Файл: Проблемы формирования и развития валютной системы Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) обеспечение проведения взаимных расчетов между резидентами государств-членов в национальных валютах государств-членов;
5) совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между государствами-членами на базе расширения использования национальных валют во взаимных расчетах между резидентами государств-членов;
6) недопущение множественности официальных обменных курсов национальных валют, препятствующей взаимной торговле между резидентами государств-членов;

7) установление национальными (центральными) банками государств-членов официальных курсов национальных валют государств-членов на основе курсов, сложившихся на биржевом рынке, либо на основе кросс-курсов национальных валют государств-членов к доллару США;
8) обмен на постоянной основе информацией о состоянии и перспективах развития валютного рынка;

9) формирование интегрированного валютного рынка государств-членов.
Рубль как региональная валюта конвертируем, поскольку может обмениваться на иностранные валюты, когда это необходимо для проведения расчетов в сфере международных торговых отношений, т.е. для международных текущих валютных операций. Он не относится к замкнутым валютам, ввиду того что нет юридических запретов на его использование на мировом рынке и он может быть использован при осуществлении торговых отношений со странами СНГ. Но, в отличие от доллара США и евро, рубль не является привычной валютой платежа для большинства участников международных экономических отношений. В настоящее время не создана устойчивая система его обмена на другие валюты за пределами России.
В последние годы властные структуры разрабатывают идею превращения рубля не только в региональную, но и в резервную валюту[45]. Об этом говорится в заявлении Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. N 01-001/1280 "О стратегии развитии банковского дела".
Предполагается, что поскольку на рубль будет спрос со стороны импортеров и экспортеров товаров ввиду развития торговых отношений при расчетах за национальную валюту, то вследствие этого валюта "региональная" и валюта "резервная" для государств - участников Евразийского экономического союза будут практически совпадать. К резервной валюте относится такая валюта, которая может использоваться и при проведении расчетов, и при хранении в резервах. Государства создают свои резервы частично в валютах тех стран, с которыми у них активно осуществляются торговые отношения и есть потребность в национальных валютах государств-партнеров. Поэтому придание рублю статуса региональной валюты, в которой будут производиться расчеты в рамках Евразийского экономического союза, одновременно придаст ему статус и резервной валюты.


Ввиду наличия разных точек зрения ученых по вопросу о том, может ли в качестве резервной валюты выступать только свободно конвертируемая валюта или любая валюта, дискуссия о том, может ли рубль стать резервной валютой, продолжается уже несколько лет[46].

К резервной валюте предъявляются следующие требования: она должна иметь устойчивый курс и благоприятный правовой режим использования при проведении транснациональных сделок. При современных условиях основными резервными валютами являются доллар и евро.
Рубль имеет перспективу в рамках Евразийского экономического союза стать региональной и резервной валютой.

В настоящее время Россия ведет переговоры со своими основными торговыми партнерами об оплате поставляемых ею энергоносителей в рублях, уже получено согласие на это властей Китайской Народной Республики. Соглашения об этом возможны в ближайшее время с Белоруссией и Казахстаном, поскольку их центральные банки уже имеют в резервах определенное количество российских рублей.
Тем не менее от процесса проведения расчетов до получения статуса полноправной резервной валюты рублю предстоит проделать определенный путь. Достижение цели придания рублю статуса резервной валюты возможно при условии, если центральные банки государств - участников Евразийского экономического союза будут накапливать рубли в своих валютных резервах.
Еще одной важной проблемой для совершенствования порядка регулирования международных валютных отношений в рамках Евразийского экономического союза является оптимизация механизма разрешения финансовых споров. Для реализации своего плана участия в этом процессе российские специалисты внимательно изучают опыт начавшего функционировать в январе 2012 г. в Гааге нового органа по разрешению споров - Международного финансового трибунала, получившего название "группа признанных международных экспертов рынка в области финансов". Идея создания такого суда была выдвинута еще в 2008 г., после возникновения глобального экономического кризиса[47]. Для подготовки создания этого органа в течение ряда лет были организованы встречи экспертов финансового рынка в ряде государств. Для работы в финансовом трибунале были приглашены известные эксперты в области финансов и права.
Финансовые споры очень сложны для разрешения государственными судами, поэтому и возникла необходимость в создании особого судебного органа, специализирующегося в области разрешения именно финансовых споров. Финансовые эксперты были специально проинформированы по правовым аспектам урегулирования финансовых споров, возникающих при совершении финансовых операций.


Предполагается, что деятельность специализированного трибунала будет способствовать укреплению финансовой стабильности в мире.
Целью создания данного трибунала является содействие альтернативному разрешению споров и оказание государствам помощи в разрешении особо сложных международных финансовых споров.

Трибунал призвал способствовать упорядочению международного регулирования порядка разрешения финансовых споров, поскольку различные государства часто придерживаются при разрешении таких споров различных норм и выносят противоречивые решения.
Для передачи спора на разрешение международного финансового трибунала требуется согласие сторон.

