценке налоговой инновации подразумевает наличие у правительственных органов инструментов, дающего возможность моделирования последствий любых серьезных налоговых изменений, учитывая вероятное противодействие налогоплательщиков.


Цель курсовой работы - исследовать основные принципы построения налоговых систем развитых стран.

Для достижения поставленной цели требует решения следующих задач:

  • охарактеризовать роль налогов в рыночной экономике;
  • провести анализ принципов построения налоговых систем развитых стран;
  • проанализировать основные направления развтияналоговой системы США, Германии и КНР.

Объектом исследования являются принципы построения налоговой системы в рыночной экономике.

Предметом исследования выступает совокупность экономических и правовых отношений, связанных с развитием налоговой системы.

1. Налоги в экономической системе государства

1.1. Сущность и функции налогов

Потребность в налоговых сборах появилась еще в древности, с возникновением в структуре общества особого органа – государства, не принимающего участия в материальном производстве, к функциям которого относилась защита интересов самого общества.

Налог является индивидуально бесплатным безвозвратным безусловным целевым платежом, вносимым в бюджет того или иного уровня.

Сущность налога состоит в изъятии государством в пользу общества некоторой части стоимости ВНП в форме обязательного взноса.

Преимущественно за счет налоговых поступлений осуществляется формирование финансовых ресурсов общества, необходимых в целях осуществления государством собственных функций. Из этого следует экономическое содержание налога на макроуровне – он выступает долей произведенного ВВП, который перераспределило государство с целью реализации собственных функций, а на микроуровне – он является принудительно отчисляемой частью доходов хозяйствующих субъектов и физических лиц при реализации ими собственной деятельности.

Мы полагаем, что в статье 8 НК РФ приводится наиболее сбалансированное определение налога, отражающее общие его черты и выражающее сущность категории налог[1]. «Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с предприятий и физических лиц как отчуждение принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления денег, для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципалитетов» (ст. 8 НК РФ).


Указанное определение предполагает нижеследующие ключевые постулаты[2]:

  • установление налогов является прерогативой законодательной власти;
  • налог является индивидуально безвозвратным и безвозмездным платежом;
  • одностороннее установление налога;
  • уплата налога в качестве обязанности налогоплательщика не вызывает встречной обязанности государства;
  • цель взимания налогов – обеспечить государственные расходы в целом.

Многие налоговые отношения обычно закрепляются формально. Налоговое законодательство любого государства, выступающего в качестве официального регулятора налогового процесса, приводит подробное регламентирование всех возможных действий каждого участника налоговых отношений. Ключевой документ, в котором регулируются налоговые отношения в Российской Федерации — Налоговый кодекс, он определяет правовое положение участников этих отношений, правила их действия/взаимодействий по поводу налогового процесса[3].

Современная правовая теория содержит разные классификации налогов. Наиболее существенное значение сегодня имеет классификация налогов в зависимости от степени переложения. Данная классификация, которая делит налоги на прямые и косвенные, известна в качестве исторически наиболее универсальной, но одновременно с этим и в качестве наиболее теоретически спорной классификации.

Прямые – их устанавливают непосредственно на доходы либо имущество. В их число входят: налог на прибыль, НДФЛ, налог на имущество предприятий, транспортный налог, ЕНВД.

Косвенные налоги – ими являются налоги на услуги и товары, которые оплачиваются в цене продукции либо же включаются в тариф.

Владелец услуг или товара в случае их реализации получает налоговые суммы, перечисляемые им в бюджет. Покупатель услуг или товаров – это действительный плательщик налога. Это НДС, акцизы.

На рисунке 1 указаны способы отграничения прямых и непрямых налогов.

Способы разграничения прямых и непрямых налогов

Прямые налоги

Непрямые налоги

уплачивает и несет одно лицо

включается в цену на стадии производства

по декларации

Доход, имущество

признак уплаты

участие в образовании цены

способ взимания

источник уплаты

уплачивает одно лицо, а несет другое

по тарифам

расходы и потребление товаров и услуг

включается в цену на стадии реализации

Рис.1. Способы разграничения прямых и непрямых налогов


С целью раскрытия сущности прямых налогов, нужно провести сравнительную характеристику данных налогов по ключевым признакам, указанным в таблице 1.

