Файл: Тенденции развития международной валютной системы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Величина сделок с рублем на межгосударственных валютных рынках. Аналитическая информация по валютному рынку и рынку производственных финансовых инструментов представлена от БМР[13]; итоги, относящиеся к сделкам с рублем, представлены в таблице 7.

Таблица 7

Индикаторы оборота мировых валютных рынков в рублях[14]

2010

2017

2018

2019

Средний дневной оборот

млрд. долларов

34,6

85,4

58,1

54,6

млрд. рублей

1011

2675

3872

4752

млрд. рублей в ценах на 2019 год.

1650

3584

3872

3984

Спотовые операции, %

52,4

42,8

41,1

40,3

Рейтинг в числе всех валют

15

12

17

16

в т.ч. валют стран с формирующимся рынком

2

3

4

4

Доля в мировом обороте. %

0,9

1,6

1,1

1,2

В результате сильного ослабления российской валюты по сравнению с 2014 г. величина операций в долларовом выражении значительно снизилась; в итоге рубль упал на несколько позиций в рейтинге. При этом, однако, в рублях величина сделок продолжает повышаться как в номинальном, так и в реальном выражении. Можно также отметить снижение доли спотовых сделок, это говорит о расширении использования деривативов и улучшении возможностей страхования валютных рисков.

2. Объем номинированных в рублях долговых обязательств, выпущенных на зарубежных рынках (таблица 8).[15] Исходя из данных, можно отметить, что после существенного подъёма в 2014 г., в условиях применения санкций с 2015-2019 гг. данный показатель стремился к понижению по номиналу; в долларовой форме и как процент от общих обязательств ввиду стремительного падения курса рубля данное сокращение являлось более и более весомым.

Таблица 8

Объемы номинированных долговых обязательств эмитентов из России, которые выпущены на иностранных рынках (к концу периода), рублей

Годы

Итого обязательств, миллиардов долларов

Обязательства в рублях, миллиардов долларов

Обязательства в рублях, миллиардов рублей

Доля в общих обязательствах, процентов

частный

сектор

госсектор

итого

2014

106,2

3,0

3,0

6,0

182,2

5,6

2015

126,5

3,4

2,8

6,2

202,9

4,9

2016

111,9

2,4

1.6

4.0

225,0

3,6

2017

103,7

1,6

1,2

2,8

204,1

2,7

2018

103,9

1,7

1.4

3,1

195,8

3,0

2019

102,3

1,6

1,3

2,9

193,5

2,8


3. Доля рубля во всей сумме денежных сделок с помощью системы SWIFT. В публичном доступе отображается информация по самым используемым валютам[16]; она показывает, что в период 2014-2015 гг. рубль непрерывно находился в данном списке, но в середине 2017 года исчез из него и вернулся только в декабре 2018 г. Далее вновь появился в списке в начале 2019 года (таблица 9).

Таблица 9

Рубль в платежах, проводимых с помощью системы SWIFT

Год

Доля, %

Рейтинг

Январь 2014

0,56

15

Январь 2015

0,40

17

Январь 2017

0,21

20

Июнь 2017

0,22

19

Декабрь 2018

0,26

20

Январь 2019

0,24

20

Доля рубля за 2014-2019 гг. непрерывно уменьшалась, что демонстрирует сокращение величины заграничных сделок с российскими банками и компаниями после применения экономических санкций против РФ. Еще одним фактором является широкое использование с недавних пор иных способов расчетов (например, TELEX).

В заключении можно сказать, что в условиях кризисных явлений последних лет всеобщие показатели интернационализации российской валюты ухудшаются, но в целом можно видеть тенденцию к укреплению роли рубля в ЕАС.

Некоторые экономисты говорят о преобразовании действующей валютной системы в ближайшие десятилетия. Поэтому у России, как и у других государств, появляются все шансы, что присоединить свои государственные валюты к международному валютному резерву.

Если рубль станет резервной валютой, для России откроется дорога к новым иностранным инвестициям. Это произойдет с помощью эмиссии долговых ценных бумаг. Иностранные инвестиции помогут стимулированию и развитию реального сектора экономики, дадут дополнительные ресурсы для решения внутренних экономических проблем. Еще одной положительной стороной окажется минимизация курсовых рисков, связанных с конвертацией рубля.

Эти факторы позволят России значительно повысить уровень экономического развития и укрепить свои позиции в мировой финансовой системе.

3. Последствия кризиса для международной и российской валютных систем


Создание и широкомасштабное развитие разнообразных операций с новыми валютными продуктами, ускорение нерегулируемых трансграничных перемещений капиталов, революция в коммуникационной и информационной сфере привели не только к быстрой эволюции международных валютных отношений в 1990—2018 гг., но и к формированию целого ряда тенденций в развитии современных МВО:

  • глобализации международных валютных отношений;
  • интеграции и конвергенции МВО;
  • росту международной конкуренции между участниками международных валютных отношений, особенно глобальными финансовыми игроками;
  • росту процессов слияний и поглощений среди участников МВО;
  • вымыванию посредничества и широкой специализации участников МВО;
  • активизации процессов регионализации (кластеризации) международных валютных отношений;
  • развитию валютных деривативов и секьюритизированных валютных активов;
  • расширению процессов офшоризации при одновременном нарастании процессов деофшоризации МВО;
  • нарастанию дисбалансов в современных МВО;
  • фактической долларизации международных валютных отношений;
  • отсутствию действенной, эффективной системы регулирования МФР;
  • объективной необходимости реформирования международных валютных отношений.

