Файл: Правовое регулирование статуса нотариуса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нотариальную деятельность необходимо рассматривать как разновидность квалифицированной юридической помощи. Иными словами, ее направленность - правоохранительная, опосредованная государственная защита. Значит, гарантии ее должны обеспечивать надежную защиту прав граждан.

Статья 5 Основ нотариата предусматривает следующие гарантии нотариальной деятельности:

  • беспристрастность;
  • независимость;
  • руководство только Конституцией РФ и законом;
  • нотариальная тайна.

Нотариус должен быть свободен от конъюнктурных соображений, от поли­тической обстановки и мнения руководителя органа юстиции, других должност­ных лиц. Юридическими гарантиями обеспечения независимости выступают бес­срочность лицензии на право нотариальной деятельности, судебная процедура обжалования действий нотариуса. Для частнопрактикующих нотариусов такой гарантией служит также судебная процедура отстранения от должности. Государ­ственные нотариусы менее независимы от органов юстиции. Здесь налицо трудо­вые отношения. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, может быть уволен в соответствии с трудовым законодательством[12].

Финансовой основой независимости нотариуса должно выступать гарантированное экономическое обеспечение его деятельности. Согласно ст. 23 Основ нотариата источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. Все денежные средства поступают в собственность нотариуса, государство лишь обязывает его уплатить соответствующие налоги и другие обязательные платежи. Доход нотариуса в данном случае служит в качестве обеспечения финансовой независимости и гарантии возмещения ущерба, причиненного действиями нотариуса[13].

И при характеристике гарантий нотариальной деятельности делается упор на обязанность отказать в совершении нотариального действия, если оно противоречит закону (ст. 16, 47 Основ нотариата).

Принцип руководства законом относится к процессуальной деятельности нотариуса и выступает, прежде всего, как продолжение его независимости. Неслучайно принципы независимости и подчинения закону судей ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе»[14] закрепляет в одной статье. Это - конституционное правило (ст. 120 Конституции РФ). Принцип руководства законом предполагает, что нотариус не должен принимать во внимание административное или какое-то иное давление, вмешательство в нотариальную деятельность запрещено.


Реализация указанных выше гарантий нотариальной деятельности обеспе­чивается ограничениями в деятельности нотариуса, что свидетельствует об огра­ничении в первую очередь общего правового статуса нотариуса. Как уже звучало в предыдущем параграфе, согласно ст. 6 Основ о нотариате нотариус не вправе:

  • заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;
  • оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Запреты обусловлены спецификой нотариальной деятельности и носят для нотариуса абсолютный характер, иными словами, они действуют на протяжении всей его деятельности, законодательство не предусматривает каких-либо исключений (кроме научной и преподавательской деятельности). Ограничения относятся как к нотариусу, работающему в государственной нотариальном конторе, так и к нотариусу, занимающемуся частной практикой[15].

Таким образом, гарантии нотариальной деятельности - это юридически значимый механизм обеспечения рассматриваемой деятельности, неукоснительно реализуемый на основе конституционного закрепления права гражданина на квалифицированную юридическую помощь как на законодательном, так и на правоприменительном уровне.

2. СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА НОТАРИУСА

2.1. Порядок назначения на должность нотариуса

Согласно ч. 3 ст. 12 Основ нотариата наделение нотариуса пол­номочиями производится на основании рекомендации нотариальной палаты Министерством юстиции РФ или по его поручению органом юстиции на конкурсной осно­ве. Порядок проведения конкурса определяется Мини­стерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотари­альной палатой.

В настоящее время действует Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденное приказом Министерства юсти­ции рФ от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97 по согласо­ванию с Федеральной нотариальной палатой[16]. Целью конкурса является отбор на должности нотариусов наибо­лее подготовленных лиц, имеющих необходимые профес­сиональные знания, способных обеспечить правовую за­щиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


Проведению конкурса предшествуют: учреждение или открытие вакансии. В случае если уч­реждается новая вакантная единица, решение принимает­ся совместно органом юстиции и нотариальной палатой. Если вакантная единица возникает в случае увольнения нотариуса, его смерти, лишения лицензии на право осу­ществления нотариальной деятельности, то она открыва­ется автоматически.

В соот­ветствии с ранее действовавшим Положением о порядке проведения конкурса на замещение должности нотариуса (1994 г.)[17] выборы по конкурсу проводились Правлением нотариальной палаты, и в этой работе принимал участие руководитель органа юстиции или его заместитель с пра­вом решающего голоса. Согласно действующему Положе­нию конкурсная комиссия создается на паритетных нача­лах из равного числа работников органов юстиции и частнопрактикующих нотариусов. При этом председате­лем комиссии является руководитель органа юстиции с правом решающего голоса.

Конкурс объявляется распоряжением органа юстиции не позднее 10 дней со дня открытия вакантной должности нотариуса с указанием сроков проведения конкурса, места и времени заседания конкурсной комиссии, а также срока приема документов на конкурс. О принятом решении в трехдневный срок с момента издания распоряжения извещается нотариальная палата. Дата начала конкурса устанавливается не ранее чем через месяц и не позднее чем через два месяца после объявления конкурса. Для проведения конкурса приказом органа юстиции при органе юстиции образуется конкурсная комиссия в количестве 8 человек. Комиссия создается из равного количества работников органа юстиции и членов нотариальной палаты, являющихся нотариусами.

К участию в конкурсе допускаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен, имеющие лицензию на право нотариальной деятельности.

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 5 членов комиссии. Кандидатуры от нотариальной палаты для включения в состав конкурсной комиссии представляются нотариальной палатой в орган юстиции в 15‑дневный срок с момента извещения палаты об объявлении конкурса. Если в указанный срок в орган юстиции не поступили сведения о включении в состав комиссии членов нотариальной палаты, руководитель органа юстиции вправе утвердить состав конкурсной комиссии с соблюдением условия равенства представителей от органа юстиции и нотариальной палаты. Персональный состав конкурсной комиссии утверждается приказом органа юстиции, о чем извещается нотариальная палата.


Для обеспечения работы комиссии (регистрация и прием заявлений, формирование дел, ведение протокола конкурсной комиссии и др.) руководитель органа юстиции назначает секретаря комиссии из числа членов комиссии – сотрудников органа юстиции.

Порядок работы конкурсной комиссии определяется председателем конкурсной комиссии. Объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, сроках, месте приема и перечне документов, необходимых для участия в конкурсе, требованиях, предъявляемых для замещения вакантной должности нотариуса, месте и времени заседания конкурсной комиссии публикуется органом юстиции совместно с нотариальной палатой в средствах массовой информации или вывешивается в общедоступных местах в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты.

По мнению Федеральной нотариальной палаты, все лица, допущенные к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, должны иметь рекомендации нотариальной палаты, поскольку рассмотрение рекомендаций но­тариальной палаты после определения конкурсной комиссией лица, победившего в конкурсе, и принятия соответствующего решения привело бы к нарушению принципа отбора кандидата на должность нотариуса на конкурсной основе[18].

Проверка представляемых документов осуществляется секретарем конкурсной комиссии. Подлинники документов возвращаются заявителю в день их представления, а копии указанных документов формируются в дело. Прием документов производится в срок, установленный распоряжением органа юстиции. По истечении данного срока документы на конкурс не принимаются.

На основании представленных документов конкурсная комиссия принимает решение о допуске кандидатов к участию в конкурсе. Кандидат не допускается к участию в конкурсе при несвоевременном либо неполном представлении документов, указанных в названном Положении.

Список лиц, допущенных к участию в конкурсе, вывешивается в зданиях органа юстиции и нотариальной палаты не позднее семи дней до начала проведения конкурса.

В ходе проведения конкурса конкурсная комиссия оценивает конкурсантов на основании представленных ими документов, в том числе документов о прохождении стажировки и результатах сдачи квалификационных экзаменов. При необходимости комиссия может проводить индивидуальные собеседования с конкурсантами по вопросам, касающимся нотариальной деятельности. Оценка кандидатов производится по 10‑балльной системе.


По итогам оценки каждый член конкурсной комиссии выставляет конкурсанту соответствующий балл, который заносится в конкурсный бюллетень, приобщаемый затем к протоколу заседания конкурсной комиссии. В конкурсном бюллетене каждым членом комиссии должна быть кратко изложена мотивировка, послужившая основанием для принятия решения о соответствующей оценке качеств конкурсанта. После оценки всех участников конкурса и подсчета набранных конкурсантами баллов конкурсная комиссия определяет лиц, победивших в конкурсе. Победившим в конкурсе считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссией принимается открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии при открытом голосовании решающим является голос председателя.

Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который подписывается председателем, членами конкурсной комиссии. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии оглашаются лицам, принимавшим участие в конкурсе, на следующий день после окончания конкурса. Выписка из протокола конкурсной комиссии выдается всем желающим лицам, участвовавшим в конкурсе.

Протокол в течение десяти дней после проведения конкурса представляется конкурсной комиссией в орган юстиции. Решение конкурсной комиссии по результатам проведения конкурса является основанием для издания приказа о назначении лица (лиц), победившего (победивших) в конкурсе, на должность(и) нотариуса(ов). Копия приказа в течение 3 дней с момента его издания направляется в нотариальную палату для сведения.

Все документы, связанные с проведением конкурса, по каждому участнику конкурса, сформированные в дело, хранятся в органе юстиции в течение трех лет. Решение конкурсной комиссии о недопущении кандидата к участию в конкурсе и решение конкурсной комиссии по результатам конкурса может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

Лица, получившие лицензию, но не приступившие к работе в должности нотариуса в течение трех лет, могут быть допущены к конкурсу только после повторной сдачи квалификационного экзамена. Помощник нотариуса повторного экзамена не сдает независимо от срока получения лицензии[19].

В соответствии с постановлением Верховного Сове­та РФ от 11 февраля 1993 г. «О порядке введения в дейст­вие Основ законодательства Российской Федерации о но­тариате»[20] был установлен особый порядок занятия долж­ности нотариуса, занимающегося частной практикой. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе и желающий заняться частной практикой, назна­чается на должность нотариуса в том же нотариальном округе, где находится государственная нотариальная кон­тора, в штате которой он состоит, не позднее чем через две недели со дня подачи заявления. В этом случае реко­мендации нотариальной палаты не требуется.