Файл: Построение организационных структур.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

С развитием современных экономических условий Российской Федерации остро стоит вопрос о подготовленности кадров, грамотных профессионалов, которые способны взять на себя управление компаний с учетом взаимоотношений между людьми.

На сегодняшний день, «субъект - субъектной» деятельности нынешней экономики выступают линейные менеджеры. Они являются основными звеньями вертикальной структуры организации «топ - менеджер – линейный менеджер – персонал».

Актуальность нашей работы – изучение построение организации.

При изучении построения организации деятельности линейного менеджера обращает на себя ряд вопросов:

  1. При оптимизации работы менеджера не обращают внимания на особенности его труда, определенные структурой предприятия.
  2. При изучении «субъект - субъектной» деятельности исследование направлены на изучение общих психологических понятий и не учитываются профессиональные качества менеджера.
  3. Отсутствие программ объективной оценки профотбора, с учетом индивидуальных особенностей личности.

Цель работы анализ построения организационных структур в профессиональной деятельности линейных менеджеров.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

  • Изучить отечественную и зарубежную литературу, которая раскрывает аспекты профессиональной деятельности линейных менеджеров.
  • Провести анализ индивидуальных способностей менеджера, которые влияют на профессиональную деятельность.
  • Рассмотреть построение организационных структур

Объект исследования – организационные структуры.

Предмет исследования – деятельность менеджеров высшего (среднего) линейного звена.

Работа состоит из введения, двух глав, вывода, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Теоретическое обоснование построения организационных структур на предприятии

1.1. Иерархический тип структур управления


Любое предприятие или компания имеет строгую структуру управления, которая должна обеспечить продуктивное и прибыльное существование предприятия. Структура управления, как правило, определяется следующими параметрами:

  • Объемы выполняемых работ;
  • Сложность выполняемых работ;
  • Количеством и степенью технологического оснащения;
  • Численность работников на предприятии;
  • Специализацией производства[1].

Общность структур предприятий дает возможность модификации структур управления, в зависимости от производственной нагрузки.

Общепринятая классификация выделяет высший, средний и низший уровень управления.

Высший уровень управления обеспечивает продуктивное существование предприятия и представляет интересы и потребности владельца предприятия любой формы собственности и может быть представлен:

  • Председатель Совета директоров;
  • Президент;
  • Вице-президент.

Высший уровень руководства в свою очередь разделяется на два подуровня:

  • Полномочное управление;
  • Общее руководство[2].

Средний уровень руководства обеспечивает контроль над выполнением, реализацию политики производственной организации разработанной высшим руководством.

На сегодняшний день существует много структур иерархического типа таких как:

  1. Линейный тип организационной структуры.
  2. Функциональный тип.
  3. Линейно-функциональный тип организационной структуры.
  4. Штабной тип организационной структуры, и т.д.[3]

Рассмотрим структуры этих типов более подробно.

Линейное управление

Линейный тип организационной структуры, представляет собой тип прямого подчинения. В структуру управления такого типа положен тип единоначалия. Руководителю предоставлен широкий спектр полномочий. Он имеет право единолично принять решение по управлению предприятий и несет персональную ответственность за деятельность всего коллектива. Однако он подчиняется вышестоящему органу управления и не имеет право без разрешения непосредственного руководителя отдавать распоряжения починенным. Схематически линейное управление можно изобразить в схеме 1 (приложение 1).

Функциональный тип

Следующий тип организационной структуры – функциональный тип. Одной из особенностей этого типа является то, что каждая структурная единица прикреплена и специализируется в определенном направлении. Промышленные предприятия в соответствии с рыночной экономикой имеют типичную структуру и выполняют следующие функции: научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, производство, маркетинг, финансы. Распоряжение руководителя являются основными для подчиненных. Строение функционального типа организационной структуры видно на схеме 2 (приложение 2)


Линейно-функциональный тип организационной структуры.

На сегодняшний день один распространенных вариантов построения организации компаний и предприятий. Преимущество данной структуры является то, что руководство обеспечивается как управленческим руководством, так и функциональными службами. Структурное изображение линейно - функционального типа организаторской структуры нарисовано на схеме 3. (приложение 3)

Линейное руководство непосредственно руководит производством, каждый член руководства дает распоряжения в своем производственном подразделении. Они наделены для этого определенными правами и несут персональную ответственность за конечный результат[4].

Функциональные службы занимаются подготовительной работой, ведут учет, анализируют деятельность предприятия, разрабатывают планы повышения производительности и респектабельности предприятия. На основании этих планов линейные руководители принимают решения и контролируют обеспечения выполненных распоряжений.

Штабной тип организационной структуры.

Такой тип представлен менеджерами высшего звена управления. Такой руководитель имеет несколько подразделений, которые снабжают его определенной информацией положений дел на сегодняшний день и предлагают различные варианты планирования работы предприятия.

