Файл: ВЫБОР СТИЛЯ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ДМТ ( Дегазация метана технологии) –Проходка».pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы изучения современных подходов стилям управления
1.1. Теоретические основы анализа различных стилей руководства в современной организации
1.2. Особенности подходов к лидерству и стилям в современных условиях
2. Анализ системы лидерства и стили управления в ООО «ДМТ–Проходка»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Методика исследования направленности личности сотрудников ООО «ДМТ–Проходка»
2.3. Методика экспертной оценки стилей управления в ООО ДМТ–Проходка
3.1. Развитие молодых сотрудников с лидерским потенциалом в ООО «ДМТ–Проходка»
Приложение 1
Методика направленности личности. Опросник.
Авторы В. Смейкал и М. Кучер.
Много незаконченных предложений предлагаются Вам на каждом из них, три варианта ответа, определяемый уквами а, б, в.
Дав ответы согласно анкете, Вы получаете показательную информацию о некоторых особенностях Вашей личности. В каждом предложении выбирают из ответов то, что лучше всех описывает Вашу точка зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа записываете в колонке, «больше всего». Затем выберите ответ, меньше всего соответствующий Вашему мнению, и поместите его письмо в колонку «меньше всего».
Бланк для ответов
Текст опросника
1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) высокая оценка твоей работы; б) сознание того, что работа выполнена хорошо; в) сознание того, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) известным игроком;в) избранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, кто: а) имеют индивидуальный подход к учащимся; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают доброжелательную атмосферу в классе.
4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, тех кто: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) создают представление о преподаваемом предмете как не интересующем их.
5. Я рад, если мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны, имеют широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения;
б) которые могут сделать больше, чем другие; в) на которых всегда можно положиться.
7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может быть увлеченным человеком; в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил: а) игры с друзьями; б) успевать во всех своих делах; в) когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия в своих занятиях; б) ухудшаются дружеские отношения; в) меня критикуют.
11. Основная задача школы должна заключаться в: а) подготовке учащихся к работе по специальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; в) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократичная атмосфера; б) человек теряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел и самообразования; в) для беспечного отдыха.
14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются.
15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах; б) похвалили меня за мою работу; в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером команды.
17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; в) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важного задания; в) потеря друзей.
19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; в) фактические результаты.
20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают совместно; в) выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; в) людей, ставящих себя выше других.
22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом; б) помогать другим в общем деле; в) вызывать восхищение других.
23. Я люблю руководство (начальника), которое: а) требовательно; б) пользуется авторитетом; в) доступно.
24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; в) начальство признавало мои достоинства.
25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) о жизни замечательного, известного человека; в) из серии "сделай сам".
26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть: а) дирижером; б) солистом; в) композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) увлекаясь детективными фильмами; б) в развлечениях с друзьями; в) занимаясь своим хобби.
28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им.
29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить прежде всего свою задачу; в) не нужно было укорять его за работу.
Обработка результатов и выводы
За каждый ответ в рубрике "больше всего" испытуемый получает 2 балла, в рубрике "меньше всего" — 0 баллов.
Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
Направленности человека на себя соответствуют ответы со следующими номерами: 1а, 26, За, 4а, 56, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 116, 126, 13в, 14в, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20в, 21в, 22в, 236, 24в, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв.
Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами со следующими номерами: 1в, 2в, Зв, 46, 5а, 6а, 7в, 86, 9а, 106, Ив, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 196, 20в, 21а, 22а, 23в, 24 а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а.
Направленность на задание определяется по ответам со следующими номерами: 16, 2а, 36, 4в, 5в, 66, 76, 8а, 96, 10а, Па, 12в, 136, 146, 156, 16а, 176, 186, 19в, 20а, 216, 226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306.
Приложение 2
Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки.
Шкалы: авторитарный, либеральный, демократический
Назначение теста
Специфические особенности этой техники - то, что она позволяет определять стили управления не опытного пути, и самооценкой. Его второе различие - то, что это позволяет показывать не только ведущий стиль управления, но также и степень выразительности каждого из трех классических стилей управления.
Тестовый материал
- В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
- Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним.
