Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Структура и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. И. Смирнова на основе сопоставительного анализа мимики, жестов, поз русских и англичан предлагает следующую классификацию:

I группа жестов – коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения, замещающие в речи элементы языка. Это – приветствия и прощания; жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие; оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, встречающиеся в общении детей; утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, или невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

II группа жестов – это описательно-изобразительные, подчеркивающие. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

III группа – это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия; жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность; растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление.

Естественно, что данная классификация жестов приложима и к анализу поз и выражений лица человека.

Помимо вышеназванных важным элементом невербального поведения является интонация – совокупность звуковых средств языка, организующих речь. Интонация практически позволяет выражать наши мысли, чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Речевая интонация – явление комплексное. В ней сочетаются пауза, ударение, мелодия, тембр, сила голоса и т.д.

Пауза, как выразительное средство интонации, группирует слова по логическим требованиям. Длительность пауз не является стандартной, всюду одинаковой, наоборот, продуманно варьируя длительность пауз, мы усиливаем их выразительность и естественность. Ударение – это тонально-силовой акцент, который делается на одном слове в речевом такте. Мелодия в звучащей речи – изменение высоты голоса, его тональное повышение или понижение[25].

Интонация представляет собой наиболее сложное явление в ряду фонационных особенностей языка, так как выполняет лингвистическую и нелингвистическую функции. Нас, естественно, интересуют особенности нелингвистической функции интонации, имеющие своим источником психику человека. Вся область экспрессивной интонации может быть зафиксирована объективно по отдельным физическим параметрам:


  • характер движения основного тона во фразе и завершении;
  • уровень частотного максимума фразы;
  • частотный диапазон фразы;
  • частотные интервалы главноударного слога и завершения фразы;
  • крутизна и скорость восхождения и нисхождения частоты основного тона завершения;
  • длительность и максимальное значение интенсивности главного ударного слога и фразы.

В целом жесты, позы, интонации, выражения лица – это целостная подструктура невербального поведения, комплекс, сигнализирующий в актах общения о психических состояниях другого человека.

Следующий элемент невербального поведения, его кинесической подструктуры – походка. Она имеет ряд черт: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность. В феноменологическом плане походка обычно трактуется, как «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «виноватая» и т.д. Помимо общих принято выделять особенные признаки походки. К ним относят элементы движения при ходьбе, например, положение носков, движения рук; плеч. Характер походки связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом, с состоянием человека.

Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет его пространство, устанавливает оптимальную соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.

Выводы по главе 2

Базовым свойством невербального поведения человека является движение, которое появляется на базе кинесического компонента, который связан с такими элементами как: мимика, поза, интонации, жесты.

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец». Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

В рамках измерения эмоциональной экспрессии по каналам эмоциональной экспрессии у многих зиспытуемых наблюдаются средние показатели. По каналам недефференцированной экспрессии у 33,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели недифференцированной экспрессии, что указывает на импульсивность и неустойчивость нервной этих молодых людей. У 41,7% средние показатели и у 25% низкие показатели недифференцированной по каналам экспрессии. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается устойчивость нервной системы.

В рамках определения эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды у 25% испытуемых бфла зафиксирована эйфорическая эмоциональная реакция, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы.


У 50% испытуемых была зафиксирована рефракторная эмоциональная реакция, указывающая на то, что эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями – положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. При этом они “застревают” в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы.

У 25% респондентов была отмечена дисфорическая эмоциональная система, доминирование которой свидетельствует о том, что положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

Заключение

Невербальное поведение личности является социально и биологически детерминированным способом организации, которые усваиваются человеком благодаря невербальным средствам общения, которые впоследствии преобразуются в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков.

Наиболее значимая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Анализ выражений лица дает представление об «экспрессивной одаренности» личности. Каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для одних и неспецифическими для других состояний.

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Муромец». Выборку составила молодежь в возрасте от 20 до 26 лет в количестве 12 человек.

В рамках измерения эмоциональной экспрессии по каналам эмоциональной экспрессии у многих зиспытуемых наблюдаются средние показатели. По каналам недефференцированной экспрессии у 33,3% испытуемых наблюдаются высокие показатели недифференцированной экспрессии, что указывает на импульсивность и неустойчивость нервной этих молодых людей. У 41,7% средние показатели и у 25% низкие показатели недифференцированной по каналам экспрессии. Таким образом, у большинства молодых людей наблюдается устойчивость нервной системы.

В рамках определения эмоциональных реакций на воздействие стимулов окружающей среды у 25% испытуемых была зафиксирована эйфорическая эмоциональная реакция. У 50% испытуемых была зафиксирована рефракторная эмоциональная реакция. У 25% респондентов была отмечена дисфорическая эмоциональная система.


