Файл: Правовое положение товарных бирж (Основные виды сделок, биржевые товары, котировки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.4 Реорганизация бирж

Ни один из законов, определяющих правовое положение бирж, не определяется какие-либо правила или особенности реорганизации бирж.

Представляется, что напрасно. Слияние биржи с другой организацией может нанести ущерб интересам участников торговли. Например, такое слияние может привести к утрате лицензии или к увеличению долгов биржи.

2.5 Отзыв лицензии деятельности бирж

Закон о биржах не устанавливает, какие либо правила отзыва лицензии товарной биржи. На практике Комиссия по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике РФ (Государственном антимонопольном комитете) отзывала лицензии товарных бирж без обращения в суд.

В отношении товарных бирж вопросы отзыва (приостановления, аннулирования) лицензий определяется Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации.

Установлено, что решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются КТБ при ФСФР в 2-месячный срок на основании:

  • материалов осуществленных финансовыми органами проверок, установивших факты нарушений в деятельности товарной биржи;
  • официальных уведомлений территориальных управлений МАП РФ, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений настоящего Положения, Закона о биржах и других законодательных актов РФ.

По материалам проверок и официальным уведомлениям Комиссия направляет товарной бирже официальное предписание об устранении отмеченных в них нарушений.

Товарная биржа после получения предписания обязана в 3-дневный срок проинформировать Комиссию о его получении, а в месячный срок - об устранении отмеченных в нем нарушений.

При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд. Следует отметить, что на практике КТБ не обращалась в арбитражные суды для аннулирования лицензий. Лицензии отзывались КТБ, учитывая то обстоятельство, что к такому моменту биржи уже фактически прекращали свою деятельность, никто не обжаловал действия КТБ.

2.6 Банкротство бирж


Действующее законодательство не содержит норм, которые бы вводили какие-либо особенности несостоятельности (банкротства) бирж. Применяются общие процедуры.

2.7 Правовое регулирование товарных бирж

Законодательный уровень

Законодательный акт

Предмет регулирования

1. Закон о биржах

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о товарных биржах и биржевой торговле

Статья 2. Понятие товарной биржи

Статья 3. Сфера деятельности товарной биржи

Статья 4. Биржевые союзы, ассоциации и другие объединения

Статья 5. Ограничение использования слов "биржа" и "товарная биржа" в наименованиях предприятий, учреждений и организаций

Статья 6. Биржевой товар

Статья 7. Биржевая сделка

Статья 8. Виды биржевых сделок

Статья 9. Биржевое посредничество на товарных биржах

Статья 10. Биржевые посредники

Раздел II. УЧРЕЖДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНОЙ БИРЖИ

Статья 11. Учреждение товарной биржи

Статья 12. Лицензия на организацию биржевой торговли

Статья 13. Ликвидация товарной биржи

Статья 14. Члены товарной биржи

Статья 15. Категории членов товарной биржи

Статья 16. Общее собрание членов товарной биржи

Статья 17. Устав товарной биржи

Статья 18. Правила биржевой торговли

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ И ЕЕ УЧАСТНИКИ

Статья 19. Участники биржевой торговли

Статья 20. Участие членов товарной биржи в биржевой торговле

Статья 21. Посетители биржевых торгов

Статья 22. Биржевые брокеры

Статья 23. Лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров

Статья 24. Учет биржевых сделок биржевыми посредниками

Статья 25. Отношения между биржевыми посредниками и их клиентами

Статья 26. Брокерские гильдии и их ассоциации

Статья 27. Товарная экспертиза на товарной бирже

Статья 28. Гарантии в биржевой торговле при совершении форвардных, фьючерсных и опционных сделок

Статья 29. Гарантии свободных цен в биржевой торговле

Статья 30. Разрешение споров на товарной бирже

Статья 31. Внешнеэкономическая деятельность товарных бирж

Статья 32. Служащие товарной биржи

Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОВАРНЫХ БИРЖ

Статья 33. Комиссия по товарным биржам

Статья 34. Функции Комиссии по товарным биржам

Статья 35. Полномочия Комиссии по товарным биржам

Статья 36. Санкции за нарушение настоящего Закона

Статья 37. Государственный комиссар на товарной бирже

Статья 38. Гарантия самоуправления товарных бирж

Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах"

3. Федеральный закон 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

Ст. 7.Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов .


Подзаконный уровень

Регулятором для товарных бирж в течение долгого времени была Комиссия по товарным биржам при Государственном антимонопольном комитете (впоследствии – Министерстве по антимонопольной политике РФ). После реорганизации Правительства РФ функции регулирования товарных бирж переданы ФСФР.

