Файл: Основы функционирования Российского рынка ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй крупной проблемой российского рынка ценных бумаг является нежелание населения связываться с таким институтом как российский рынок ценных бумаг. Абсолютное большинство граждан, которые имеют какие-либо накопления, распоряжаются ими довольно традиционно. Если накопления крупные, то чаще всего покупается недвижимость, если же суммы представляют меньший объем, то предпочтение отдается банковским депозитам, реже вкладам в металлы, в валюты и в драгоценные металлы

Ввиду экономической нестабильности, начавшейся с 2014 года, часть граждан, стараясь сберечь свои деньги от инфляции, прибегают не к инвестиционному поведению, а наоборот, увеличивают свое потребление даже с помощью кредитных ресурсов.

Тем временем, к рынку ценных бумаг как к объекту размещения и сохранения денежных средств, прибегает абсолютное меньшинство граждан. Следует отметить, что фондовый рынок очень зависим от количества и объема инвестиции. В условиях, когда фондовый рынок недополучает необходимую активность, дневной оборот начинает падать, уменьшается ликвидность и появляется возможность манипулирования рынком, что умешает привлекательности бирж еще сильнее. Проблема непопулярности рынка ценных бумаг является ключевой [21].

Следующей, не менее важной проблемой является финансовая безграмотность населения. Большинство лиц, получивших доступ до рынка ценных бумаг, банкротятся в ближайший год. Ввиду этого происходит отток денежных средств физических лиц с рынка.

Проблема является достаточно глубокой, так как процессы, происходящие на рынке, являются достаточно сложными для понимания и освоения рядовым гражданином.

Для грамотной торговли требуется не только хорошая теоретическая база, но и практический опыт. Важность практического опыта обуславливается психологическим фактором, который в свою очередь является одним из ключевых факторов успеха. В данной ситуации, казалось бы, должны помочь различного рода образовательные учреждения, но курсы, предлагаемые в таких заведениях, носят более теоретический характер [21]. Если же говорить об учреждениях высшего профессионального образования, то можно сказать, что ситуация еще плачевнее. Образовательные программы такого рода учреждений являются устаревшими и малопригодными для практического применения. Бывает и так, что они противоречат реальной картине, происходящей на рынке, ввиду особенностей российской экономики.

Не смотря на общее количество проблем, а также их глубину, ситуация не является безвыходной. Что бы ее изменить, следует прибегнуть к следующим мерам:


1. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства. Следует навести порядок на рынке ценных бумаг и более жестко и своевременно наказывать и пресекать неправомерные действия на рынке ценных бумаг. Следует уделить более пристальное внимание к улучшению законодательных условий существования рынка ценных бумаг в РФ.

Положительные сдвиги в этой теме видны уже сегодня. Так, на конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка, госпожа Набиулина заявила, что усовершенствованный закон по борьбе с инсайдерской информацией разрабатывается с января 2018 года и вскоре будет принят [25].

2. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

- создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

- ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

- создание системы отчетности и публикации макро — и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

- гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

- создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

- государственная поддержка образования в области рынка ценных бума [11];

- приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для «запуска» рынка ценных бумаг;

- перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценных бумаг от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

- реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.д. [11].


3. Государству следует отказаться от конфронтационной агрессивной и во многом необоснованной внешней политики. В двадцать первом веке, с современным уровнем глобализации, крайне нерационального иметь напряженные или вражеские отношения с соседними странами и с ключевыми финансовыми партнерами. Наглядным примером тому являются неоднократно упомянутые события 2014 года, после которых против РФ был введен ряд санкций, некоторые из которых обвалили российскую экономику. В частности, российский рубль, который в некотором моменте девальвировал практически в 3 раза по отношению к доллару и евро. Санкции, общая нестабильность, дальнейшие угрозы экономических кризисов и неясность российского будущего отталкивают крупных инвесторов, не только зарубежных, но и российских, что делает российскую экономику еще слабее [24].

Поэтому весьма рационально вести более умеренную внешнюю политику, а также отказаться от текущих политических авантюр и встать на путь дискуссии и сотрудничества, сконцентрировав внимание на экономике и благосостоянии граждан.

