Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Структура и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У 25% респондентов была отмечена дисфорическая формула, доминирование которой свидетельствует о том, что положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

С самого раннего возраста, физический контакт является одним из важнейших источников взаимодействия человека с окружающим миром. В тот период контакт осуществляется в прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний. При помощи различных прикосновений развиваются представления о пространстве индивидуального тела и знания о частях тела другого человека. В рамках общения поглаживающие прикосновения выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки.

Применение человеком в общении такесической системы невербального поведения обусловлено различными факторами, среди которых наиболее важные связаны со статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и пр. К примеру, рукопожатие чаще можно наблюдать в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. В Америке не принято использовать рукопожатия, если между людьми имеется интенсивное взаимодействие, что абсолютно не сходиться с использованием рукопожатия в культуре у русских[18].

Таким образом, обозначенная структура невербального поведения человека презентует телодвижения, голосовые изменения, которые определенным образом человеком осознаются и управляются.

Являясь структурами невербального поведения кинесика, такесика, и просодика, формируют образ партнера по взаимодействию при помощи многочисленных систем отражения: оптической, акустической, тактильно-кинестетической.

Среди элементов невербального поведения главная роль отводится мимике лица, которое по сути своей является ведущей характеристикой физического облика субъекта. Необходимо ответить, что социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно благодаря произвольной регуляции. Если рассматривать, в общем, то социализация мимики происходит на базе использования органических проявлений для влияния на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.

Социальное окружение может оказывать поощрительные меры по отношению к выражению одних эмоций и порицательные по отношению к другим, а так же может способствовать созданию «языка» мимики, при помощи которой возможно будет значительно обогатить спонтанные выразительные движения. На основании данного обстоятельства выделяются универсальные или специфические мимические знаки, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Как правило, анализ мимики производится по следующим основаниям[19]:


  • по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на базе ее физиологических параметров;
  • в общественном и социально-психологическом плане;
  • в феноменологическом плане;
  • в понятиях таких психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.

Целостность и динамичность являются ведущими характеристиками мимики как элементов невербального поведения человека. В силу такого обстоятельства единицей анализа мимического выражения можно принять комплекс координированных движений мышц всего лица, так как в различных исследованиях было зафиксировано, что распознание эмоций обусловлено участием всех мышц лица.

В результате, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики выступают ее базовыми характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.

Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, однако вместе с тем могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи таким постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний[20].

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго – нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния[21].


Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются – расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

2.2.Методы исследования невербальных проявлений.

П. Экманом с коллегами была создана методика для измерения выражения лица, в рамках которой были перечислены все лицевые мышцы шести эмоций. Впоследствии были составлены фотомодели, которые рассматривали три области лица[22]:

  • брови – лоб;
  • глаза – веки и основание носа;
  • нижняя часть лица и щеки.

Данный метод основывается на соотношении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений – FAST». При помощи данного метода можно проанализировать экспрессии в соответствии с наличием в ней элементов выражения шести базовых эмоций.

В середине 70-х гг. наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица возникает более совершенный вариант – FACS – система кодирования активности лицевых мышц. Назначение методики связано не только с анализом экспрессии лица, базирующейся на определенном состоянии, а так же для разделения всех наблюдаемых визуальных изменений. Она базируется на анализе мышечных изменений и предоставляет возможность свести различные наблюдаемые движения лица в систему единиц – действий. Базовыми единицами измерений выступают дискретные, едва заметные изменения тонуса мышц лица.


Построение методики основывается на применении полностью нейтрального цифрового кода для обозначения единиц действия. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действия, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не совсем ясна (кусание губ).

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает поза.

Поза является определенным положением тела человека, которое характерно для его культуры, и выступает элементарной единицей пространственного поведения субъекта. Базовое количество многочисленных устойчивых положений, принять которые способно тело человека насчитывает около 1000, из которых, в соответствии с культурными традициями каждого народа, определенные позы запрещаются, а некоторые – закрепляются. Данное обстоятельство обуславливает изучение поз в соответствии с культурными традициями.

А. Шефлен был одним из первых, кто обратил внимание на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения в процессе регуляции процесса межличностного отношения. На примере киносъемок психиатрического интервью автор показал, как изменение поз пациента и врача предоставляет возможность поддерживать наиболее благоприятную психологическую дистанцию для лечебного эффекта.

Похожую точку зрения высказывал В. Шютц, который показал, что коммуникация в его эмпирической группе была куда более оживленнее, если бы он запретил участникам принимать позы, для которых характерно скрещивание рук и ног. Такое предположение автор оправдывал тем, что подобная поза означает «закрытость» для общения. Можно так же описать позу агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека. К примеру, шаблоном поведения свидетельствующего о готовности к общению является «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».

Таким образом, в рамках общения позы могут осуществлять две функции [23]:

  1. дифференцировать поток речи на элементы,
  2. регулировать межличностные отношения в диаде.

Главным образом, благодаря позам можно сформировать в определенной степени мысленный барьер относительно окружающих людей, определить ориентацию партнеров по отношению друг к другу. Свидетельствовать об изменении отношений между общающимися возможно благодаря изменению их позы, или синхронизации.

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения выступает жест, который, как правило, соотносится с движением рук.


На базе жестов можно свидетельствовать об отношении человека к определенному событию, лицу, предмету. Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания[24].

Созданы многочисленные системы записей жестов человека. Принцип всех записей один и тот же – выделить отдельные единицы, жестовые движения. Лингвистически ориентированные авторы исследований движений тела человека склонны оперировать при их описании теми же категориями, что и при описании закономерностей функционирования естественного языка. Так, одни авторы предлагают группировать жесты по участию в движении одной или двух рук, по признаку перекрещивания или симметричного расположения рук и по признаку центробежности или центростремительности. Другие пытаются интерпретировать единицы языка жестов в соответствии с единицами разговорного языка: форма рук – согласные; направления движения – гласные; динамика – ударение; тон, долгота, модели движения – полугласные; референты – предметы, к которым движение руки направлено.

Движения человеческого тела могут совершаться в вертикальных, горизонтальных, наклонных плоскостях. Все движения тела происходят от вращения его рычагов.

У русских жестов – это рычаг плеча или предплечья. Радиус движения русских жестов большой: вся рука от плеча или предплечья, предплечье или кисть руки. У людей, вступающих в общение, нет органов, запечатлевающих движение в трехмерном пространстве и времени. В процессе общения то или иное движение может быть запечатлено лишь в одной из плоскостей. Поэтому описание жеста может идти по пути:

  • указание органа, выполняющего движение;
  • его направленность;
  • цикличность, этапность в совершении движения;
  • его отношение к положению человеческого тела в пространстве.