Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Несостоятельность или банкротство организаций является в настоящее время злободневным вопросом. В средствах массовой информации систематически публикуются обширные списки организаций, терпящих банкротство, и число дел о банкротстве будет только увеличиваться.

Реальным подтверждением тому может служить и тот факт, что в сфере юридических услуг все больше специалистов переквалифицируются именно по специализации банкротство. В некоторых компаниях специально создаются самостоятельные «банкротные» отделы.

Деятельность в этой сфере сегодня сопряжена со многими правовыми
проблемами и рисками, лежащими на стыке законодательства о
несостоятельности (банкротстве), арбитражного процесса, гражданского,
корпоративного, трудового, административного и уголовного права.
Принципиальное отличие ситуации последних лет от первой половины 90-х
годов заключается в том, что основные участники этих процессов гораздо реже прибегают к обману и силовым акциям, как это было раньше. Поэтому
основные события происходят на формирующемся правовом поле
действующего законодательства. Появились новые, современные проблемы банкротства, такие как защита прав кредиторов, должников.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы развития законодательства о банкротстве не раз становились предметом научного исследования. В частности, заслуживают внимания работы В. Ф. Попондопуло [45], О. М. Свириденко[50,51], С. А. Карелиной[28], посвященные общим проблемам несостоятельности, а также ряд работ, посвященных проблемам банкротства отдельных категорий должников – это исследования А. В. Егорова [20], Л. М. Алферовой[13], О. А. Тарасенко[55], М. В. Трусовой [56] и др.

Целью настоящей работы является исследование процедуры несостоятельности (банкротства) и основных направлений развития законодательства о банкротстве в РФ.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

1. Рассмотреть направления становление и развитие института банкротства в России.

2. Обозначить современное состояние законодательства о несостоятельности (банкротстве) в современный период (как в отношении общих положений о банкротстве, так и в части реформирования норм о банкротстве отдельных категорий должников).

3. Провести исследование процедур банкротства как для юридических, так и для физических лиц.


Объектом исследования являются общественные отношения, складывающихся в связи и по поводу несостоятельности (банкротства).

Предметом исследования являются нормы современного российского законодательства, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства) физических лиц.

Методологической основой работы является диалектический метод, позволяющими отразить взаимосвязь теории и практики. Также в работе использованы логические методы (анализ, синтез, индукция) и специальные методы юриспруденции: сравнительно-правовой, метод толкования норм права, формально-юридический метод.

Теоретическая и эмпирическая основы исследования представлены действующим и утратившим силу законодательством РФ, посвященном регулированию отношений, связанных с банкротством, научными исследованиями в данной сфере, материалами судебной практики.

Структура курсовой работы обусловлена целью задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) В РФ

1.1 Становление института банкротства в России

Отсутствие законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) в России в начале 1990-х годов привело к тому, что на рынке существовало большое количество убыточных предприятий, конкурентоспособность продукции была очень низкой, процветали злоупотребления со стороны руководителей организаций, связанные с исполнением обязательств[15].

Становление законодательства РФ о банкротстве началось с принятием Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 г. (далее по тексту – «Закон 1990 г.») [39]. Он определял основы создания и функционирования предприятий в условиях многообразия форм собственности.

В соответствии со статьей 24 Закона 1990 г. предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, могло быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом). В силу статьи 37 закона, это было одним из оснований его ликвидации.


Таким образом, Закон 1990 г. только в общем смысле определял основания для признания предприятия банкротом, не конкретизировал особенности процедуры банкротства и предполагал детализацию своих положений иными, специальными нормами [23].

14 июня 1992 г. в развитие положений вышеприведенного закона был издан Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий и применении к ним специальных процедур» (далее по тексту – «Указ») [35].

Основными целями Указа была поддержка несостоятельных предприятий, обеспечение эффективного использования государственного имущества, защита прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов предприятий.

Таким образом, уже в преамбуле Указа законодатель установил, что институт банкротства должен обеспечивать баланс интересов как должника, так и кредиторов в лице различных (государственных и частных) субъектов.

Под действие Указа попадали государственные предприятия, в том числе предприятия, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляла 50 и более процентов.

19 ноября 1992 г. был принят первый закон о банкротстве в РФ. Закон РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее по тексту – «Закон 1992 г.») закрепил условия и порядок объявления предприятия несостоятельным и осуществления конкурсного производства, установил очередность удовлетворения требований кредиторов[36].

Статья 1 Закона 1992 г. определяла банкротство как неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить внесение обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Внешним признаком несостоятельности предприятия признавалось приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

В письме Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 1993 г. были изложены Методические рекомендации, связанные с оказанием государственной поддержки предприятиям-должникам[40]. На основании этих указаний Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. №498 были введены критерии неплатежеспособности, которые давали основания для формирования перечня предприятий, подлежащих санации, и предприятий, подлежащих ликвидации. 12 августа 1994 г. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) своим распоряжением №31-р утвердило Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса[41].


