Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для предотвращения вероятного воздействия и  переноса глобальных негативных тенденций необходимо систематическое  наблюдение за  международными позициями валюты РФ и отслеживание ее колебаний на иностранных рынках.

Укреплению позиций страны,  выступая при этом действенным фактором развития международного сотрудничества, может стать пользующийся интернациональным авторитетом рубль в виде расчетной и резервной валюты.

В общем, невзирая на вполне вероятные негативные последствия интернационализации рубля, российская экономика выиграет от поддержания международного статуса нашей валюты: увеличится приток иностранных капиталов, возрастет степень интеграции в мировую экономику.

Глава 3 Проблемы развития валютных отношений Российской Федерации на Евразийском пространстве

В плане оптимизации правового регулирования финансовых (валютных) отношений российские юристы-международники возлагают большие надежды на региональные интеграционные объединения и в первую очередь на недавно созданный на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 30 мая 2014 г.[38] Евразийский экономический союз, в рамках которого постепенно будет решаться вопрос о выделении региональной резервной валюты, что позволит постепенно отойти от существующей ныне привязки к доллару и евро.

Важным признаком Союза как интеграционного объединения является наличие собственных органов, определяющих институциональную структуру и обеспечивающих его функционирование. Основными органами союза, в соответствии с Договором, являются: Высший евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд Евразийского экономического союза.

Анализ положений Договора позволяет сделать вывод о том, что в целом для реализации компетенции Евразийского экономического союза предусмотрена целостная система органов.

Анализ правовых признаков, характеризующих природу Евразийского экономического союза, дает возможность сделать определенные выводы.
Согласно принятому Договору, Союз является экономическим интеграционным образованием, но с определенными признаками международной межправительственной организации.


Договор о Евразийском экономическом союзе построен на основе международно-правовых принципов. Союз осуществляет свою деятельность как участник международных экономических отношений.
Важной правовой характеристикой Евразийского союза является наличие собственной системы нормативно-правового регулирования. Статья 6 Договора устанавливает структуру права Союза, которая включает: Договор о ЕАЭС, международные договоры Союза с третьей стороной; решения и распоряжения Высшего евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза. Основой этой структуры является установленная Договором иерархия нормативных актов Союза. Согласно ее требованиям международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и Договором о ЕАЭС приоритет имеет Договор. Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить Договору о ЕАЭС и международным договорам в рамках Союза. Таким образом, установлена юридическая сила Договора о ЕАЭС.
Договором установлена внутренняя иерархия актов органов Союза. Приоритетное значение имеют решения Высшего евразийского экономического совета, затем идут решения Евразийского межправительственного совета, которые, в свою очередь, имеют приоритет над решением Евразийской экономической комиссии (ст. 6 ч. 1 Договора).
Четкое и детальное закрепление компетенции органов Союза, а также наличие и развернутые полномочия Суда Евразийского экономического союза, призванного обеспечить единообразное применение государствами-членами и органами Союза международных договоров с третьей стороной и решений органов Союза, создают надлежащую юридическую основу правовой системы Союза и его правоприменительной практики. Перспективы развития юридического комплекса (право Евразийского экономического союза) зависят от серьезной работы интеграционных органов и от конструктивного подхода государств-участников, от их умения отойти от политической конъюнктуры, от желания получить собственную выгоду и поставить интересы Союза на первый план. Полагаем, что Евразийский экономический союз будет положительно влиять на экономические процессы в регионе и постепенно вести к выравниванию экономики государств-участников. Не случайно готовность присоединиться к Союзу проявляет уже ряд других государств, причем не только на постсоветском пространстве. В 2017 году государствам-участникам Союза предстоит принять ряд новых внутригосударственных актов и внести изменения и дополнения в действующее национальное законодательство. Исходя из этого Россия активизирует работу по совершенствованию своего законодательства.
Договор по содержанию получился компромиссным, так как в него включены наднациональные полномочия, которые реализует Евразийская экономическая комиссия. В то же время в Договоре присутствует ряд признаков, характерных для международных межправительственных организаций; некоторые положения Договора основаны на компромиссе государств-участников, а некоторые - на твердой позиции отстаивания суверенитета государств-участников[39]. В деятельности Евразийского экономического союза используется и координационный метод, присущий общему международному праву, и субординационный метод с элементами наднационального регулирования. Действующий в экономической сфере признак наднациональности является спецификой региональных интеграционных объединений, что определяется их особой ролью, заключающейся в том, что они дают возможность государствам-участникам усиливать и углублять хозяйственную интеграцию в пределах региона.
или международное (межгосударственное) интеграционное объединение?


