Файл: Услуги на рынке товаров в обеспечении коммерческой деятельности: виды, содержание, издержки в обращении товаров, получение прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, рынок услуг ‒ совокупность экономических правоотношений между продавцами и покупателями, объектом которых выступает купля-продажа самых разнообразных видов услуг [2]. 

Количество видов услуг на мировом рынке превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами в настоящее время имеют туризм, транспорт, информационно-коммуникационные и страховые услуги.

Сфера услуг является одной из самых перспективных и развивающихся в экономике. Она охватывает широкий спектр деятельности: от транспорта, туризма, информационных, издательских услуг до финансирования, посредничества различного вида. 

Сфера услуг в большинстве развитых стран мира занимает доминирующее положение. Так, к примеру, в США около 65 % валового национального продукта, 70 % рабочей силы и 50 % бюджета семьи приходится на сферу обслуживания [4,5]. 

Расширяется и доля сектора финансовых услуг, в т.ч. экспортного кредитования. Оно охватывает от 12 до 29 % от всего объёма экспорта развитых стран. На сектор информационных услуг приходится около 20 % акционерного капитала США, 18 % — Великобритании, 14 % — Швеции, 11 % — Германии, 8 % — акционерного капитала Японии [3]. 

Развитие рынка услуг предполагает усиление глобальной конкуренции. Все чаще услуги экспортируются и импортируются. 
Качество рынка услуг напрямую зависит от уровня развития рыночного хозяйства в целом. Его структура, а также степень развития определяют конкурентоспособность страны. 

Основной спецификой рынка услуг являются особенности результата труда работников нематериальной сферы. Они воплощаются в вещественных формах, к примеру, картинах или литературных произведениях, которые нельзя причислить к материальному продукту. В этом случае можно говорить о преобразовании, в процессе которого духовная деятельность принимает вполне осязаемую, вещественную форму. Иногда труд не получает материального воплощения в определенном предмете, тем не менее, его результат имеет реальную потребительскую стоимость. 

Купля-продажа определенной услуги также имеет свою специфику. Как правило, производство услуги, ее передача покупателю и потребление совмещены во времени. Услуги невозможно накопить впрок, также они не могут быть перепроданы одним покупателем другому. В процессе реализации товара меняется его собственник, тогда как его свойства и характеристики остаются неизменными. Если говорить об услуге, то в процессе ее потребления покупатель не приобретает на нее право собственности. 


Услуга ‒ это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона предлагает другой и которые неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Материальные услуги связаны с товаром в его материальном виде, тогда как нематериальные услуги не связаны с товаром [1, 2].

Необходимо отметить, что практически невозможно провести четкую черту между рынком товаров и услуг. Ведь оказание услуги очень часто сопровождается реализацией товара. Кроме того, нередко сама услуга становится товаром. Несмотря на то, что понятия «товары» и «услуги» часто используются в одном семантическом ряду, существуют видимые различия (Таблица 1).

Таблица 1. Различия товаров и услуг

Товары

Услуги

1.

Товары осязаемы ‒ их можно трогать, транспортировать [2].

Услуги неосязаемы ‒ их нельзя трогать, транспортировать, хранить, особенного это касается временного интервала до покупки.

2.

Товары относительно независимы от продавца.

Существует непосредственная связь с источником предоставления услуг.

3.

Товары можно хранить с целью последующей реализации [3]

Услуги не получится хранить с целью последующей реализации.

4.

Относительное постоянство качества.

Относительное непостоянство качества. Поскольку услуги тесно связаны с источником предоставление услуг, огромное влияние оказывает человеческий фактор ‒ качество работ зависит от квалификации, настроения, самочувствия работника [5].

Таким образом, мы можем сформулировать ряд специфических свойств, характерных для использования услуг на коммерческом рынке (Таблица 2.).

Таблица 2. Специфика услуг

Особенность

1.

Услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Услуги обычно базируются на прямых контактах между производителями и потребителями, поэтому в торговле происходит обособление услуг от овеществленных товаров [4].

2.

Торговля услугами взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает на нее влияние. Успех товара на конкурентном рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для создания, производства, продажи и потребления [2].

3.

Сфера внутринациональных услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт, связь, образование, здравоохранение и т.д. находятся в большей степени в собственности государства или строго контролируются им [3].