Линейно-штабная структура управления.

Линейно-штабная структура управления построена на работе штабных службах разных уровней. Схематически данная структура выглядит как схема 4. (приложение 4).

Именно по такому принципу построено управление Москвой.

1.2. Менеджеры высшего, среднего и низшего звена: основные компетенции и специфика деятельности

В любой организации управленческая работа разделена строго как по горизонтали, так и по вертикали. Расстановка менеджеров подразделений, которые подчиняются только высшему руководству, происходит по горизонтали. Неуправленческие руководители, которые координируют работу рабочих, распределяются по вертикали. Все это образует уровни управления.

Количество таких уровней может быть различно, но оно не определяет эффективность управления. Обычно количество уровней определяется производительностью предприятия и его объемом.


Независимо от направленности предприятия и количество уровней управления, всех менеджеров разделяют на три группы:

  • Низового звена;
  • Среднего звена;
  • Высшего звена.

Существует еще и параллельное разделение американского социолога Талкоттом Парсонсом:

  • технический уровень – соответствует уровню низового звена,
  • управленческий уровень – соответствует уровню среднего звена,
  • институционный уровень – соответствует уровню высшего звена[5].

Менеджеры низового звена.

Руководители первого звена или низового, которые осуществляют руководство непосредственно над рабочими или не управляющими работниками называются менеджеры низового звена.

Общепринятые названия руководства низового уровня – это мастер, бригадир, сержант и т.д. Наибольшее количество руководителей на любом предприятии представляется именно этим типом менеджеров. Не секрет, что многие менеджеры высшего типа начинали свою карьерную деятельность именно с работы менеджером низового порядка. Согласно психологическим исследованиям считается, что работа менеджеров низового порядка является самой напряженной и наполнена множественными действиями, характеризуется быстрыми изменениями перехода от одной задачи к другой.

Менеджеры среднего звена

Работу менеджеров низового звена контролируют менеджеры среднего звена. На сегодняшний день интенсивного развития рыночной экономики значение и количество менеджеров среднего звена значительно возросло. Иногда при развитии и росте предприятия возникает необходимость разделение средних менеджеров на разные уровни. В основном их разделяют на два уровня: верхний и низший. Типичные должности менеджеров среднего звена – это заведующие отделом, управляющий, директор филиала и т.д.

Многие предприятия возлагают всю распорядительную работу на менеджеров среднего звена, делая их работу равной работе руководителей высшего звена. Менеджеры среднего звена определяют проблемы сложившиеся на предприятии, находят и рекомендуют пути их устранения, разрабатывают творческие и новаторские предложения. Они являются своеобразным буфером между менеджерами низового и высшего звена.

Менеджеры высшего звена.

Менеджеров высшего звена гораздо меньше, чем менеджеров среднего и низового звена. Типичные должности для них – это президент компании, вице-президент корпорации, председатель Совета. В армии – это генералы, в высших учебных заведениях – это ректора.


Вся ответственность за развитие и рост предприятий лежит на них. Они принимают решения, руководят всей пирамидой управления и несут персональную ответственность за все, что происходит на предприятии[6].

Тяжесть работы менеджеров высшего звена объясняется тем, что она не имеет четкого завершения и требует большой как интеллектуальной, так и физической отдачи. Поэтому менеджер высшего звена не может быть полностью уверен в завершении работы. Ненормированный рабочий день для него не редкость.

Глава 2. Анализ деятельности организационных структур на предприятии

2.1. Анализ деятельности менеджеров высшего линейного звена.

Сегодняшний день ставит свои требования не только перед государством, но и перед руководителями различных предприятий, который в основном и составляют экономику страны. Перспективность предприятия оценивается по его финансовой стабильности и реальными достижениями. Поэтому ответственность, которая ложится на плечи менеджеров высшего звена, очень ответственна и сложна. Она требует от руководителей такого уровня высокие деловые качества, профессиональной подготовки, особенности стиля руководства.

Например, в компании "Яузские ворота" дается оценка менеджеров по компетенциям и оценка выполнения ими бизнес-плана за год, который утверждается на совете директоров компании[7].

Некоторые компании перед принятием менеджера высшего порядка проводят рейтинги исполнения или собирают информацию о поведении претендента при исполнении им своих рабочих функций.

Кроме традиционных способов сборов информации сейчас очень популярными становятся использование рабочие проекты или задачи. Это позволяет претенденту продемонстрировать свои компетенции в конкретных условиях.

Но следует учитывать, что оценка основанная на ограниченной информации может не дать представление о качественном исполнении менеджером своих обязанностей.

При развитии и стабильном росте организации возникает вопрос о подготовке и обучении менеджеров высшего порядка.