Важное значение имеет обоснованный переход от одной формы экономической интеграции к другой. Как правило, последовательность такова: общий рынок, зона свободной торговли, таможенный союз, экономический союз, валютный союз, платежный союз. Именно при переходе от одной формы интеграции к другой особую роль играют органы интеграционных объединений, обладающие наднациональными полномочиями, поэтому целесообразно расширять компетенцию этих органов и увеличивать их полномочия.

Договор о создании Евразийского экономического союза можно отнести к так называемым "направленным в будущее договорам", поскольку, для того чтобы он заработал, нужна активная правотворческая деятельность с целью обеспечения реализации положений о таможенном и техническом регулировании внешнеторговой политики, мерах по защите внутренних рынков государств-участников, постепенном переходе к единому таможенному тарифу. В настоящее время требуется правовыми средствами обеспечить реализацию положений Договора, регулирующих госзакупки, промышленность, сельское хозяйство, трудовую миграцию, защиту интеллектуальной собственности, информационное взаимодействие, международную деятельность, валютную политику. Только реальное введение согласованной, а в перспективе единой макроэкономической и валютной политики позволит добиться экономической безопасности Евразийского экономического союза, а также эффективного регулирования финансовых рынков, взаимодействия в сфере транспорта, объединения энергетических рынков и создания общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов[40]. В этом случае и унификация, и гармонизация во взаимодействии окажутся полезными.

Реализация вышеназванных интеграционных мероприятий позволит улучшить положение граждан государств-участников, появится возможность свободного трудоустройства и обучения их на территориях государств-участников, будут признаваться документы об образовании. Будущее в развитии евразийской интеграции связано с созданием вначале валютного союза, а затем и платежного союза как наиболее совершенных форм валютной интеграции.

Предполагается также введение единых регуляторных и надзорных требований, а к 2025 г. должен быть создан единый центральный банк Евразийского экономического союза. Руководители государств-участников обдумывают модель обмена их центробанками надзорной информацией, что важно в плане реализации принципа транспарентности в деятельности Союза. Предполагается гармонизация финансовых систем, в том числе банковских и страховых. Государства - участники Союза определили и порядок формирования бюджета, он будет консолидироваться в российских рублях за счет долевых взносов государств-участников, а размер этих взносов будет установлен Высшим евразийским экономическим советом.
В рамках Союза путем правотворческой деятельности его органов будет осуществляться постепенный переход к единой валюте[41] <4>. Пока ни одна из стран, входящих в Союз, не готова отказаться от проведения собственной денежной политики[42]. Центробанку Российской Федерации поручено проработать вопрос создания валютного союза до 1 сентября 2017 г. Для этого потребуется создавать совместные надежные банки и постепенно снижать долю доллара в Евразийском союзе. Некоторые российские ученые предлагают использовать при этом не опыт Еврозоны, а опыт стран БРИКС, создавших эффективный финансовый институт - Международный банк развития для реализации совместных проектов.
Нужно ускорить процесс перехода к расчетам в рублях, прежде всего за газ и за нефть, а также добиваться использования рубля в качестве региональной валюты. В течение 10 лет предполагается завершить гармонизацию национальных законодательств государств - участников Евразийского экономического союза. В условиях экономической интеграции именно гармонизация норм как способ унификации, исключающий появление категории "единообразная норма", является более гибким и эффективным способом регулирования, позволяющим в полном объеме учесть национальные особенности законодательного регулирования валютных отношений.