Законом 1992 г. было установлено, что признание предприятия несостоятельным относится к компетенции арбитражного суда или должника в случае добровольной ликвидации.

Законодатель определил три типа процедур, применимых к должнику: реорганизационные (внешнее управление имуществом должника и санация), ликвидационные и мировое соглашение. При наличии оснований для признания должника банкротом, но в случае ходатайства о проведении реорганизационных процедур, производство по делу о банкротстве могло быть приостановлено.

Активное развитие экономических и правовых отношений привело к тому, что нормы Закона 1992 г. быстро устарели и перестали отвечать потребностям хозяйственного оборота. В ходе практического применения этого закона он все чаще подвергался критике в связи с тем, что участились случаи использования процедур несостоятельности в недобросовестных целях, а также нарушались интересы государства как собственника и кредитора[50]. В связи с дальнейшим развитием предпринимательской активности, рыночных отношений возникла необходимость в создании нового, отвечающего сложившимся экономическим условиям механизма регулирования процессов несостоятельности.

Законодательным актом, призванным заменить не соответствующие времени нормы, стал Закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – «Закон 1998 г.») [37]. Он установил основания банкротства, урегулировал порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства и другие отношения, которые возникали при неспособности должника удовлетворить требования кредиторов.

Его действие распространялось на всех юридических лиц, которые являлись коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, на отношения, связанные с несостоятельностью граждан. Согласно закону, в отношении банкротства кредитных организаций подлежал изданию специальный закон.

В частности, ст. 3 Закона 1998 г. разграничила признаки банкротства граждан и юридических лиц.

Мировая практика свидетельствует о том, что в качестве критериев несостоятельности могут использоваться два понятия: «неоплатность» и «неплатежеспособность». «Неоплатность» определяется оценкой структуры баланса, а «неплатежеспособность» - движением денежных средств. Традиционно российское законодательство принимало в качестве критерия несостоятельности неоплатность. Однако, с точки зрения экономического оборота неоплатность не является состоянием, обязательно влекущим прекращение деятельности предприятия, поскольку развитые хозяйственные отношения допускают отношения кредита и займа. В силу этого, учитывая потребности хозяйственного оборота, с 1998 г. российское законодательство о банкротстве для определения несостоятельности юридического лица как профессионального участника гражданского оборота использует критерий неплатежеспособности: юридическое лицо признается несостоятельным, если денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения[49].


Новый закон регламентировал обязанность должника при определенных обстоятельствах заявить о собственном банкротстве (ст. 8) и устанавливал ответственность за ее неисполнение (ст. 9).

Линию предыдущего законодательства о «неправомерных действиях» субъектов банкротства продолжила ст. 10 Закона 1998 г. «Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство», но на практике она применялась редко[54].

Статьи 19-22 регламентировали статус арбитражного управляющего как одной из ключевых фигур новой процедуры банкротства. Кандидатура независимого арбитражного управляющего отличает процедуру банкротства по Закону 1998 г. от ранее действовавшего законодательства.

Согласно Закону 1998 г. также был расширен перечень процедур банкротства (введено наблюдение – ст. 23). Санация приобрела досудебный статус.

Наблюдение вводилось с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. При этом ст. 58 Закона 1998 г. существенно ограничивала руководителей предприятия в правах на стадии наблюдения (им запрещалось осуществлять ряд управленческих действий, отдельные сделки могли заключаться только с согласия временного управляющего). Автоматизм введения процедуры и существенное значение ее последствий для ведения бизнеса предоставляло возможность злоупотребления недобросовестным кредиторам.

В соответствии с Законом 1998 г. обеспечение условий реализации процедур банкротства было поручено государственному органу по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.05.1999 № 651[42], таким органом была определена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству[43].

Статьи 56 – 130 закона детально регламентировали особенности различных процедур банкротства. Закон сохранил возможность внесудебной, добровольной ликвидации.

В главе 8, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, устанавливались особенности банкротства отдельных хозяйствующих субъектов: градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, участников рынка ценных бумаг. Социальная значимость указанных субъектов справедливо предопределила особенности правового регулирования их банкротства.

В целом, многими западными исследователями Закон 1998 г. оценивался положительно. Однако, в России институт банкротства стал жертвой злоупотреблений. Проблема нормативного регулирования признаков фиктивного или преднамеренного банкротства в условиях действия этого нормативного акта в полном объеме не была решена. В итоге, законодательство о банкротстве стало применяться как механизм избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, необоснованного перераспределения собственности [24]. С учетом фактически «автоматического» запуска процедуры банкротства закон имел «прокредиторский» характер[54], в связи с чем становился инструментом злоупотреблений со стороны кредиторов с целью приобретения прав на имущество должника, а не его восстановления его платежеспособности.