Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Структура и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой[17].

Выводы по главе 1

Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.

Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.

Глава.2 Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний

2.1.Организация и методы исследования.

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец».

Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

Общественная организация образована силами людей, не безразличных к социальным проблемам общества, успешно ведёт свою деятельность на территории г. Бельцы более 12 лет. Социально ориентированная помощь, как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Содействие в восстановлении и развитии институтов социального государства через воспитание активной гражданской и социальной позиции населения.

Являясь одновременно волонтёрским и благотворительным объединением, функционирует на основе самофинансирования и партнёрских взаимоотношений с предпринимателями, принимая участие в решении широкого спектра социально значимых проблем.


Организация преследует общественно полезные цели, направленные на оказание социальной и психологической помощи лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям и детям сиротам. Одним из направлений организации является профилактика наркомании и алкоголизма среди молодежи и школьников, помощь детским специализированным, общеобразовательным, оздоровительным учреждениям.

Для определения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний были использованы:

1. Методика «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).

2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко

№ 1 методика «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).

Шкалы: уровни эмоциональной экспрессии по каналам: громкость голоса, темп речи, образность речи, сбой речи, интонация, двигательная эктивность, лишние движения, мимика, недифференцированная по каналам экспрессия

Назначение теста: перцептивная оценка парциальных и экспрессивных эмоций и их интегративных проявлений: интенсивность экспрессии, двигательная активность, изменения речи и поведения.

Инструкция к тесту: испытуемым раздавались бланки, на которых они отвечали на каждый вопрос, посредством выбора одного из трех предложенных вариантов ответа (а, б или в).

Предлагалось, при ответе на вопрос, каждый раз проверять, совпадает ли номер вопроса с таким же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.

Отвечать на вопросы, необходимо было исходя из того, что для каждого испытуемого являлось характерным в настоящее время.

Обработка и интерпретация результатов теста

Количество баллов за каждый ответ: “безусловно, да” – 3, “иногда” – 2, “нет” – 0;

В таблице 1 представлен ключ к методике.

Таблица 1

Ключ к тесту

Канал экспрессии

Номера вопросов

Громкость голоса

да – 1, 11, 26, 28, 36

Темп речи

да – 6, 14, 17, 25, 41

Сбой речи

да – 10, 24, 43

нет – 33, 35

Интонация

да – 8, 9, 13, 19, 37

Двигательная активность

да – 5, 7, 20, 31, 39

Лишние движения

да – 3, 16, 21, 23, 44

Мимика

да – 27, 29, 32, 42

нет – 18

Недифференцированная по каналам экспрессия да

да – 12, 15, 30, 38, 40, 47

нет – 22, 34


Уровни эмоциональной экспрессии:

• 12 и более – высокий;

• 6-11 – средний;

• 5 и менее – низкий.

Уровни недифференцированной (стабильно-регулируемой) экспрессии:

• 19 и более – высокий;

• 10-18 – средний;

• 9 и менее – низкий.

Показатели тестирования представлены в таблице 2. Тестовые данные представлены в Приложении 1.

Таблица 2

Обобщенные показатели эмоциональной экспрессии

Каналы экспрессии

высокий

средний

низкий

уровень

%

уровень

%

уровень

%

1

4

33,3

6

50

2

16,7

2

4

33,3

5

41,7

3

25

3

3

25

6

50

3

25

4

3

25

4

33,3

5

41,7

5

3

25

7

58,3

2

16,7

6

3

25

6

50

3

25

7

2

16,7

5

41,6

5

41,6

«Громкость голоса» свидетельствует о том, что по голосу субъекта можно догадаться, что ему грустно, или тоскливо. Когда субъект радуется, он может говорить выше, чем обычно, а когда напуган, наоборот тише, чем обычно. Повышение голоса так же может быть ситуациях, в которых кто-то его разозлил.

