Файл: Адаптация ребёнка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса;

• проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;

• терпимое, спокойное отношение к временным трудностям и неудачам;

• способность к поиску выхода из сложных ситуаций. Нужно обязательно контролировать состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки - это один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.[3]

Рекомендации педагога-психолога учителям 1-х классов по развитию тонкой моторики руки первоклассников:

1. Срисовывание графических образцов (геометрических фигур и узоров различной сложности).

2. Обведение по контуру геометрических фигур различной сложности с последовательным расширением радиуса обводки (по внешнему контуру) или его сужением (обводка по внутреннему контуру).

3. Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно — вырезание плавное, без отрыва ножниц от бумаги).[16]

4. Раскрашивание и штриховка (наиболее известный прием совершенствования моторных навыков обычно не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста и поэтому используется преимущественно на уроках только как учебное задание. Однако, придав этому занятию соревновательный игровой мотив, можно с успехом применять его и во внеурочное время) .[16]

5. Различные виды изобразительной деятельности (рисование красками и карандашами, лепка из теста и пластилина, аппликация).

6. Конструирование и работа с мозаикой.

7. Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, работа с бисером). [16]

Учителям начальных классов необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

— сочетать игровую, продуктивную, учебную и другие виды деятельности;

— для достижения эффективности в обучении шестилеток необходимо формировать только положительное, эмоциональное отношения к занятиям;

— руководство деятельностью детей шестилетнего возраста осуществлять, широко используя (особенно в первом полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным и дозированным применением школьных методов;

— необходимо соблюдать преемственность не только в методах, но и в стилях педагогического общения;

— использовать огромные воспитательные возможности совместной (групповой) деятельности учащихся;

— формировать способности к ролевому и личностному общению — очень важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

— в процессе адаптации к школе учитывать индивидуально-психологические особенности каждого из учащихся, которые проявляются в уровне их обучаемости, индивидуальном темпе усвоения знаний, отношении к различной интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции поведения. ).[16]


ВЫВОД

Результаты методик показывают, что у 50% детей присутствует направленность на внешние школьные атрибуты, у 40% предпочитают игровую деятельность.

Большинство детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. 80% испытуемых составляют дети с негативным отношением к обучению.

У 70% испытуемых выявлен низкий уровень сформированности понятий.

По результатам анкеты видно, что 10% первоклассников испытывает негативное отношение к школе, проявляется дезадаптация. Поэтому и были представлены рекомендации по адаптации детей в начальной школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день проблема адаптации первоклассников к школе является одной из самых острых и массовых. Первый класс для ребёнка является сложным и трудным периодом жизни. В ходе работы я пришла к следующим выводам:

1. Важным условием успешной социальной адаптации к школе является психологическая готовность.

2. Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий ученик». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапе дошкольного и школьного детства.

3. На личностную готовность ребенка к школе влияет фактор преодоления ребенком кризиса семи лет. Образ будущего школьника является социальным образованием, возникающим в этот период.

4. Основная цель педагогического коллектива школы в направлении социальной адаптации детей – создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального.

5. Чтобы успешно прошла социальная адаптация к школе важную роль играет и соучастие родителей в этом вопросе, однако родителям при этом важно помнить, что помогая ребенку, они могут на себя взять только то, что ребенок не может выполнить пока еще сам, остальное же предоставить сделать ему самому. По мере же освоения ребенком новых действий родитель постепенно передает их ребенку, веря в ребенка и любя его.

6. Готовность ребенка или его неготовность тесно связаны с положением его в семье. Дома и в школе должна быть приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка к школе.

Период адаптации ребенка к школе является очень важным для его развития как личности. Соблюдение всех правил и внимание со стороны родителей и учителей поможет ребенку успешно пройти этот этап его жизни.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации/ И.Н. Агафонова // Начальная школа. –1999. –№1. – 63 с.

2. Адаптация учащихся: Методическая копилка// Школьный психолог. –2005. –№18. – 123 с.

3. Артюхова, И.А. В первом классе – без проблем/ И.А. Артюхова. –М.: Чистые пруды, 2008. – 200 с.

4. Безруких, М.М. Знаете ли вы своего ученика?/М.М. Безруких, С.П. Ефимова.– М.: Просвещение, 1991. – 176 с.

5. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? – М. : Знание, 1994. – 192 с.

6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998.- 551 с.

7. Григорьева, М.В Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации/ М.В. Григорьева//Начальная школа. –2009. –№1. –156 с.

8. Змановская, Е.В. Оценка социально-психологической адаптированности/ Е.В. Змановская// Девинтология: Учеб.пособие. – М.: Академия, 2007. – 369 с.

9. Каменская, В.Г. Адаптация к школе и учебной деятельности/ В.Г. Каменская// Детская психология с элементами психофизиологии: Учеб.пособие. –М.: ФОРУМ, 2005. – 288 с.

10.Копилка советов. Адаптация детей к обучению в школе: Электронный ресурс. - Режим доступа:http://www.kopilkaurokov.ru/

(Дата обращения: 01.02.2018).

11. Кирпичёв, В.И. Адаптация ребёнка к школе/ В.И. Кирпичёв// Физиология и гигиена младшего школьника. –М.,2002. – 144 с.

12. Кирпичёв В. И. Адаптация ребёнка к школе. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 136 с.

13. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько.–Мн.: Універсітэцкае, 1999. –316 с.

14. Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности/ Л.М. Костина// Вопросы психологии. – 2004. –№1. –206 с.

15. Кушнир, Н.Я. Введение в школьную жизнь: Учеб.пособие. –2-е изд., перераб./ Н.Я.Кушнир, Н.Н. Максимук.–Мн.: Нар. асвета, 1998. –199с.

16. Кушнир, Н.Я. Детский сад–школа: Проблемы преемственности: Пособие для педагогов дошк. учреждений/Н.Я. Кушнир. –Мн.: Полымя, 2000.–152 с.

17. Лебедев, В.И. Психологическая адаптация/ В.И. Лебедев// Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции. – М.,2002. – 407 с.

18. Маркович, Д.Н. Адаптация первоклассников к обучению в школе/ Д.Н. Маркович// Пачатковая школа. –2009. –№7. – 56 с.

19. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб.пособие/ Р.В. Овчарова. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003. – 448 с.

20. Первые дни ребёнка в школе. Советы психолога: Адаптация и дезадаптация// Готовимся к школе. –М., 1999. – 206 с.


21. Подласый, И.П. Проблемы адаптации детей к школе/ И.П. Подласый// Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 352 с.

22. Ускова, М.В. Анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе/ М.В. Ускова // Логопедия. –2007. –№4. – 56 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Результаты методики «Краски»

Фамилия и имя ученика

Негативное отношение

Положительное отношение

Козлова Валерия

+

Иванов Максим

+

Роготовская Милита

+

Некрасов Иван

+

Витушкин Никита

+

Чернов Владислав

+

Незамова Маргарита

+

Климова Дарья

+

Сергеев Илья

+

Солнцев Антон

+

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Результаты методики «Классификация»

Фамилия и имя ученика

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Козлова Валерия

+

Иванов Максим

+

Роготовская Милита

+

Некрасов Иван

+

Витушкин Никита

+

Чернов Владислав

+

Незамова Маргарита

+

Климова Дарья

+

Сергеев Илья

+

Солнцев Антон

+

  1. Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путём снижения уровня их тревожности/ Л.М. Костина// Вопросы психологии. – 2004. –№1. –с.137-143