Файл: Адаптация ребёнка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Занятие 27

Цель: Сформировать понятие невербального общения, научиться общению при помощи мимики и жестов.

1. «Беседа на тему: Невербальное общение»

Ведущий объясняет, что такое невербальное общение.

1. Игра-активатор «Невербальное приветствие»

Ребята встают по парам. По определенному сигналу они должны поприветствовать друг друга различными частями тела. [10]

Пример: 1 хлопок- приветствие ладошками; Топ ногой - приветствие коленом.

2 хлопка - приветствие спиной;

2. Игра- упражнение «Разговор через стекло».

Цель: развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений.

Дается задание – выразить какую-либо фразу без помощи слов. Каждому предоставляется карточка с определенной фразой. Участники показывают свою фразу, другие же должны понять, о чем ученик пытается им донести. «Словами говорить и писать нельзя. Считайте, что между вами толстое стекло, через которое звуки не проходят»

Примеры фраз:

• Спортсмены не курят

• В траве сидел кузнечик

• Голубой вагон бежит, качается

• Карлсон живет на крыше

• В лесу растут ягоды и грибы.[10]

1. Игра «Подарки».

Цель: развитие умения выразить свои мысли с помощью мимики и пантомимики.

Каждый придумывает какой подарок он сделал бы рядом сидящему слева соседу. Показывает свой подарок с помощью мимики и жестов. Как только

принимающий угадывает, показывает свой подарок следующему соседу слева. [10]

1. Игра «Пойми меня».

Цель: развитие умения передавать смысл и происходящее действие при помощи мимики лица и выразительных движений.

Участникам предлагается показать и угадать название фильма, теле-шоу, программы, переданное жестами. [10]

1. Игра «Бездомный заяц».

Цель: развитие быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с участниками.

Каждый игрок- заяц чертит вокруг себя круг. Расстояние между кругами 1-2 метра. Один из зайцев - бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего – во время обмена занять свободный домик. Тот, кто остался бездомным, становится водящим .[10]

1. Игра – активатор «Стыковка».

Необходимо разбиться на пары и встать на расстоянии вытянутой руки лицом друг к другу. Нужно достать друг друга ладонями. Затем тоже самое, но с закрытыми глазами. Теперь нужно попытаться передать следующие эмоции, держась при этом за руки:

• Поздоровайтесь


• Порадуйтесь

• Посочувствуйте

• Попрыгайте

• Потанцуйте

• Поблагодарите партнера

• Попрощайтесь.

В конце тренинга проводится обратная связь. Учащимся предлагается обсудить, какие упражнения было выполнять сложно, какие легко. В чем, по их мнению, сложность выполнения упражнений. Чему новому научились, что нового узнали о своих одноклассниках? Что бы хотелось изменить в тренинге? Затем все благодарят друг друга за работу и прощаются. [10]

Занятие 28

Цель: подведение итогов выполненной работы, формирование у детей умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими;

Материалы: цветное тесто, бусины, крупа, спички, семечки.

1. Ритуал приветствия «Клубок»

По кругу дети передают друг другу клубок, и каждый высказывается о том, что запомнилось и понравилось из прошедших занятий. Каждый также высказывает недочеты и то, что не понравилось.[10]

  1. Лепка эмоции «Радость».

Беседа на тему: какие эмоции вы испытывали на занятиях? Дети перечисляют свои эмоции. Затем детям предлагается слепить эмоцию «Радость». Работы выполняются в произвольном стиле с использованием различных материалов: крупа, бусины, семечки. После выполнения дети демонстрируют свои работы и рассказывают о своей «Радости» .[10]

Теперь ребята, возьмите свою «радость с собой» и помните всегда наши занятия.

1. Упражнение «Подарок»

Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.[10]

  1. Ритуал прощания «Ладошки»

Каждый участник мысленно кладет на одну ладонь, что нового узнал о себе о других членах группы, на другу ладонь, положительные эмоции. По команде соединяет весь сегодняшний опыт и громко хлопает в ладоши.

Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность. В связи с этим возникает необходимость в подборе диагностических методик, которые позволят отследить адаптацию детей младшего школьного возраста к условия дошкольного образовательного учреждения и с сделать вывод о действенности и разработанности занятий. [10]

МЕТОДИКА «КРАСКИ»


Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.

Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.

Инструкция: раздаются учащимся листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в какой-либо цвет. Необязательно красить кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.

Анализ результатов: Если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.[10]

МЕТОДИКА « КЛАССИФИКАЦИЯ»

Цель: Помогает выявить уровень сформированности понятий посредствам операции классификации.