4. Следует создавать более дружелюбную по отношению к рынку ценных бумаг информационную среду. В частности, необходимо создавать благоприятных имидж рынка ценных бумаг, всячески освещать преимущества и недостатки такого рода инвестиций. С увеличением потока денежных средств на рынке ценных бумаг его условия и качественные характеристики улучшатся и выиграют от этого все стороны. Следует также освещать акции не только компании, относящихся к «голубым фишкам», но и акции более мелких компании, что очень важно, так как менее 100 акций на российском рынке ценных бумаг имеют сколько-нибудь значительный оборот. Учитывая всю мощь государственной машины пропаганды, данный пункт не является неосуществимым.

5. Следует переключить внимание на практическую сторону обучения тех лиц, которые отважились в текущих условиях податься на рынок ценных бумаг. Не лишним будет и усовершенствовать программу обучения и дополнить ее тем, что бы после обучение за начинающим трейдером присматривал более опытный, тем самым передавая столь необходимые практические знания.

Частично проблему финансовой безграмотности решают брокеры, которые берут на себя функции управления портфелем ценных бумаг, но этого недостаточно [11].

Реализация вышеназванных мер позволит:

- избавиться от ложных взглядов касательно работы рынка ценных бумаг, а также уйти от парадигмы обмана девяностых годов;


- показать новым потенциальным участникам рынка ценных бумаг более эффективный метод сохранения и приумножения капитала;

- обучить финансовой грамотности новых потенциальных участников рынка ценных бумаг.

Таким образом, в современном мире развитый рынок ценных бумаг является основой экономики, доказательство тому фондовые рынки США, Японии и Великобритании. И Россия тому не исключение. Рынок ценных бумаг в РФ имеет все шансы стать сильным, стабильным и процветающим, а также стать драйвером экономики и эффективно насыщать экономику страны свободными денежными ресурсами. Достижение этой цели невозможно без принятия ряда реформ, как со стороны государства, так и со стороны участников рынка. Принятие вышеназванных мер позволит улучшить условия существования российского рынка ценных бумаг и способствовать росту всей российской экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенной работе была рассмотрена история становления фондового рынка Российской Федерации, его современное состояния, проблемы функционирования и перспективы развития.

На наш взгляд, основополагающими направлениями развития современного рынка ценных бумаг на сегодняшний день можно назвать:

  • концентрация финансовых средств
  • объединение капиталов для осуществления масштабных проектов
  • интернационализация и глобализация рынка
  • ужесточение государственного контроля на законодательном и надзирательном уровнях
  • технологические нововведения рынка ценных бумаг
  • повышение безопасности и сохранности информации
  • взаимодействие с другими рынками капиталов.

В настоящее время рынок ценных бумаг в России - это молодой динамичный рынок с разнообразными финансовыми инструментами и диверсифицированной инфраструктурой.

Биржевой рынок ценных бумаг представляет собой фондовую биржу, являющуюся организатором торговли на рынке ценных бумаг, который не совмещает эту деятельность с другими видами деятельности, кроме деятельности по определению взаимных обязательств.

В России деятельность фондовых бирж регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Фондовые биржи и фондовые отделы товарных и валютных бирж представляют собой организованный рынок ценных бумаг, функционирующий на основе централизации предложений о купле-продаже ценных бумаг, которые выставляются брокерами - членами биржи на основе поручений институциональных и индивидуальных инвесторов. Участниками фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Также фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее участников. Размеры и порядок взимания различных отчислений устанавливаются фондовой биржей самостоятельно. Основные биржевые площадки в России - Московская биржа и Санкт- Петербургская биржа.


Следует отметить недостаточный объем финансирования экономики с помощью инструментов фондового рынка (в Российской Федерации данный показатель менее 6%, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой - до 80%). Проблемами для развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации являются:

- проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг;

- преобладание компаний нефтегазовой, банковской и металлургической отраслей, что делает рынок зависимым от внешних факторов;

- присутствие компаний с государственным участием, которые получают конкурентное преимущество и считаются более надежными, сокращая при этом возможности инвестирования для других компаний-эмитентов.