Прямые подоходные являются налогами, облагающими действительное получение дохода (прибыли). Ими отражается фактическая платежеспособность плательщиков. В их число однозначно входят НДФЛ и налог на прибыль предприятий. Довольно спорно относить к ним обязательные страховые платежи, обладающие с 2011 г. неналоговым характером.

С проблемой классификации налогов в тесной связи находится теоретическое обоснование их подразделения на прямые и косвенные. Научная обоснованность такого классифицирующего подразделения имеет большое значение для выработки практических рекомендаций формирования налоговых систем. Данная система может ориентироваться либо же на преобладание в ней прямого обложения доходов и имущества, либо же на процесс косвенного обложения потребления. Поэтому теоретическая дискуссия относительно того, какие налоги являются прямыми, а какие – косвенными, а также какие из них больше подходят для народного хозяйства, продолжается уже 300 лет. Попробуем отследить ее основные вехи.

Таблица 1

Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов[4]

Признаки сравнения

Прямой налог

Косвенный налог

Субъекты правоотношений

В правоотношение по взиманию налога вступают 2 субъекта: бюджет, а также налогоплательщик

В правоотношения по взиманию налога вступают такие субъекты: бюджет, носитель налогов, а также юридический налогоплательщик в качестве посредника между ними

Факторы, определяющие сумму налога

Размеры налогов находятся в непосредственной зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика

Размеры налогов не находятся в зависимости от финансового результата деятельности налогоплательщика

Объекты налогообложения

Указанные налоги – подоходно- поимущественные

Данными налогами облагаются обороты по продаже

Не учитывая то, что издавна практика испробовала различные формы обложения доходов, имущества, а также потребления, первые теоретики обосновали подразделение налогов на прямые и косвенные (середина XVIII в. физиократы Ф. Кенэ, А. Тюрго). Заблуждаясь о производительности только земледельческого труда, прямые в их понимании — налоги, налагаемые на производящий класс: «обрабатывателей» и владельцев земли. Как непрямые либо же посредственные (понятие «косвенные» они не употребляли) они называли все остальные налоги, поскольку они не посредственно ценой товара «ложатся в конечном итоге на обрабатывателей и владельцев земли».


1.2. Основные принципы построения налоговой системы в
экономически развитых странах

Налоги – это одна из наиболее актуальных финансовых категорий. Они составляют основу доходной части бюджетов всех уровней

Понятия «налог» и «налогообложение» различны. Налог является финансовой, экономической и правовой категорией, а налогообложение суть сам процесс взимания налоговых платежей посредством экономико-правового механизма. В наиболее обобщенном виде налоги определяются в качестве императивных денежных отношений, при которых происходит образование бюджетного фонда[5].

Цель взимания налога – финансово обеспечивать деятельность государства, а также его субъектов – это ключевой признак налога и имеет прямую связь с его фискальной функцией.

Сегодня сложно считать налог принудительным платежом, поскольку обязанность уплачивать его возникает в определенный момент и находится в зависимости от определенных обстоятельств.

По структуре налогообложения многие развитые государства делятся на две группы: государстве, где самая большая доля отведена прямому налогообложению (США и др.), и страны с преимущественно косвенным налогообложением (страны ЕС и др.)

Федеральное правительство, правительство штатов и местные органы власти США в своей налоговой системе применяют главные виды налогов. Главные в налоговой системе федерального правительства США – подоходный налог, в налоговых системах штатов – универсальные и специфические акцизы, в местных налоговых системах - поимущественный налог. На данный период времени в прямых налогах не менее 40% приходится на федеральный подоходный налог, который представляет собой самый крупный источник пополнения бюджета.

Альтернатива налоговой системе США – налоговая система стран, которые входят в ЕС. Доля подоходного налога в странах ЕС меньше доли налогов на потребление.

Существенный интерес представляет система налогообложения ФРГ, которая основана на принципе множественности налогов (около 50 видов), она имеет федеративное устройство. По всем видам налогов принимались специальные законы. Самый важный налог на потребление в ФРГ – налог на добавленную стоимость (НДС). Вместе со стандартной ставкой действует льготная, распространяющаяся на определенную сельскохозяйственную продукцию, продовольствие, медицинское обслуживание, печатные издания, пассажирский транспорт и иные услуги общественного назначения. Не облагают налогом поставки товаров на экспорт, для морского флота и гражданской авиации, а также кредитные операции и операции с ценными бумагами.