Список использованной литературы

  1. Агафонов Ю. Л. Языковые средства отражения ситуации речевого контакта во французском литературном тексте: Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1982.-206 с.
  2. Антипова A. M. О взаимодействии вербальных и невербальных средств общения в спонтанной разговорной речи // Проблема спонтанной разговорной речи: Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. М., 1989. - Вып. 332. - С. 61-75.
  3. Беглова В.Б. Невербальные средства общения (к вопросу о кинесике в акте коммуникации). Коломна, Коломенский пед. институт, 1996. - 31 с.
  4. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - СПб.: Питер, 1997. -224 с.
  5. Бодалев A. A. Восприятие и понимание человека человеком. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
  6. Гибш Г., Форверг И. Введение в марксистскую социальную психологию. – М. : Просвещение, 2001. – 296с.
  7. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М. : Наука, 1980.-103 с.
  8. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - М. : АН СССР, 1953.-Т. 5.-С. 416-430.
  9. Дементьев A. B. Семантико-функциональные аспекты кинематических речений в современном английском языке: Дисс. канд. филол. наук. М., 1985.-215 с.
  10. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб. : Питер, 1999. - 464 с.
  11. Изард К. Э. Эмоции человека. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 439 с.
  12. Кириленко Г. Л. Проблемы исследования жестов в зарубежной психологии // Психологический журнал. 1987. - № 4. - С. 138-147.
  13. Колшанский Г. В. Паралингвистика. - М.: Наука, 1974. - 80 с.
  14. Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.
  15. Крейдлин Г. Е. Язык тела и кинесика как раздел невербальной семиотики (методология, теоретические идеи и некоторые результаты) // Тело в русской культуре: сборник статей. М.: НЛО. — 2005. — С. 19-37.
  16. Кузнецова Е. В. Средства этикетного общения: внешность, мимика, жесты, взгляды. Прочие невербальные компоненты // Все об этикете. Ростов-на-Дону : 1995.-С. 312-315.
  17. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Социально-перцептивный подход. – Ростов, ун-та,1986. С. 5-35.
  18. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 608 с.
  19. Леонтьев A. A. Психология общения. - М. : Смысл, 1997. - 365 с.
  20. Ломов Б. Ф. Проблемы общения в психологии // Проблемы общения в психологии М. : Наука, 1981. - С.3-23.
  21. Мейнерте С. Я. Паралингвистические и коммуникативные особенности сценической речи: Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1986. - 22 с.
  22. Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М. : ИП РАН Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.
  23. Накашидзе Н. В. Кинесика и её вербальное выражение в характеристике персонажей художественного произведения: Дисс. . канд. филол. наук. М.,1981.-156 с.
  24. Панферов В.Н. Психология человека. – М. : Академия, 2002. – 254с.
  25. Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. - М. : Эксмо, 2010.-416 с.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2003.-713с.
  27. Рябинина М. В. Социолингвистические характеристики средств выражения вербальной и невербальной коммуникации (на материалепроизведений П.Г. Вудхауза): Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М., 2002.-16 с.
  28. Серякова И. И. Лексико-семантические и коммуникативно-функциональные особенности языковых единиц, описывающих невербальное средство коммуникации «голос» в современном английском языке: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988. - 19 с.
  29. Фейнберг Е. И. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности / А.Л. Асмолов, Е.И. Фейнберг // Психологический журнал. Т. 10. - № 6. - 1989. - С. 46-72.
  30. Чанышева 3. 3. Лексические средства обозначения паралингвистических компонентов речи в современном английском языке: Дисс. . канд. филол. наук. М., 1979.-223 с.
  31. Шибутани Т. Социальная психология. – М. : Феникс, 2003. – 390 с.
  32. Экман П. Психологяи лжи. – Спб. : Питер, 2015. – 304 с.

Приложение 1

Таблица 1

Тестовые показатели эмоциональной экспрессии

№ п.п.

Эмоциональная экспрессия

1

2

3

4

5

6

7

б

у

б

у

б

у

б

у

б

у

б

у

б

у

1

6

С

13

В

10

С

15

В

16

В

14

В

10

С

2

4

Н

3

Н

8

С

10

С

7

С

5

Н

11

С

3

14

В

16

В

11

С

13

В

8

С

14

В

15

В

4

4

Н

5

Н

3

Н

5

Н

7

С

10

С

3

Н

5

16

В

13

В

14

В

5

Н

16

В

13

В

10

С

6

7

С

11

С

8

С

4

Н

10

С

11

С

5

Н

7

10

С

7

С

4

Н

11

С

9

С

5

Н

4

Н

8

14

В

12

В

9

С

16

В

14

В

9

С

15

В

9

10

С

11

С

3

Н

9

С

4

Н

10

С

7

С

10

16

В

11

С

14

В

5

Н

9

С

10

С

4

Н

11

9

С

5

Н

6

С

4

Н

9

С

5

Н

10

С

12

11

С

11

С

14

В

10

С

2

Н

11

С

3

Н