Файл: Адаптация ребёнка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Я всегда считала и считаю, что каждый из нас должен учиться всегда – с момента появления на свет и до последнего выдоха. Ещё очень важно получить от родителей помощь в нашем развитии и образовании, которую мы передадим своим детям в будущем.

Я - мама ученика 6 класса, но когда мой ребенок пошёл в 1 класс я уже была готова столкнуться со школьными трудностями и готова прийти на помощь своему сыну.

Первый год обучения всегда определяет собой последующую школьную жизнь ребенка. Именно в этот период школьник при помощи взрослых совершает очень важные шаги в своем развитии. Я думаю, что этот период труден для детей, поступающих в школу в любом возрасте.

Изучив научные труды психологов и педагогов, я пришла к выводу, что среди первоклассников есть дети, которые трудно адаптируются к новым для них условиям и есть те, кто легко справляются с режимом работы и учебной программой.

Начало школьного обучения для моего сына было небольшим стрессом. Поступление в школу внесло свои перемены в его жизнь. Я думаю, что все дети, какими весёлыми и счастливыми бы они не казались, испытывают небольшое напряжение, чувство тревоги.

На линейке, посвящённой 1 сентября некоторые ребята казались очень шумными, крикливыми, они носились по коридорам, играли в различные игры и даже дерзили учителю, доказывая всем свою самостоятельность. Другие же наоборот, были очень стеснительны, скованны, старались держаться незаметно, в стороне и находились даже такие, которые постоянно плакали.

Я думаю, что ребенок, поступающий в школу, должен понимать, что время игр и развлечений, как в детском саду, закончилось и нужно становиться более серьёзным. Учеба всегда требует определенного запаса знаний об окружающем мире и понимании элементарных вещей. А также очень важны позитивное отношение учителю и контроль за своим поведением в обществе.

Выбирая данную тему для написания курсовой, я хотела более подробно разобраться в таких вопросах, как подготовить ребенка к школе, что сделать, чтобы для него переход из садика в школу прошел почти безболезненно. Ведь школа – это совершенно новая жизнь для наших детей. Все это требует сильной психологической перестройки деятельности.

Я считаю, что проблема адаптации детей к школе в первом классе очень важна. Поэтому только мы, родители, должны помочь своим детям подготовиться к важной ступени жизни – школе.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ

1.1. ПОНЯТИЕ АДАПТАЦИИ

Начало обучения в школе - один из самых сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребёнка.

Начав учиться, дети не сразу, не с первых минут становятся школьниками. Это происходит постепенно, почти на протяжении всей начальной школы. Все дети, начинающие обучение в школе, всегда сталкиваются с какими-либо проблемами и трудностями.

Как Л.А. Венгер отмечает в своей книге: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» [5, c. 43].

Так давайте же вместе разберемся, что за слово такое умное и непонятное - «адаптация»?

Прежде всего, рассмотрим термин адаптация.

Понятие «адаптированность»[1] («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под устойчивой адаптацией мы понимаем те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения. [12,с.137-143]

Адаптация - (от позднее лат Adaptation - приспособление), в биологии- приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования. В физиологии и медицине - процесс привыкания.

Отсюда следует, что адаптация-это:

1). Приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза.

2). Приспособление органов чувств к особенностям воздействующих стимулов для их оптимального восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки.

Психологи всегда выделяют три вида адаптации:

АДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ — Приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. [6,с.3-4]

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ — Изменение чувствительности анализатора, служащее для его подстройки к интенсивности раздражителя; вообще приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Проявляется и в разнообразных субъективных эффектах (> образ последовательный). Может достигаться за счет увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется диапазоном изменения чувствительности, скоростью этого изменения и избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия. При помощи адаптации сенсорной достигается повышение чувствительности разностной в зоне, граничащей с величиной раздражителя. В этот процесс включаются как периферические, так и центральные звенья анализатора. Закономерности адаптации показывают, как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула .[6,с.3-4]


Физиологические изменения, лежащие в основе адаптации, затрагивают и периферические, и центральные звенья анализатора. Для исследований механизмов адаптации сенсорной и процессов восприятия вообще большое значение имеет сочетание нейрофизиологических и психофизических методов ( > психофизика).

АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — Постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Соотношение этих компонент, определяющее характер поведения, зависит от целей и ориентации ценностных индивида и от возможностей их достижения в среде социальной. В результате достигается формирование самосознания и поведения ролевого, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими (=> реадаптация социальная). Хотя адаптация социальная идет непрерывно, это понятие обычно связывается с периодами кардинальных изменений деятельности индивида и его окружения. Основные типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивида:

1) тип активный — характерен преобладанием активного воздействия на среду социальную;

2) тип пассивный — определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентации ценностных группы. Важный аспект адаптации социальной — принятие индивидом роли социальной. Этим обусловлено отнесение адаптации социальной к одному из основных социально психологических механизмов социализации личности. Эффективность адаптации существенно зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением чего служит аутизм. [6,с.3-4]

В рамках социальной адаптации может быть выделена адаптация ребенка к школе, потому что под школьной адаптацией понимается сложный процесс приспособления ребенка к школе и школы к ребенку. Приступая к какой-то деятельности, человек адаптируется к новым условиям, постепенно привыкает к ним. В этом ему помогает накопленный опыт, который с возрастом расширяется и обогащается.

Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра; мотивы учебной деятельности дошкольника также были преимущественно игровыми.[6,с.3-4]


Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, уровня произвольности поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям. Часто в более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользовались более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на эгоцентрической личностной позиции. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребенка. [6,с.3-4]

Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению так называемых школьных неврозов. В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина, С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин). .[3]

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Период адаптации к школе является очень сложным для первоклассников. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза. Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. [3]


Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают плавно, слаженно, экономично, т.е. в зоне «оптимума». Адаптированное регулирование обуславливается длительным приспособлением к условиям окружающей среды человека, который в процессе жизненного опыта выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, но относительно часто повторяющиеся явления и ситуации («на все случаи жизни»).

Таким образом, адаптированное поведение не требует выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности.[14, с.137-143]

Одной из сфер социальной адаптации первоклассника выступает его адаптация к школьной жизни. Школьная адаптация – приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходит включение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями. [13, c. 89]

Таким образом, адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. В более выигрышных условиях оказываются дети, посещавшие детский сад, поскольку там элементы готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. Неспособность к адекватному поведению и неудачи в учебной деятельности, закрепляясь, способствуют возникновению школьных неврозов.

1.2 УРОВНИ АДАПТАЦИИ

Дети далеко не одинаково успешно «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Дети, посещавшие ранее детский сад, всегда лучше адаптируются, чем дети, пришедшие в школу из дома. [9,с.229-233]

В работе белорусского исследователя Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень

* Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно.

* Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи.

* Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя.