Файл: Организация выставочно-ярмарочной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Наступление XXI в. ознаменовалось значительным ускорением социально-экономического развития практически по всем группам стран. Так быстро экономический мир никогда раньше не развивался.

Не стала исключением и Россия, где в течение 10 лет начиная с 1998 г. происходил энергичный экономический и социальный подъем. За этот период валовой внутренний продукт России при среднегодовой динамике около 7% вырос почти в 2 раза. Примерно такими же темпами развивалась российская промышленность. Реальные доходы населения страны за 2000—2008 гг. в среднем возрастали на 10% в год, увеличившись в 2,4 раза. Безработица в России снизилась с 13 до 5,6%'.

Всеобщий рост экономики спровоцировал расширение и развитие международной деловой активности по организации коммерческих выставочно-ярмарочных мероприятий, участие в которых является весьма эффективной формой продвижения продукции и позиционирования бизнеса.

В России работы по подготовке и проведению выставок, инициированные рыночными реформами 90-х гг. прошлого века, в первое десятилетие XXI в. пошли особенно интенсивно и результативно. Вплоть до 2008 г. положительная выставочная динамика в стране составляла более 10% в год. В результате выставочная сфера превратилась в весомый сектор национальной экономики, имеющий материально-техническую базу, инфраструктуру и специализированные кадры.

Целью данного исследования является изучение особенностей организации выставочно-ярмарочной деятельности.

Объектом исследования является выставочно-ярмарочная деятельность.

Предметом исследования является выставка МАКС.

Задачи исследования

- определить сущность, понятие, отличия выставок и ярмарок;

- рассмотреть особенности развития выставочно-ярмарочной деятельности;

- рассмотреть особенности подготовки и проведения выставки;

- проанализировать особенности организации выставки МАКС.

Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам организации выставочно-ярмарочной деятельности.

Структура работы включает введение, две главы, заключение , список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты организации выставочно-ярмарочной деятельности

1. 1. Сущность, понятие, отличия выставок и ярмарок. Становление и развитие выставок и ярмарок

Ярмарка – мероприятие краткосрочное, время от времени повторяющееся и, как правило, проходящее в одном и том же месте. На ярмарке представлены образцы товаров и услуг многих предприятий,  принадлежащих одной или нескольким отраслям.

Главный замысел ярмарки – продемонстрировать потребителю большинство товаров и услуг, предлагаемых данной компанией, распространить о себе информацию и, по возможности, заключить сделки [2, с. 6].

Выставка – это, прежде всего, демонстрация достижений своего предприятия. Кроме коммерческого интереса, выставка предполагает дискуссии, обмен опытом, поиски новых идей.  Выставки часто ограничиваются какой-либо одной тематикой и, как правило, каждый раз проводятся в одном и том же месте.

Главная цель выставки – продемонстрировать свои достижения, установить новые контакты, проинформировать бизнес о своем существовании, надеясь в последующем на долгосрочные и прибыльные отношения[1, с. 56].

Характерным отличием ярмарок и выставок является отсутствие ценников на товарах, в этом есть сходство с рыночной торговлей. Но всех оптовой ярмарках и выставках посетителю по желанию могут предоставить полный прайс-лист с указанными там ценами на товары и полным набором условий по поставке. А если внимательно осмотреться, то может оказаться, что один и тот же товар отечественного производства может у разных продавцов стоить по-разному. Причем, самой низкой обладает завод-изготовитель. Зачастую станкостроители предлагают товары дилерам по цене, равной цене для обычных покупателей. Такая схема заранее не предусматривает систему скидок. Наценку производят дилеры, что дает им основной заработок. Поэтому наиболее продвинутые покупатели работают с заводами-производителями напрямую[11, с. 25].

Здесь кроется отличие российских мероприятий такого рода от зарубежных. В России можно встретить бизнесмена с папкой, где основную массу представляют прайс-листы или контрактные условия. Отечественный покупатель предпочитает найти товар по более низкой цене, чем у других. Ярмарки или выставки за рубежом кардинально отличаются от российских аналогов. Там нельзя встретить делового человека с килограммом бумаг. Мероприятия такого типа – это, прежде всего, место для проведения переговоров по поставкам, разбор деталей поставок, подписание контрактов. Полная информация получена заранее. Цена известна, она одна и та же у всех продавцов. Различие состоит только в условиях поставок и ценах на них[18, с. 100].


Продавцы оборудования получают основной заработок на разнице между ценой закупки и ценой со скидкой производителя. Возможно подключение дотации, предусмотренных частью гарантийных обязательств, и расценкой конечного предложения. Продавец-изготовитель понимает, что прямой покупатель не может принести больший доход, имеет место увеличения статьи расходов на сбыт. В таком случае, проще доверить работу по продаже товара специалистам, которые помогут достигнуть уровня опережения основных конкурентов. Недостатком остается то, что при таком раскладе, стоимость на товар должна повыситься на 20 – 30%.

Выбор формата мероприятия зависит от конкретных маркетинговых задач, которые ставит перед собой производственная организация. Например, сформировать положительный имидж, заключить рамочные договоры или реализовать продукцию прямо со стенда. Так:

— участие в выставке дает возможность демонстрировать товары и представлять потенциальному покупателю информацию о них с целью рекламы;

— для реализации продукции (заключения договоров поставки) предназначается ярмарка;

— на выставке-ярмарке продукция не только продается, но и рекламируется[9, с. 70].

Первые крупные торжища, давшие начало торговым ярмаркам, датируются на Руси X—XII вв. Самой древней считается Арская ярмарка (XIII в.). Упоминаются ярмарки в Великом Новгороде и Архангельске, а также Сибирский и Китайский торги. Регулярные ярмарки в России стали проходить начиная с XIV—XV вв. около Казани и у Нижнего Новгорода, куда сходились торговые пути из Европы и Азии.

В XVI—XVII вв. возникают Ирбитская ярмарка в Сибири и Дубненская на Украине. Они становятся широко известны в Европе, Азии и Индии. К XIX в. набирают популярность Бакинская, Харьковская, Иркутская, Ташкентская, Ростовская, Ильинско-Николаевская, Цымлянско-Спасовская, а также ярмарки Новороссийского края и Черниговской губернии. Начиная со второй половины XIX в. число российских ярмарок быстро увеличивается. Причем помимо функции обеспечения торговли крупные ярмарки становятся центрами обмена хозяйственным опытом, техническими знаниями, прикладными искусствами, ремесленными навыками, технологическими достижениями.

К началу XX в. в Российской империи насчитывалось более 16 тыс. различных ярмарок. Абсолютное большинство составляли сельскохозяйственные ярмарки. Крупных оптовых ярмарок было не более 200. Крупнейшие ярмарки того времени — Нижегородская, ежегодно проходившая с 15 июля по 10 сентября, и Ирбитская (г. Ирбит бывшей Пермской губернии), длившаяся с 1 февраля по 1 марта.


В первой половине XIX в. в России начинают проводить выставки. Так, в Санкт- Петербурге проходят Всероссийская мануфактурная выставка и Общероссийская сельскохозяйственная выставка.

Можно выделить несколько интересных особенностей в организации и проведении Всероссийских выставок:

  • выставочная тематика охватывала все виды фабричных, ремесленных и сельскохозяйственных изделий;
  • участие было бесплатным, выставочные расходы покрывало государство;
  • проводился жесткий отбор экспонентов;
  • для экспонирования допускались товары исключительно отечественного производства;
  • разрешалась свободная продажа выставочных образцов, однако забрать их можно было только после закрытия экспозиции;
  • подсчет числа посетителей велся по входным билетам.

Необходимую для организации Всероссийской выставки денежную сумму выделяло Государственное Казначейство России. Всего было проведено 16 Всероссийских выставок (предпоследняя состоялась в Москве в 1882 г., последняя — в Нижнем Новгороде в 1896 г.).

Наряду со Всероссийскими выставками, в губерниях, уездах и волостях также проходили выставочные смотры. Их подготовкой занимались органы местного самоуправления (земства и городские управы) при поддержке губернских властей, Правительства и при покровительстве Особ Российского Императорского дома.

В дореволюционной России была принята классификация, согласно которой выставки подразделялись на Всероссийские, Правительственные и частные.

Всероссийские выставки проводились за государственный счет. Подготовка очередной Всероссийской выставки начиналась с издания специального Указа Государя Императора и назначения Выставочного Комитета (Комиссии) в составе высших сановников Империи.

Правительственные выставки проводились при прямом участии и финансировании правительственных ведомств. Организация Правительственных выставок нормировалась особыми Положениями, утверждаемыми Министром торговли и промышленности или Главноуправляющим землеустройством и земледелием.

Частные выставки — это негосударственные мероприятия.

Губернские выставки делились на областные (для нескольких смежных губерний) и местные (для одной губернии).

В 1910 г. Министерство торговли и промышленности Российской империи, отвечавшее за развитие промышленных выставок в стране, инициировало разработку законопроекта «Правила о выставках». При Министерстве был учрежден Выставочный Комитет, в состав которого вошли чиновники ключевых министерств Империи и на который возлагалось решение следующих вопросов, касающихся выставочного дела:


  • участие России и отдельных экспонентов в международных выставках за границей;
  • наблюдение за устройством российских разделов на иностранных выставках;
  • организация выставок в России;
  • экспертиза выставочных образцов[7, с. 63].

В дореволюционной России, по-видимому, не было достаточного повода для соперничества в связи с организацией выставочно-ярмарочных смотров.

К 1913 г. в России ежегодно устраивалось более полутора десятков крупных выставок. Большинство из них были сельскохозяйственные и кустарно-промышленные выставки. С 1915 г. выставочно-ярмарочная деятельность в России начинает сокращаться и в период 1916—1918 гг. сходит на нет.

Выставочно-ярмарочная деятельность в СССР. В Советской России первая крупная выставка сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности прошла в Москве в 1923 г.1 В 1924 г. в Ленинграде состоялась первая промышленная выставка. В 1925 г. в Москве была проведена первая Всесоюзная радиотехническая выставка, а в Ленинграде — первая автомобильная выставка с иностранным участие. В период с 1930 по 1941 г. выставочное направление в СССР бурно развивается. Регулярно устраиваются выставки товаров широкого потребления. В 1939 г. открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка[4, с. 155].

Проводились в РСФСР, а затем в СССР и ярмарки. В июле 1922 г. возобновила работу Нижегородская ярмарка. А к 1927 г. в стране уже было 7,5 тыс. ярмарок. Но в начале 1930-х гг. все они были ликвидированы и вновь возродились в СССР только в конце 1950-х гг. как мероприятия по оптовой продаже товаров народного потребления. Проведению этих ярмарок всегда предшествовала работа по прикреплению оптовых покупателей к поставщикам[10, с. 70].

К началу 1980-х гг. в СССР проходило около 60 оптовых ярмарок товаров народного потребления и около 8 тыс. торгово-промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок в год. Порядок их проведения строго нормировался, продажа товаров осуществлялась в соответствии с выделенными фондами и по фиксированным ценам. Эти ярмарки не имели ничего общего с дореволюционными российскими, они служили местом заключения договоров поставки между государственными промышленными предприятиями и торговыми организациями[6, с. 122].

Организация выставок советского периода находилась под государственным контролем и имела идеологическое содержание: пропаганда научно-технических достижений и передового опыта социалистической системы хозяйствования. Частная инициатива полностью исключалась. В качестве устроителей выставок выступали крупные промышленные предприятия и министерства. В оформлении доминировал единый художественно-экспозиционный план, подчиненный общей идее выставки. Конкуренции между устроителями выставок и ярмарок не было и не могло быть.