Файл: Документы в гражданском праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

В наш динамический век, осложняемый густой сетью самых различных общественных связей и отношений, развивающихся в разных временных отрезках и протяженных на огромные расстояния, документы облегчают общение людей, их деятельность, их жизнь. С документами в кармане (паспортом, ценными бумагами и т. п.) человек может объехать весь мир, не обременяя себя ни заботой о средствах транспорта, ни запасами пищи и одежды и даже не отягощая карман наличными деньгами. Такую возможность дают ему различные юридические документы.

Спектр юридических документов обширен и многогранен, но все они обладают одной общей чертой – являются материальным носителем признания за субъектом определенных правомочий.

В своей курсовой работе, я хочу дать характеристику «документам», которые необходимы в гражданском праве.

Действительно, роль документа в гражданском праве переоценить трудно. Особенно, договор, согласно которому стороны имеют определенные права и несут определенные обязанности. В случае нарушения условий договора и проведения судебного разбирательства по этому факту, суд будет исследовать документы в первую очередь, а уже во вторую очередь выслушивать доводы сторон.

Аспектам, касающимся системы документов в гражданском праве посвящена данная курсовая работа.

Глава 1. Документ. Происхождение термина, его история и определение.

Слово документ (лат. documentum - образец, доказательство, свидетельство) происходит от глагола "docere" - учить, обучать. Корни этого слова уходят в индоевропейский праязык, где оно означало жест вытянутых рук, связанный с передачей, приемом или получением чего-либо. По другой версии слово "dek" происходит от имени числительного "десять" и связано с тем, что на раскрытых ладонях вытянутых рук насчитывалось десять пальцев. Постепенно корень "dek" был заменен на "doc" в слове "doceo" - учу, обучаю, от которого были образованы слова "doctor" - ученный, "doctrina" - учение, "documentum" - то, что учит, поучительный пример. Говорят, именно в этом значении слово документ использовалось Цезарем и Цицероном. Позднее оно приобрело юридическое звучание и стало означать "письменное доказательство", "доказательство, почерпнутое из книг, подтверждающих записей, официальных актов". В значении письменного свидетельства слово "документ" употреблялось от средневековья до XIX в. Из латинского языка оно заимствовано во все европейские языки.


До начала петровской эпохи документация на Руси имела место, хотя и называлась по-другому. Так, исследователи говорят о том, что делопроизводственный стиль был развит и имел разветвленную систему уже на момент существования Киевской Руси, то есть X-XII веках. Рассмотрим главный и наиболее изученный юридический документ того времени – «Русскую правду». Это древнейший письменный свод законов, созданный в 1016 году при Ярославе Мудром. Спустя приблизительно век этот документ был дополнен статьями, внесенными потомками Ярослава. И наконец, в начале XII века «Русская правда» включала в себя еще и статьи из «Устава Владимира Мономаха». Процесс формирования делового стиля речи на тот момент был на начальной стадии, однако некоторые черты выделить все же можно. Примечательно, что язык деловых памятников киевского периода был смешанным по своему составу и являлся результатом слияния книжной и живой разговорной речевых систем. Таким образом можно говорить об отсутствии стилистической кодификации на тот момент. С другой стороны, именно тогда появляется деловой этикет, формульность изложения, простой и логичный синтаксис - словом, все то, что присуще документальным источникам и на сегодняшний день. Помимо основных черт делового стиля, тогда же начинает формирование и система жанров: это всевозможные записки, расписки, долговые обязательства, грамоты.

В конце XIX в. наблюдается тенденция к сужению границ понятия "документ": сначала оно рассматривалось как любой предмет, служащий для получения и доказательства, затем - как письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения. Понятие использовалось преимущественно в юридическом значении, а в начале XX в. Понятие «документ» уже имело два основных значения:

a) любая бумага, составленная законным порядком и могущая служить доказательством прав на что-нибудь (имущественных, состояния, на свободное проживание) или на выполнение каких-либо обязанностей (условия, договоры, долговые обязательства);

б) вообще любое письменное свидетельство.

Исходя из этого можно выделить основные признаки документов :

1.наличие информации, смыслового содержания;

2.стабильную вещественную (материальную) форму, обеспечивающую долговременное использование и хранение документа;

3.функциональную предназначенность для передачи информации в пространстве и времени, т.е. для использования в социальных коммуникационных каналах.

4.Юридическая сила документа. Юридическая сила - это свойство документа быть подлинным доказательством тех фактов, событий и действий, которые отражены в документе. На приобретение документом юридической силы влияет ряд факторов:


Во-первых, соблюдение организацией, ее должностными лицами, готовящими документ, положений действующего законодательства.

Во-вторых, документирование предполагает соблюдение установленных правил записи информации. Эти правила специфичны для каждого типа документов и регламентируются ГОСТами и другими нормативно-методическими материалами.

Юридическая сила документа - свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления. Она может быть обеспечена установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов, то есть обязательных элементов оформления документов: наименование организации - автора документа, подпись, дата, регистрационный номер документа, гриф утверждения, печать.

