Файл: Понятие предпринимательского договора (Общая характеристика предпринимательских договоров по законодательству РФ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Особенности коммерческой концессии как предпринимательского договора

Договор коммерческой концессии является одной из наиболее интересных для исследования договорных конструкций. Его нужно отличать от концессионных соглашений, являющихся одной из форм государственно-частного партнерства[12].

Под коммерческой концессией (ст. 1027 ГК РФ) понимается договор, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется на возмездной основе предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Договор коммерческой концессии также называют франчайзингом, отмечая, что "франчайзинг считается одной из самых результативных форм организации бизнеса в мире", и "в практике рыночных отношений он все чаще применяется, как правовое средство повышения эффективности предпринимательской деятельности".

В связи с этим можно согласиться со следующим высказыванием: "При сопоставлении понятий, соответствующих терминам "коммерческая концессия" и "франчайзинг", при рассмотрении конкретного смыслового содержания, вкладываемого в каждое из них, становится очевидным, что по договору коммерческой концессии предоставляются права, похожие тем правам, которые предоставляются по договору франчайзинга".

Об этом же свидетельствует тот факт, что "понятие "коммерческая концессия" было использовано при подготовке ГК как наиболее соответствующее по смыслу английскому "franchising".

Рассмотрим ключевые аспекты договора.

1.Субъектный состав договора. Согласно ГК РФ, сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, то есть только профессиональные предприниматели.

2.Объекты гражданских прав, выступающие предметом договора. По этому договору пользователь приобретает возможность использовать два вида объектов гражданских прав разных групп:

1) объекты ИС определенного вида (товарный знак, знак обслуживания) и другие предусмотренные договором объекты (коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) и др.;


2) особые нематериальные блага: деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя[13].

Отметим, что в комплекс предоставляемых исключительных прав входят права двух групп: 1.

обязательно предоставляемые права: права на строго определенные законодателем средства

индивидуализации - объекты ИС: товарный знак или знак обслуживания, которые должны быть обязательно предоставлены пользователю в рамках данного договора, а при их непредставлении договор не будет считаться договором коммерческой концессии; 2. факультативно предоставляемые права: по договору могут быть предоставлены правомочия использования других объектов исключительных прав (коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау), но их непредставление не делает договор незаключенным.

3.Обязательность встречного предоставления по договору в виде денежного вознаграждения. Согласно ГК данный договор может быть только возмездным, но вид вознаграждения и порядок его выплаты стороны вправе определить по своему усмотрению.

4.Сфера действия и направленность договора. Данный договор является исключительно предпринимательским договором, так как предоставляемая по нему возможность использования комплекса исключительных прав на объекты ИС, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя может быть реализована только в предпринимательской деятельности пользователя.

5.Форма и регистрация договора коммерческой концессии. В этой части закон устанавливает два императивных требования: 1) Согласно статье 1028 ГК РФ договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае договор является недействительным, а именно - ничтожным; 2) Согласно действующему ГК РФ, предоставление права использования объектов ИС правообладателем пользователю по данному договору подлежит государственной регистрации в Роспатенте, а при несоблюдении этого требования такое предоставление считается несостоявшимся.

6.Особые обязанности сторон договора. Данный договор отличен тем, что его стороны принимают на себя особые обязанности, координирующие их совместную деятельность, устанавливающие взаимодействие при осуществлении предпринимательской деятельности[14].

Помимо прочих условий в договоре коммерческой концессии может быть зафиксировано право заключения пользователем договора субконцессии, что влечет положительный экономический эффект для правообладателя, т.к. существенно расширяет его торговую сеть. Как правило, условия, на которых может быть заключен субконцессионный договор, изложены в договоре коммерческой концессии, который является основным по отношению к нему.


2.2 Лизинг как предпринимательский договор

В настоящее время большая часть предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность на территории РФ, испытывает недостаток оборотных средств. Как следствие отсутствия этих средств, они лишены возможности обновлять свои основные фонды, внедрять что - то новое в свое производство и вынуждены брать займы. Форма лизинга как бы примиряет противоречия между предприятием, которое не имеет средств на обновление своих фондов, и банком, который не очень охотно предоставит этому предприятию кредит, так как не имеет никаких гарантий возврата инвестированных средств. Поэтому, очень выгодным решением здесь выступает такой вид предпринимательского договора, как лизинг. Лизинговые операции выгодны всем сторонам - участникам. По сути, одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и необходимое оснащение или оборудование; другая сторона - гарантию, что кредит будет возвращен, т.к. объект лизинга находится в собственности банка или лизингодателя, который финансирует лизинговую операцию до поступления конечного платежа. Это возмездный договор.