Нарастающая нестабильность международной финансовой системы указывает на необходимость валютно-финансовой интеграции государств Евразийского континента с перспективой образования ЕАЭС, имеющего единую денежно-кредитную, а также валютно-финансовую систему. Ключевые условия к созданию валютного союза стран Евразии таковы:

  • высокая взаимная открытость рынков;
  • широкомасштабная взаимная торговля;
  • высокая мобильность капитала и труда;
  • близость всех социальных экономических структур.

Для того, чтобы создать валютный союз, нужно предварительно координировать подходы к финансово-бюджетной политике, установить оптимальную стратегию макроэкономической политики (а также выбор антиинфляционного инструментария), сблизить показатели инфляции, суммы дефицита бюджета, а также и национального долга.

Если мы рассмотрим рейтинг стран с самыми быстрорастущими курсами, то увидим, что это страны с очень высокими показателями ВВП на душу населения (Швейцария, США, Сингапур, ОАЭ), большим объемом прямых иностранных инвестиций (Сингапур, Китай), высокими темпами роста промышленного производства (Израиль, Боливия, Бруней, Таиланд), высоким уровнем легкости ведения бизнеса (Сингапур, США, Бруней, Израиль).


Что касается России, по данным показателям мы занимаем весьма скромные места.

В отсутствии иных развитых производств кроме нефтедобычи, нефтеобработки и военной промышленности, сильно зависимых от государственного сектора, Россия не представляет интереса для иностранных инвесторов. По ряду из них мы продвинулись (например, по легкости ведения бизнеса мы занимаем 35 место в мире в 2018 г. против 120 места в 2012 г.), а по ряду – отстали (по уровню ВВП на душу населения Россия упала с 55 места в 2014 г. на 67 в 2018 г.). Подобные рейтинги также оказывают влияние на уровень доверия к Российской экономике и через него на уровень доверия к рублю.

Инвесторы часто при принятии решения руководствуются уровнем предсказуемости рынка. К валютному рынку это относится также. При низкой предсказуемости инвесторы прекращают какие-либо действия. Учитывая то, что предсказуемость курса российского рубля возрастает только в периоды экономического спада, которые за последние несколько лет наблюдался не редко, на укрепление курса валюты в этом ключе рассчитывать не приходится.

Ввиду того, что основной проблемой курса рубля является зависимость экономики от нефтяного экспорта, для стабилизации его курса предложим следующие мероприятия.

1. Диверсификация структуры экономики. Чтобы не испытывать сильное влияние от самой доходной части бюджета необходимо, прежде всего, изменить структуру экономики и поддерживать перспективные с точки зрения уровня доходности отрасли.

2. Улучшение инвестиционного климата в стране, введение мер для повышения легкости ведения бизнеса в России, создание справедливой конкуренции. Это предполагает наличие простой и прозрачной налоговой системы, понятной системы учета, низкой ключевой ставки, льгот и мер государственной поддержки для инвесторов и вновь созданных предприятий, квалифицированной рабочей силы, отсутствие существенных таможенных и иных барьеров, а также снижение доли государства в экономике. Благоприятный инвестиционный климат поможет стимулировать не только приток иностранных инвестиций в экономику страны, но и активизирует рост внутренних, способствует увеличению количества предприятий в стране и поможет диверсифицировать экономику.

3. Включение в глобальные производственные цепочки путем использования импортного сырья и материалов. Эта мера должна повысить доверие к российским товарам на мировом рынке, облегчить и ускорить производство отдельных категорий товаров и как следствие, получать больше выручки от их реализации. А это, в свою очередь, уменьшит давление на курс рубля со стороны сырьевого рынка.


4. Отказ от финансирования убыточных, низкорентабельных и неперспективных производств. Целью предприятия должно быть получение прибыли. Если она не достигается, то дотации в него только «съедают» бюджет без какой-либо отдачи.

5. Формирование имиджа страны как сильного партнера. Эта мера способствует росту доверия инвесторов и является нематериальным активом, имеющим потенциал капитализации.

6. Использование макропруденциального регулирования при изменении цены на нефть.

Первые пять предложенных мероприятий имеют долгосрочное действие и требуют детальной проработки. При резком изменении курса рубля избежать экономической паники и минимизировать отрицательные последствия для экономики поможет последняя мера. Она должна быть включена в комплекс рабочих инструментов Банка России.

Суть макропруденциального регулирования состоит в мониторинге ситуации на валютном, сырьевом рынках, изменения экономической, политической, социальной ситуации в стране для прогнозирования курса рубля и, в случае, высокой вероятности его существенного изменения, применение превентивных мер по его укреплению.

К числу инструментов макропруденциальной политики можно отнести контрциклический буфер капитала, изменение нормативов банковской ликвидности и стабильного фондирования, контроль за потоками капитала.

В целом макропруденциальная политика дает центральным банкам второй набор инструментов для решения отдельной задачи – поддержания финансовой стабильности. При снижении цен на нефть смягчение макропруденциальной политики помогает поддержать кредитование и спрос в экономике, тем самым смягчает негативные последствия от ужесточения денежной и бюджетной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная валютная политика является составной частью государственной экономической политики, государственной монетарной политики, которая также является органически связанной с денежно-кредитной политикой (как и с бюджетной), она имеет призванием обеспечение стабильности национальной валюты и проведение внутригосударственных валютных операций нерезидентов и резидентов, в сфере ВЭД, а также межгосударственных расчетов.

Валютные отношения относительно самостоятельны, они обладают определенной тенденцией возрастания в условиях глобальной экономики. Ежегодно все более ощущаемым становится то влияние, которое оказывают валютные отношения.