- Люди часто завидуют моему терпению и выдержке.
- В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе.
- Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел.
- Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
- Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников.
- Когда я чувствую, что меня не понимают, то отказываюсь от намерения доказать что-либо.
- Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых.
- Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.
- Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызвать у людей раздражения.
- Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.
- Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.
- Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
- Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.
- Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать – ни хорошего, ни плохого.
- Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.
- Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
- Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.
Ключ к тесту
Стиль управления |
Номера ответов-утверждений |
Авторитарный |
1, 6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43, 48, 49, 54, 55, 60 |
Либеральный |
2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59 |
Демократический |
3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58 |
Обработка и интерпретация результатов теста
Определяем степень выраженности стиля управления руководителя авторитарного, либерального или демократического
В зависимости от получившихся сумм ответов степень выраженности стиля получается разной: минимальная (0 – 7), средняя (8 – 13), высокая (14 – 20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У испытуемого руководителя наблюдается комбинация стилей управления, что более предпочтительно, сочетание авторитарного и демократического стилей управления, когда менеджер применяет гибкие методы работы с людьми и повседневно утверждает эффективный стиль управления.
Для более полной характеристики индивидуального стиля управления и его последующего совершенствования можно руководствоваться данными, представленными в таблице.
Характеристика индивидуального стиля управления
Сумма утвердительных ответов |
Степень выраженности стиля управления |
Авторитарный |
|
0 – 7 |
Минимальная: это показывают в слабом желании быть лидером, нестабильными навыками менеджера, уверенности в себе, упрямства, стремление закончить начатый бизнес, чтобы подвергнуть критике отставание и неспособных подчиненных. |
8 – 13 |
Средняя: отражает высокие навыки лидерства, способность к прямым действиям подчиненных, настойчивости и постоянства, стремление использовать на коллективной силе заказа и принуждения, обязательства и эгоизма, поверхностного отношения к запросам подчиненных, нежелание слушать предложения депутатов. |
14 – 20 |
Высокая: раскрывает объявленные навыки лидерства и стремление к отдельной власти, негибкости и определению в суждениях, энергии и жесткости в требованиях, неспособность рассмотреть инициативу подчиненных и предоставить им независимость, чрезмерно резкую критику и уклон в оценках, стремлении и низкой совместимости с депутатами, злоупотреблением наказаниями, пренебрежением общественным мнением. |
Либеральный |
|
0 – 7 |
Минимальная: нестабильное желание работать с людьми, неспособность поставить задачи для подчиненных и решить их вместе, неуверенность и неразборчивость в распределении обязанностей, импульсивности в критике недостатков подчиненных, слабой настойчивости и ответственности. |
8 – 13 |
Средняя: стремление переместить обязанности депутатам, пассивности в управлении людьми, неразборчивостью и доверчивостью, страхом перед потребностью независимо принять решения, чрезмерную мягкость нарушителям дисциплины, тенденции к мерам. |
14 – 20 |
Высокая: абсолютное безразличие к интересам коллективных, нежелание взять на себя ответственность и принять трудные решения, неразборчивость и отказ из управления, увеличенной внушаемости и слабоволия, недобросовестности и неспособности обсудить точку зрения, отсутствие более цело, чем деятельность и конкретные планы, попустительство, флирт, дружеские отношения. |
Демократический |
|
0 – 7 |
Минимальная: слабое стремление быть ближе к подчиненным, сотрудничать и слушать советы помощников, пытается направить деятельность коллектива через депутатов и актив, некоторую неуверенность в административных качествах. |
8 – 13 |
Средняя: устойчивое стремление жить интересы коллектива, заботиться о персонале, доверить депутатам и поощрить их инициативу, использовать веру и принуждение, слушать мнения персонала. |
14 – 20 |
Высокая: способность скоординировать и направить деятельность коллектива, предоставить независимость самым способным подчиненным, каждым возможным способом разработать начальные и новые методы работы, убедить и оказать моральную поддержку, быть справедливым и тактичным в споре, изучить отдельные качества личности и социальные и психологические процессы коллектива, развивать рекламу и критику, предупредить конфликты и создать дружественную атмосферу. |