«Темп речи» указывает на склонность субъекта говорить быстрее, чем обычно, когда он чем-то взволнован, либо медленнее, когда чего-то испугался. В ситуациях, когда субъект рассержен, ил рассказывает о случае, который рассмешил его может говорить быстрее, чем обычно. Так же темп речи может меняться в зависимости от рассказов касаемо печальных событий.


«Сбой речи» свидетельствует о том, что при рассказе веселых историй, субъект может употреблять такие слова как: ”ну”, “значит” и т. п. При возбужденном состоянии речь может быть сбивчивой, т.е. некоторые слова “проглатываются”, произносятся такие лишние слова, как: “э-э”, “ну”. В рассерженном, тревожном и печальном состоянии в речи могут появляться паузы, лишние слова и неточности.

«Интонация» проявляются в том, что в состояниях взволнованности, гнева, тоски, испуганности собеседник легко угадывает данные состояния в говорящем. При рассказ веселых историй друзьям и родным речь становится более выразительной, богатой интонациями.

«Двигательная активность» указывает на то, что в зависимости от состояния субъекта происходит активизация, ил наоборот заторможенность движений и жестов. Так в состоянии печали жестикуляция более активная, а в состоянии печали движения более медленные. Так же подвижность жестикуляции может зависеть от степени раздражения связанного с другим субъектом.

«Лишние движения» выражаются в том, что при наличии страхов, радости, волнений, грусти, раздражения и злости могут появляться такие действия, без которых вполне можно было обойтись. Если есть страх или переживания, человек может почесывать затылок, одергивать одежду, манипулировать предметами, поглаживать волосы и т.д. При наличии грусти может осуществляться бесцельное движение по комнате, происходит заламывание рук.

«Мимика» указывает на экспрессивность лица в зависимости от настроения. По лицу субъекта можно догадаться получил ли он радостное или печальное известие. Лицо так же значительно меняется при наличии злости.

«Недифференцированная экспрессия» свидетельствует о том, что для окружающих людей, как правило, заметно состояние человека, как хорошее, так и плохое.

На рисунке 1 представлены сравнительные показатели по шкалам.

Примечания: 1-громкость голоса, 2-темп речи, 3- сбой речи, 4-интонация, 5-двигательная активность, 6-лишние движения, 7- мимика

Рисунок 1. Показатели каналов эмоциональной экспрессии

На рисунке 1 заметно, что по первой шкале преимущественно наблюдаются высокие и средние показатели. По шкалам 2, 3, 5, 6, 7 у многих респондентов наблюдаются средние показатели. По шкале 4 у большинства наблюдаются низкие показатели.

На рисунке 2 представлены сравнительные показатели недифференцированной по каналам экспрессии.


Рисунок 2. Показатели недифференцированной по каналам экспрессии

Как видно из таблицы у 33,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели недифференцированной экспрессии, что указывает на импульсивность и неустойчивость нервной этих молодых людей. У 41,7% средние показатели и у 25% низкие показатели недифференцированной по каналам экспрессии. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается устойчивость нервной системы.

№ 2. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В.Бойко

Шкалы: эмоциональная реакция – эйфорическая, рефрактерная, дисфорическая.

Назначение теста: диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.

Инструкция к тесту: испытуемым необходимо выбрать подходящий вариант ответа – “а”, “b” или “с”.

Учитывается тип эмоциональной реакции:

• эйфорическая активность вовне – ответы «а»,

• рефрактерная активность вовнутрь – ответы «b»

• дисфорическая активность вовне – ответы «с»;

характер стимулов:

• положительные – обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка);

• амбивалентные (или нейтральные) – они двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл – все зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы – новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе);

• отрицательные – отрицательные смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

На рисунке 3 представлены показатели типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды. Тестовые данные представлены в Приложении 2.

Рисунок 3. Показатели типа эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды

Как представлено на рисунке 3 у 25% испытуемых наблюдается эйфорическая формула реагирования, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы.

У 50% испытуемых наблюдается рефракторная эмоциональная реакция, указывающая на то, что эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они “застревают” в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.