Как было сказано выше, будущее в развитии евразийской интеграции связано с созданием в первую очередь валютного рынка, а затем валютного союза и платежного союза как наиболее совершенных форм валютной интеграции. Это связано с формированием единой финансовой и платежной системы по типу Еврозоны. Предполагается также введение единых регуляторных и надзорных требований, позволяющих осуществлять эффективное взаимодействие, а к 2025 г. должен быть создан единый центральный банк Евразийского экономического союза. Руководители государств-участников обсуждают модель обмена их центробанками надзорной информацией, что важно в плане реализации принципа транспарентности в деятельности Союза. Необходима гармонизация финансовых систем, в том числе банковских и страховых, а также создание предпосылок для формирования общей денежно-кредитной системы.
В рамках Союза путем правотворческой деятельности его органов будет осуществляться постепенный переход к единой валюте[48]. Центробанку Российской Федерации было поручено проработать вопрос создания валютного союза до 1 сентября 2015 г. Для этого потребуется создавать совместные надежные банки и постепенно снижать долю доллара в Евразийском экономическом союзе. Некоторые российские ученые предлагают использовать при этом не опыт Еврозоны, а опыт стран БРИКС, создавших эффективный финансовый институт - Международный банк развития для реализации совместных проектов.

Таким образом, стоит задача ускорения процесса перехода к расчетам в рублях, прежде всего за газ и нефть. Для достижения вышеперечисленных целей в течение 10 лет предполагается завершить гармонизацию национальных законодательств государств - участников Евразийского экономического союза, прежде всего в сфере финансового права, гражданского права, корпоративного права.


Именно гармонизация норм как способ унификации, исключающий появление категории "единообразная норма", является более гибким и эффективным способом регулирования, позволяющим в полном объеме учесть национальные особенности законодательного регулирования.

Заключение

Для отечественной экономики интернационализация рубля на евразийском пространстве несет с собой как выгоды, так и издержки. Выгоды могут быть разделены на политические и экономические, поскольку рубль будет использоваться и иностранными государствами, и частным сектором. К наиболее очевидным преимуществам интернационализации рубля следует отнести следующие.

Минимизация издержек внешней торговли. В связи с переводом контрактов на рубли исчезают издержки обмена валют. Валютные риски для резидентов больше не существуют, что позволяет более обоснованно планировать инвестиции. Снижаются операционные издержки (связанные с валютными и хеджевыми операциями, международными платежами и управлением счетами в различных валютах).

Снижение волатильности экспортных доходов. В настоящее время из-за того что экспортные контракты номинированы в долларах или евро, рублевая выручка зависит от колебаний обменных курсов. После перевода внешней торговли на рубли экспортные доходы стабилизируются, и, как следствие, волатильность экономического роста уменьшится. Кроме того, стабилизируются объемы торговли внутри зоны влияния рубля (в СНГ).

Независимая внешняя политика. Интернационализация рубля позволит России проводить независимую внешнюю политику, устойчивую к иностранному влиянию, без оглядки на политических противников и конкурентов, направленную на решение национальных задач. Она будет способствовать экспансии российского капитала за рубеж.

В то же время статус резервной валюты несет с собой серьезные издержки. Вот почему такие страны, как Япония или Китай, не стимулируют или даже препятствуют распространению национальных валют за пределами своих экономик.

Завышение обменного курса рубля. Рост спроса на валюту приведет к завышению обменного курса рубля. Чтобы этого избежать, придется наращивать импорт, который будет компенсировать приток капитала в страну. В противном случае завышенный курс рубля обусловит потерю конкурентоспособности отечественных товаров на международном рынке.

Развитие резервной валюты, в конечном счете, сталкивается с двумя отрицательными исходами. Она состоит в том, что либо увеличение предложения резервной валюты (что возможно в условиях дефицита платежного баланса) приведет к ее обесценению в долгосрочном периоде и валютному кризису, либо ликвидация дефицита платежного баланса вызовет нехватку резервов и отказ от резервной валюты.


Текущий мониторинг международных позиций рубля нужен по ряду причин. Во-первых, использование российской валюты за пределами страны будет оказывать влияние на денежно-кредитную политику (в части денежно-кредитного трансмиссионного механизма), а также на состояние денежной сферы. Во-вторых, распространение рублей на международных рынках усилит уязвимость отечественного рынка перед внешними шоками — колебаниями цен на глобальных финансовых рынках и валютного курса рубля. Наконец, в-третьих, обеспечение властей и участников рынка необходимой информацией позволит четко определить текущие тенденции и прогнозировать будущее состояние внешнеэкономических отношений

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3745.

2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29.12.2014) // Справочная система Консультант Плюс

3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 04.11.2015) // Справочная система Консультант Плюс

4. Договор о Евразийском экономическом союзе. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170264.

5. Артемов, Н. М. Валютные рынки / Н.М. Артемов. - М.: Профобразование, 2016. - 96 c.

6. Балабанов, И.Т. Валютные операции / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 144 c.

7. Бекяшев К.А. ЕАЭС: Международная (межгосударственная) организация или международное (межгосударственное) интеграционное объединение?// Евразийский юридический журнал. 2014. N 11.С. 3-5.

8. Валютные проблемы современного мира. - М.: Огни, 2014. - 94 c.

9. Ведихин, А. Forex от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / А. Ведихин. - М.: Омега-Л, 2016. - 428 c.

10. Винс Математика управления капиталом. Методы анализа риска для трейдеров и портфельных менеджеров. +CDROM / Винс, Ральф. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 400 c.

11. Гилберт, М. В поисках единой валютной системы / М. Гилберт. - М.: Прогресс, 2016. - 349 c.

12. Жиренко, В. В. Механизм валютного регулирования внешнеторговых сделок в России / В.В. Жиренко. - М.: Научная книга, 2015. - 112 c.

13. Крохина Ю.А. Сможет ли российский рубль стать региональной и резервной валютой? (Перспективы и бюджетные риски в границах Таможенного союза и ЕврАзЭС) // Международное публичное и частное право. 2014. N 4. С. 6 - 7.