5.Оригинальность документа. Слово "оригинал" происходит от латинского слова "originalis", что означает - первоначальный, самобытный. Признаком оригинала является его уникальность. Часто могут встретиться так называемые "умноженные оригиналы", иначе говоря оригиналы, составляемые в нескольких экземплярах. Например, договор между государствами с древнейших времен составляется в количестве экземпляров, соответствующих числу договаривающихся сторон, при этом каждый экземпляр является оригиналом. Оригиналы документов по своему внешнему виду могут быть беловиками и черновиками. Черновик - это документ в предварительной редакции. Черновой документ: рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом. Беловик - это последняя, переписанная или перепечатанная набело редакция документа. Беловой документ: рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа. Немаловажно, чтобы беловой документ был написан без помарок и исправлений. Для служебных документов оригиналом является беловик, подписанный должностными лицами, с приложением, и, в ряде случаев, печати. Кроме того, оригиналы служебных документов могут печататься на бланках. В науке выделяют также автографы – это документы, переписанные или исправленные (после перепечатки или переписки) рукою автора.

6.Подлинность документа. Как синоним слова оригинал употребляется подлинник. Подлинный документ: документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения. Таким образом, документ в окончательной редакции, соответствующим образом оформленный и подписанный, называется подлинником официального документа. Это может быть первый или единичный экземпляр оригинального документа. Не стоит забывать и о таком понятии, как дубликат документа. Дубликат документа: повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.


7.Копийность документов. Копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридическую силу. Повторное, точное воспроизведение подлинников (в целях размножения) является копией. Само понятие копия (лат. сopia - множество) связано с размножением оригинала любого вида. Среди копий различаются:

Выписка - копия части документа. Выписка должна содержать воспроизведение полного текста решения по определенному вопросу. Юридическую силу выписка приобретает после ее заверения должностным лицом организации или нотариусом.

Особый вид - фото и светокопии, отличительной чертой которых является точное воспроизведение оригинала. Они являются видом факсимильных, автоматических копий. Кроме копий, снятых непосредственно с оригинала или полученных автоматически, т.е. одновременно с оригиналом, могут быть кратные копии: копия с копии. Что касается юридической силы копий, то:

1) копия должна содержать точный текст подлинника (включая и бланк, на котором подготовлен документ), расшифровку печатей, подписей должностных лиц.

2) свидетельство юридической силы копии документа - отметка о ее заверении. Заверение копий должно производится самой организацией или, по необходимости, нотариусом. Нотариального заверения обычно требуют для копий учредительных документов организации, которые представляются в различные государственные структуры (судебные, налоговые и лицензионные органы, комитеты по управлению имуществом и т.д.) Но в принципе любая копия документа, не противоречащего закону и имеющего юридическое значение, может быть заверена нотариально. Нотариус сличает подлинник с копией и заверяет ее. Запрещается нотариальное свидетельствование копий паспортов, военных билетов, служебных удостоверений. Сами организации имеют право заверения документов, создающихся в этих организациях. Также организации могут заверять документы граждан при приеме на работу (диплом, аттестат, удостоверение на льготы и т.д.)Копии заверяются руководителем организации или уполномоченным должностным лицом (например, начальником отдела кадров или зав. канцелярией). Заверенные копии, направляемые в организации, удостоверяются печатью.

Глава 2. Основные виды гражданско-правовых документов


В большинстве своем документы юридической принадлежности разделяются на три вида в зависимости от целей, которые они по своей сути преследуют, это:

Документы, закрепляющие гражданско-правовые отношения (например, договор купли-продажи квартиры, дарения, мены и прочие сделки);

Документы, выражающие личное видение ситуации и требующие восстановления нарушенных прав (претензия продавцу товара, жалоба в прокуратуру и т.д.);

Процессуальные документы, которые необходимые для судебного разбирательства (исковое заявление, ходатайство, апелляционная жалоба и т.п.).

Существенные требования к правовым документам:

правовой документ должен иметь обязательные реквизиты и соответствующий для него формат;

текст в нем должен быть упорядочен и расположен в определенной последовательности;

вся важная информация должна быть изложена понятным для всех языком, но с использованием юридической терминологии;

в юридическом документе должны быть обязательно употреблены ссылки на конкретные правовые нормы (статьи законов).

Правовой анализ документов является обязательной процедурой проверки соответствия документов компании (организации) законодательно установленным нормам. Пренебрежение этой процедурой несёт серьезные риски.

Юридическая экспертиза направлена на проверку соответствия документов законодательным актам, а также на выявление целей, преследуемых при подписании документов. Если пропустить данный этап, это может привести к неприятным последствиям. Так, если какие-либо пункты противоречат законодательству, то они впоследствии могут быть оспорены. Также при недостаточной юридической осведомлённости сторона может подписать условия, которые окажутся для неё трудновыполнимыми, либо убыточными.

Одно из главных направлений деятельности компании "Смирнова и Партнеры"– это подготовка и оформление различных процессуальных документов. Это может быть составление договора, протокола разногласий, искового заявления в суд, или составление отзыва на предъявленный к Вашей организации иск. Кроме того, часто приходится работать с такими документами как ходатайство, претензия, деловые письма, возражения на иск, заявление и многими другими. Каждый из вышеперечисленных документов требует предельно внимательного отношения и серьёзного подхода.

Самый распространённый носитель рисков – это договор (контракт).

Заключение договора (контракта) – это один из самых важных этапов взаимодействия деловых партнёров. Не секрет, что тщательный правовой анализ договора (контракта) поможет избежать многих неприятностей, незапланированных трудностей и недоразумений, порой вызванных недобросовестностью партнёра, если со всей осторожностью и внимательностью подходить ко всем юридическим формальностям при согласовании и заключении деловых отношений.