4.

Далеко не все виды услуг пригодны для вовлечения во внешнюю торговлю (например, коммунальные, бытовые и т.п.) [5].


Свойства услуг, которые можно фиксировать, подсчитывать и сравнивать:

‒ количественные характеристики оборудования, инструментов, разного рода материалов и средств, с помощью которых осуществляется услуга;

‒ особенности протекания технологического цикла выполнения услуги и некоторых ее физико-технических характеристик (звук, освещение и др.);

‒ информационное обеспечение потребителя относительно важнейших особенностей услуги, ее результатов и т.п.;

‒ период времени обслуживания потребителя с его участием или срок, в течение которого услуга выполняется без его участия;

‒ длительность и надежность использования результатов сервисной деятельности;

‒ характеристики, связанные с санитарией, гигиеной, порядком в помещении, где выполняется услуга или процесс обслуживания;

‒ экологические характеристики услуги, процесса обслуживания;

‒ характеристики, связанные с безопасностью потребителя и обслуживающего персонала;

‒ численный состав сотрудников, участвующих в процессе обслуживания, а также их профессионально-квалификационные характеристики, включая умение, мастерство, опыт, коммуникабельность;

‒ этические качества обслуживания ‒ ответственность, вежливость, чуткость и др.;

‒ эстетические качества обслуживания ‒ комфортность обстановки обслуживания, внешнее оформление товара, дизайн интерьера и др [2, 4, 5].

Современные фирмы и организации все больше признают крайне важность качественных разработок при создании новых услуг, поэтому очень важно ориентироваться в важных характеристиках услуг (Таблица 3.).

Таблица 3. Характеристики услуг.

Характеристика услуг

1.

Потребитель обычно присутствует при производственном процессе, то есть имеется более тесный контакт с потребителем, чем в сфере промышленности [3].

2.

В сфере услуг более высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями клиента. Причем, чем выше степень взаимодействия с потребителем, тем более высокая степень индивидуализации продукта.

3.

Работа в сфере услуг более трудоемка, чем в промышленности. Чем выше степень индивидуализации продукта, тем больше трудоемкость [4].

4.

Услуга не существует до ее предоставления, тоесть продукт создается в процессе предоставления услуги. Это делает невозможным сравнение предложения конкурирующих фирм там, где продукты кажутся идентичными, к примеру, финансовые фирмы. Сравнение возможно только после получения услуги, то время как товары можно сравнивать различными способами тестированием, пробными покупками, испытаниями и т.д. [6]

5.

Услугам присуща высокая степень неопределенности, которая ставит клиента в невыгодное положение, может вызвать чувство обиды, подозрения. Возможны пути повышения осязаемости услуг, снижения покупательского риска: лицензии, сертификаты, рекомендации.

6.

Часто клиент стремится работать с одним и тем же продавцом услуг: врачом, парикмахером, аудитором. Эта инерция работает на продавца; клиенты склонны прощать на рушения [3].

7.

Услуги не подлежат хранению, производятся и потребляются одновременно. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг, в связи с этим в сфере услуг в основном применяется синхромаркетинг для стабилизации спроса. Фирма, применяя данный вид маркетинга, сознательно закладывает цикличность рыночного спроса в свои планы и при прогнозировании старается, возможно, точнее определить амплитуду колебаний спроса. Чтобы стабилизировать сбыт или свести к минимуму колебания спроса, предприниматель особенно четко должен представлять конкретные потребности, методы активизации одних и приглушения других.

8.

Услуги часто противопоставляют промышленности, хотя и в промышленности возрастает роль обслуживания (послепродажное обслуживание). Во многих случаях и в услуге присутствует элемент продукции, к примеру, туристический продукт. Иногда может создаться впечатление, что товары и услуги — совершенно разные категории. В действительности же они существуют в неразрывной связи, а большинство продуктов являются смешанными категориями, имея черты как товаров, так и услуг [2, 5].

9.

Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранных конкурентов, чем материальная сфера. Вместе с тем, во многих странах транспорт, связь, наука, здравоохранение, образование находятся в полной или частичной собственности государства или строго регламентируются государством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету.

10.

Многие виды услуг рассматриваются с учетом географических критериев, которые иногда являются определяющими, к примеру, транспортные, туристические услуги. 