Оборудование: карточки с понятиями

Инструкция: Ребенку предлагается выбрать четвёртое лишнее (правильные ответы выделены):

1. скворец, синица, курица, голубь.

2. роза, гвоздика, астра, василек.

3. корова, коза, лошадь, теленок.

4. шапка, пальто, платье, рубашка.

5. чашка, стакан, кастрюля, кружка.

6. матрос, солдат, ребенок, летчик.

7. тигр, слон, лев, медведь.

8. топор, ножницы, нож, пила.

Оценка результатов: 3 балла - одна ошибка, 2 балла - две ошибки; 1 балл - три ошибки, 0 баллов – четыре ошибки. [10]

2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДИКА «КРАСКИ»

Иванов Максим

Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.

Роготовская Милита

В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «урок», «тетрадь», «одноклассники». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Это говорит о негативном отношении к основным понятиям процесса обучения.

Козлова Валерия

В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «физкультура». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.


Некрасов Иван

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь».

В целом положительное отношение к обучению.

Витушкин Никита

В тёмные тона окрасил кружки («звонок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Возбуждённое отношение к словам «учитель», «портфель», «класс». Ребёнка можно охарактеризовать как активного, подвижного, возбуждённого, с негативным отношением к процессу обучения в целом.

Чернов Владислав

В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.

Незамова Маргарита

В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.

Климова Дарья

Большинство кружков окрашены в тёмные тона («учитель», «книга», «портфель», «тетрадь», «домашнее задание»). Девочка трудно привыкает, скованна. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.

Сергеев Илья

В тёмные тона окрасил кружки «звонок», «физкультура», «домашнее задание». Слова «класс», «тетрадь» закрашены красным цветом. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Солнцев Антон

В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Таким образом, большинство детей испытывают негативное эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. 80% испытуемых составляют дети с негативным отношением к обучению, а 20% первоклассников в целом положительно воспринимают процесс обучения.

МЕТОДИКА «КЛАССИФИКАЦИЯ»

Козлова Валерия– 6 ошибок – 0 баллов

Солнцев Антон– 4 ошибки – 0 баллов

Роготовская Милита– 2 ошибки - 2 балла

Незамова Маргарита– 4 ошибки - 0 баллов

Климова Дарья– 8 ошибок - 0 баллов

Иванов Максим – 4 ошибки - 0 баллов

Сергеев Илья – 4 ошибки - 0 баллов

Некрасов Иван – 6 ошибок - 0 баллов

Чернов Владислав– 2 ошибки – 2 балла

Витушкин Никита – 1 ошибка – 3 балла

Таким образом, большинство детей сделали много ошибок и набрали 0 баллов и только один ребёнок допустил всего лишь 1 ошибку: у 70% детей выявлен низкий уровень сформированности понятий, 20% - средний уровень, 10 % - высокий уровень сформированности понятий.


2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Педагоги и психологи, адаптируя ребенка к школьной жизни, всегда должны помнить о создании условий для последующего полноценного развития младшего школьника. [3]

Классный руководитель реализует программу адаптации первоклассников к школьному обучению, всегда учитывая результаты диагностики в процессе воспитания и обучения.

Для того, чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо:

• как можно скорее познакомить детей друг с другом, помочь им увидеть в каждом своем новом товарище по классу только положительные стороны, показать, что каждый ребенок по – своему ценен и интересен чем-то своим: умеет что-то особенное делать, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то захватывающие события;

• начать сразу же формировать коллектив класса, создавать только доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между ребятами;

• дать возможность детям проявить себя, как-то самоутвердиться в глазах одноклассников;

• обеспечить каждому ребенку платформу для успеха, самореализации;

• использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неудачи.

Ключевыми моментами успешности работы на начальном этапе обучения в школе также являются:

• оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;

• приучение к режиму дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.[3]

Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учебного заведения обеспечила обязательное выполнение следующих условий:

1. Фиксированный и чёткий объем домашних заданий.

2. Вынесение на дом только тех заданий, которые ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи старших.

3. Обязательные дополнительные прогулки и игры на свежем воздухе в группе продленного дня.

4. Спортивные секции и кружки во второй половине дня, способствующие деятельности детей.

Именно только такие меры, при полноценном (трехразовом) питании, будут способствовать отличной и быстрой адаптации детей к условиям школьного обучения. [3]

Объективные критерии, характеризующие успешность адаптации первоклассников к обучению в школе, таковы:

• адекватность поведения;