ФСФР

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

ФСФР с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

1. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФСФР вопросам;

2. организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

3. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции ФСФР;

4. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов ФСФР;

5. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности ФСФР, научные и иные организации, ученых и специалистов;

6. пресекать нарушение законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции ФСФР;

7. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

ФСФР (ФКЦБ) использует жесткий метод регулирования, предполагающий разрешительный порядок обращения «инструментов» (ценных бумаг, производных финансовых инструментов на ценные бумаги, производных финансовых инструментов на индексы ценных бумаг) на рынке.

ФКЦБ (ФСФР) регулирует не только участников рынка ценных бумаг (как профессиональных, так и непрофессиональных), но и устанавливает правила обращения инструментов фондового рынка - ценных бумаг. При этом последовательно использует принцип «допускается лишь то, что разрешает регулятор». Данная практика препятствует развитию рынка.


До внесения изменений в законодательство РФ ФСФР осуществляет функции и полномочия по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

В функции Комиссии по товарным биржам входили следующие:

  • выдача лицензии на организацию биржевой торговли;
  • осуществление и контроль выдачу лицензий биржевым посредникам и биржевым брокерам на совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле;
  • контроль за соблюдением законодательства о товарных биржах;
  • организация и изучение деятельности товарных бирж;
  • разработка методических рекомендаций по подготовке биржевых документов;
  • организация рассмотрения жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушения законодательства в биржевой торговле;
  • разработка предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

В декабре 2004 года было опубликовано Положение о комиссии по товарным биржам при ФСФР.

Установлено, что Комиссия по товарным биржам при ФСФР (далее – КТБ при ФСФР) для осуществления контроля за деятельностью товарных бирж, товарных секций валютных и фондовых бирж, а также биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле.

Комиссия выполняет следующие функции:

  • выдает лицензии на организацию биржевой торговли;
  • осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров;
  • контролирует соблюдение законодательства о биржах;
  • организует изучение деятельности и развития бирж;
  • разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов;
  • организует рассмотрение в Комиссии жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле;
  • разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Комиссия вправе:

  • отказать бирже в выдаче лицензии на организацию биржевой торговли в случае несоответствия ее учредительных документов и правил биржевой торговли требованиям, установленным п. 2 ст. 12 Закона о биржах, а также отложить выдачу этой лицензии при нарушении Положения о лицензировании товарных бирж;
  • аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, если биржа нарушает законодательство;
  • направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей, или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
  • направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству;
  • применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии;
  • назначать государственного комиссара на биржу;
  • организовывать по согласованию с органами финансового контроля РФ аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников;
  • требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации;
  • направлять в суд или арбитражный суд материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в соответствующие правоохранительные органы.

В состав КТБ при ФСФР включаются представители федеральных органов исполнительной власти, биржевых союзов, ассоциаций и иных общественных объединений предпринимателей, а также эксперты.

Состав КТБ при ФСФР утверждается в порядке, установленном для межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти.

Председателем КТБ при ФСФР является руководитель или заместитель руководителя ФСФР.

Председатель КТБ при ФСФР может иметь двух заместителей из числа членов Комиссии.

Члены КТБ при ФСФР обязаны хранить коммерческую тайну, ставшую известной при осуществлении контроля за деятельностью бирж и участников биржевой торговли.

Нормативный акт

Предмет регулирования

1. Постановление Правительства РФ от 24.02.1994 года «Об утверждении Положения о государственном комиссаре на товарной бирже"

1.1. Положения о Комиссии по товарным биржам при Государственном Комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур

Устанавливает состав и полномочия Комиссии по товарным биржам, осуществляющей государственный контроль и регулирование деятельности товарных бирж.

1.2. Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории РФ

Определяет порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензий на организацию биржевой торговли (п.1 Положения).

1.3. Положения о Государственном комиссаре на товарной бирже»

Определяет полномочия Государственного комиссара на товарной бирже, осуществляющего непосредственный контроль за соблюдением товарной биржей и биржевыми посредниками законодательства Российской Федерации.

Глава 3. Инфраструктура

3.1 Организаторы торгов

Выделяют следующие виды организованных рынков: биржевой и внебиржевой.

Организованные рынки характеризуются следующими чертами:

  1. на них устанавливаются стандартные требования к товарам, которые допускаются к торговле, и сделкам, которые совершаются;
  2. на них устанавливаются стандартные единообразные процедуры торгов;
  3. к торгам допускаются ограниченный круг лиц.