- нежелание населения связываться с таким институтом как российский рынок ценных бумаг;

- финансовая безграмотность населения;

- негативные макроэкономические показатели страны.

Государству необходимо не только создать физическую и техническую инфраструктуру фондового рынка, но и придерживаться политики постоянного обучения населения финансовой грамотности, тем самым увеличивая его доверие к рынку ценных бумаг. Создав понятные и прозрачные условия для торговли капиталом, надежно защищающие интересы участников рынка, государство привлечет к его развитию колоссальные денежные средства, которые сейчас в лучшем случае хранятся на депозитах в коммерческих банках, а в большинстве своем не покидают домашних тайничков или сейфов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (в ред. от 18.04.2018 № 72) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/ (дата обращения: 12.04.2019).
  2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 № 58) // СПС Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743// (дата обращения: 12.04.2019).
  3. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 № 18) // Юридический портал. URL: http://korholding.ru/federalnyj-zakon-o-zashhite-prav-i-zako/ (дата обращения: 12.04.2019).
  4. Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19.07.1998 № 115-ФЗ (в ред. от 01.07.2002 № 2). // СПС Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19458/ (дата обращения: 12.04.2019).
  5. Анесянц, С. А. Основы функционирования рынка ценных бумаг / С.А. Анесянц. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 144 c.
  6. Власенко, Р.Д., Симанова, И.А. Анализ динамики фондовых индексов России // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 645–648.
  7. Голодова, Ж.Г. Финансы и кредит [Текст]: учеб. пособие / Ж.Г. Голодова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 448с.
  8. Горохов, А. А. Комментарий к Федеральному закону "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (постатейный) / А.А. Горохов, Д.А. Вавулин, А.С. Емельянов. - М.: Деловой двор, 2017. - 176 c.
  9. Дегтярева, И. В. Развитие институциональной структуры российского рынка ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2016. - N 1. - С. 12-29.
  10. Зенин, И. А. Предпринимательское право / И.А. Зенин. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2017. - 752 c.
  11. Красоченков С. А, Федосеева Т. А. Проблемы регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации // Научные записки молодых исследователей. - 2017. - №2. – С.40 – 43.
  12. Лавренова,Е.С. Особенности биржевой торговли российского рынка ценных бумаг // Juvenis scientia. - 2016. - № 1. -С. 59-62.
  13. Лебедева Предпринимательское право / Лебедева. - М.: Высшая школа, 2016. - 561 c.
  14. Михайленко, М.Н. Финансовые рынки и институты [Текст] / М.Н. Михаленко. – М.: Юрайт, 2016. – 304с.
  15. Мухаметшин, Т. Ф. Брокерская деятельность банков на рынке ценных бумаг в России. Правовое регулирование / Т.Ф. Мухаметшин. - М.: РГГУ, 2017. - 288 c.
  16. Николаева, И.Ю. Оценка состояния и перспективы развития российского рынка ценных бумаг // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №11. - С.11 – 15.
  17. Петров, М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / М.И. Петров. - М.: СПб: Питер, 2017. - 240 c.
  18. Покровская, Н.Н., Куриленко, М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Журнал «Науковедение». – 2016. – Том 8. – № 4. – С. 1–5.
  19. Современные финансовые рынки [Текст]: Монография / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2017. – 576с.
  20. Соколов, Б.И. Деньги, кредит, банки [Текст]: Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 288с.
  21. Тимерьянова, Ф.Р. Ключевые проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 44. – С. 1–3.
  22. Шадрин, А. Перспективы трансформации российского финансового рынка // Рынок ценных бумаг. – 2016. - №2. – С. 9-13.
  23. Шутилков, А. А. Предпринимательское право / А.А. Шутилков. - М.: Человек, 2017. - 919 c.
  24. Московская биржа: М., 2011-2018. – URL: https://www.moex.com / (дата обращения: 12.04.2019).
  25. Набиулина, Э. Выдержка из конференции НАУФОР от 24 апреля 2018 года // СМИ «ТАСС». URL: http://tass.ru/ekonomika/5153216 (дата обращения: 12.04.2019).