Лизинг - как современная форма аренды, определяется, как вид предпринимательской деятельности, который в свою очередь направлен на инвестирование привлеченных или временно свободных средств. Суть лизинга заключается в том, что одна сторона договора лизинга - лизингодатель, обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество другой стороне - лизингополучателю, за плату во временное пользования, для предпринимательских целей.

Предметом лизинга, согласно ФЗ от 29.10.1998 N 164 - ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)», могут быть предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, кроме, земельных участков, объектов природного пользования, а также имущество, которое ФЗ запрещено для свободного обращения или, для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения. Субъектами выступают лизингодатель и лизингополучатель. Лизингодателем могут выступать любые физические лица, резиденты или нерезиденты РФ; за счет собственных или привлеченных средств, лизингодатель приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование.


Лизингополучателем также может выступать любое физическое лицо, резидент или нерезидент РФ; данный субъект, согласно договору лизинга, обязан принять

предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. На практике, лизинг подразделяется на классификации, которые характеризуют: отношение к

арендуемому имуществу; тип финансирования операции лизинга; тип лизингового имущества; состав участников договора лизинга; порядок лизинговых платежей и т.д. Если рассматривать деление лизинга по отношению к арендуемому имуществу, то можно выделить чистый лизинг, частичный и полный. Первый, подразумевает под собой принятие всех расходов по обслуживанию имущества лизингополучателем. Частичный, возлагает на лизингодателя некоторые отдельные функции по обслуживанию имущества. Последний, полный, предполагает обязательное обслуживание оборудования за счет лизингодателя. По типам финансирования лизинг можно подразделить на срочный и возобновляемый. Срочный - аренда имущества единоразовая, во втором случае, договор лизинга можно продлевать на второй период, по истечении срока первого и т.д. По истечению срока договора лизинга лизингополучатель может приобрести в собственность предмет договора по остаточной стоимости; может заключить новый договор, например, на меньший период и по сниженной ставке; либо просто вернуть объект сделки. О своем выборе лизингополучатель должен сообщить лизингодателю.

Таким образом, лизинг как предпринимательский договор имеет ряд преимуществ: во - первых - это 100 % финансирование, не требующее быстрого погашения по денежным обязательствам; наиболее полная свобода лизингополучателя в принятии решений; координация затрат на финансирование капитальных вложений; возможность использования большего числа производственных мощностей и т.д[15].

Но, к сожалению, имеются и значительные недостатки, в числе которых: непрерывные платежи до конца контракта, т.е. если даже это имущество по каким - то причинам считается устаревшим, это не освобождает Вас от обязательств по оплате; лизингополучатель не находится в выигрышной ситуации от повышения остаточной стоимости оборудования и т.д. Более подробно о плюсах и минусах, мы также поговорим в следующей статье.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что договор финансовой аренды (лизинга), на сегодняшний день, является самой молодой из отраслей в предпринимательской деятельности. Несомненно, он формирует более мощные мотивационные стимулы для инициативы и предпринимательства, а также учит рациональному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов.


2.3 Договор контрактации, как договор предпринимательского права

В условиях динамично развивающегося современного рынка появляются новые виды товаров и услуг, что требует постоянного развития правовой системы, но есть и другая сторона данной ситуации, становится все меньше ранее популярных видов сделок, один из таких видов - договор контрактации.

Нормативно-правовое регулирование договора контрактации осуществляется специальными правилами о таком договоре, общими правилами о купле-продаже и поставке, которые закреплены в Гражданском кодексе. Преимущество имеют нормы договора поставки. В отношении поставки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд применяется Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», а также общие правила о поставке для публичных нужд, установленные Гражданским кодексом.

По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

Следовательно, предметом договора контрактации может являться исклюительно, сельскохозяйственная продукция, полученная вследствие хозяйственной деятельности производителя, и не могут быть проданы продукты переработки произведенной сельскохозяйственной продукции. Из этого следует то, что момент заключения договора и его исполнение значительно отдалены во времени, а также то, что количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не всегда может быть выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем еще до посева.

Если иное не предусмотрено договором контрактации, заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз.

Данный вид договора был введен для стимуляции прямого взаимодействия промышленности и производителей сельскохозяйствен¬ной продукции. Наиболее распространенным он стал благодаря государственным закупкам, где государство заключало договор напрямую с изготовителем, что делало более дешевой конечную стоимость товара, так как производителю не было необходимости закладывать в цену риски не продажи или порчи товара, а так же здесь отсутствовали частные перекупщики.