Рынок товаров и услуг есть ни что иное, как организованная структура, посредством которой спрос на товары со стороны потребителей, домашних хозяйств и правительства встречается с предложением со стороны бизнеса. 

Основными функциями рынка товаров и услуг как системы, объединяющей производителей, потребителей, продавцов и посредников торговли являются: удовлетворение потребностей домашних хозяйств; получение дохода предпринимательским сектором; создание общественных благ; потребление основной части валового национального продукта. То есть, переход продукции из собственности производителя в собственность потребителя. 

Рынок делится на:

• рынок потребительских товаров и услуг; 

• рынок средств производства; 

• рынок правительственных заказов (потребительский и инвестиционный) [2, 4, 5].

Виды рынков

Рынок труда ‒ представляет собой общественно-экономическую форму движения рабочей силы. Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми). Рынок тесно связан с остальными рынками и имеет ряд особенностей (Таблица 4. Особенности рынка труда).

Таблица 4. Особенности рынка труда.

Особенности рынка труда:

1.

Специфический характер товара (рабочая сила, человек); 

2.

Спрос на труд является производным от спроса на товары и услуги [2]; 

3.

Воздействие социальных факторов [1];

4.

Сущность рынка труда проявляется в его функциях;

5.

Обеспечение пропорционального распределения рабочей силы в отраслевом и территориальном разрезах; 

6.

Обеспечение равновесия спроса на труд и предложения на труд; 

7.

Формирование эффективной рациональной занятости населения [6]; 

8.

Установление равновесной ставки зарплаты и обеспечение доходов населения. 

Безработица

Безработным считается человек, который в данный момент времени занимается поиском работы. Люди пенсионного возраста к безработным не относятся. 

Виды безработицы:

Существует несколько направлений для классификации видов безработицы. В качестве подобного направления классификации могут выступать разделение видов безработицы в зависимости от продолжительности существования:


• краткосрочная; 

• долгосрочная. 

Следующим направлением для деления безработицы на виды выступает характер проявления:

• открытая (учитывает официальную статистику); 
• скрытая. 

Также безработица может делиться на подвиды в зависимости от степени охвата различных групп населения:

• основная (безработица лиц трудоспособного возраста); 
• молодежная; 
• остаточная (среди работников с ограниченной трудоспособностью и лиц пенсионного и предпенсионного возраста) [2]. 

Не менее интересным для исследования параметром для выделения различных видов безработицы служит разделение в зависимости от отношения безработных к этой проблеме:

• фиктивная; 
• действительная [6]. 

Также основаниями для разделения безработицы на виды может служить с рядом объективных показателей. Например, такие виды как:

• Фрикционная. Связана с переходом с одной работы на другую, поиском или ожиданием работы. 
• Структурная. Вызывается реорганизацией производства и изменениями в потребительском спросе. 
• Циклическая. Вызывается экономическими циклами. 
• Сезонная.

Анализ рынка услуг

Анализ рынка услуг – исследование во всестороннем формате дел в той или иной области рынка. То есть, это комплексное изучение состояния на текущий момент рыночной среды. Анализ может проводиться в той области, где реализовывается продукция или предоставляются услуги. 
Приступая к анализу рынка, важно получить ответы на следующие вопросы:

1. Имеются ли перспективы реализации той или иной продукции / услуг на данной территории? 

2. Насколько востребованны товары / услуги и приемлемой ли будет их стоимость для этого региона?

 3. Сколько имеется реальных конкурентов? 

4. Каковы перспективы реализации товаров / услуг в этом регионе? 

5. Кто может стать непосредственным потребителем тех или иных товаров / услуг? [1]

Имея ответы на выше перечисленные вопросы, можно начинать планировать не только ценовую политику, но и маркетинговую стратегию [2, 7].

 Многие считают, что анализ рынка важен лишь для начинающих фирм. И это является распространенной ошибкой. Иметь данные о ранке должны не только новички, но и те компании, которые обладают солидным стажем. Но тут следует учитывать то, что фирма должна располагать результатами комплексного исследования рынка, потому что на успешную реализацию услуг или товара влияют довольно таки многие факторы (Таблица 5.).

Таблица 5. Факторы комплексного анализа рынка