Еще до создания Евразийского экономического союза государствами - членами ЕврАзЭС была принята Концепция сотрудничества в валютной сфере, в развитие ее положений было подписано Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов ЕврАзЭС, цель которого - способствовать расширению сферы использования национальных валют для обслуживания внешнеэкономической деятельности членов ЕврАзЭС.
В рамках Единого экономического пространства движение единой региональной валюты имеет большое значение для развития интеграционных процессов. В дальнейшем интегрированный валютный рынок должен стать основой для создания объединенного финансового рынка. В рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС была потребность формирования регионального валютного рынка, задача которого состояла в том, чтобы обеспечивать выполнение расчетов по всем операциям, совершаемым между государствами-участниками.

Региональный валютный рынок позволит осуществить координацию валютно-правовых режимов государств - участников Евразийского экономического союза.

Однако считаем справедливым отметить, что осуществляемые на практике либерализация валютно-правовых режимов, установление одинаковых правил валютного регулирования внешнеторговых операций и принятие согласованных решений по его изменению и дополнению с использованием механизмов гармонизации пока еще не ведут к передаче большей части валютного суверенитета стран-участниц отдельному специально созданному субъекту. Пока у государств - участников Евразийского экономического союза сохраняются национальные валюты и национальные эмиссионные центры, отсутствует единый управляющий и координирующий указанные процессы наднациональный орган.
В рамках Евразийского экономического союза создание общей денежно-кредитной системы должно проходить на базе согласованной валютной политики создания условий для взаимной конвертируемости валют, в том числе отраженной в двусторонних международных договорах государств-участников.
Существует потребность в разработке единых правовых основ валютного регулирования и валютного контроля, единых правил контроля и надзора за кредитными организациями.

Но прежде всего государствам-участникам необходимо принять системные меры по повышению качества их правовых систем применительно к отраслям как публичного, так и частного права. Россия сейчас активно этим занимается. В первую очередь нужна оптимизация процесса гармонизации права в сфере правового регулирования статуса юридических лиц, корпоративного законодательства, внешнеэкономической деятельности и инвестиционного законодательства. Нами поддерживается позиция ученых, что исходя из правовых традиций полезно использовать модельное законодательство, представляющее собой право Soft Law, то есть рекомендательные нормы права.


Потребность в обеспечении расчетов по товарным и иным операциям с использованием единой региональной валюты обусловлена в том числе недостатками сформировавшейся на сегодняшний день международной валютной системы, ориентированной на национальную валюту одного государства. Подобные риски стали очевидны после финансового кризиса 2008 г., в результате которого государства с развивающимися экономиками, в частности входящие в БРИКС, были вынуждены осуществлять расчеты по операциям преимущественно в национальных валютах. Серьезная зависимость от внешних финансовых и валютных факторов делает необходимым формирование условий для создания валютных рынков внутри региональных экономических объединений.

В настоящее время российский рубль занимает промежуточное положение между свободно используемой (конвертируемой) валютой и замкнутой валютой. В рамках Евразийского экономического союза прошло первое заседание Совета по обеспечению финансовой стабильности данного регионального интеграционного объединения.

Этот орган создан правительствами государств - участников Евразийского экономического союза для проработки вопросов углубления сотрудничества государств по противодействию кризисным явлениям и сближению валютно-финансовых политик государств-участников.
Президент РФ В.В. Путин поручил Центробанку проработать возможность создания валютного союза в рамках Евразийского экономического союза[43] <6>. В нем будет усиливаться интеграция в валютной и финансовой сферах, и данной деятельностью будут заниматься центральные банки государств - участников Евразийского экономического союза.

В Протоколе о мерах, направленных на проведение согласованной политики, являющемся Приложением N 15 к Договору о Евразийском экономическом союзе, определены меры, применяемые государствами-участниками в целях проведения согласованной валютной политики. Предусматривается применение следующих мер[44]:

1) координация политики обменного курса национальных валют (далее - курсовая политика) для обеспечения расширения использования национальных валют государств-членов;

2) обеспечение конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений путем создания условий для возможности покупки и продажи иностранной валюты;
3) создание условий для обеспечения прямых взаимных котировок национальных валют государств-членов;