Файл: Правовое положение товарных бирж (Основные виды сделок, биржевые товары, котировки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональные участники на товарном рынке

Правовое положение профессиональных участников товарного рынка установлено Законом о биржах и нормативными актами КТБ МАП РФ.

Биржевой брокер – биржевой посредник, совершающий сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента. Члены биржи, являющиеся биржевыми брокерами осуществляют биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, или от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет.

Организационно-правовая форма

Брокерская фирма - является предприятием, созданным в соответствии с Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Любая организационно-правовая форма.

Независимым брокером является предприниматель без образования юридического лица.

Порядок наделения статусом биржевого брокера

Нормативно не предусмотрен.

Орган, выдающий лицензию на совершение товарных фьючерсных и опционных сделок

ФСФР (Комиссия по товарным биржам) при ФСФР

Срок действия лицензии

3 года.

Дилер – биржевой посредник, совершающий биржевые сделки биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже. Дилер-член биржи непосредственно вправе участвовать только в торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество.

Организационно-правовая форма, порядок наделения статусом нормативно не определены.

Клиринговый центр – расчетное учреждение.

Профессиональные участники на валютном рынке

Профессиональными участниками на валютном рынке являются уполномоченные банки. О правовом положении уполномоченных банков – см. раздел «Участники биржевых торгов. Валютная биржа».

Непрофессиональные участники торговли

Под непрофессиональными участниками торговли понимаются обычно лица, не обладающие достаточными знаниями и ресурсами для адекватной оценки действий на организованных рынках. В качестве примера можно привести физических лиц.

Выделение непрофессиональных участников должно иметь следующее правовое значение. Допустим к брокеру обращается некое лицо для заключения договора, в соответствии с которым брокер будет совершать на организованном рынке сделки за счет данного лица. Если обратившееся лицо является профессиональным участником какого-либо из финансовых рынков (банковского, страхового, рынка ценных бумаг) такое лицо по роду своей деятельности должно понимать риски, присущие организованным рынкам. Риск убытков, вызванных неправильными действиями на организованном рынке, несет клиент. Поэтому брокер не должен проявлять особую заботу о безопасности поручений, которые он получает от своего клиента. Напротив, если клиентом является гражданин, брокер должен проявлять особую заботу об интересах клиента. Если у брокера возникнет сомнение в адекватности поручения клиента, брокер должен обратить внимание клиента на поручение клиента. И только получив дополнительное подтверждение, брокер должен выполнять получение поручение. В противном случае брокер должен будет возместить убытки, вызванных неправильными действиями на организованном рынке. В случае с гражданином риск несет брокер. Непрофессиональный участник рынка должен признаваться «слабой стороной».


Как следует из действующих нормативных актов, на биржах появление непрофессиональных участников торгов практически исключено, за исключением товарных бирж. Однако как уже указывалось во Введении, торговля на товарных биржах фактически минимальна. На остальных биржах участниками торговли являются члены бирж, которые являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг или валютного рынка.

Непрофессиональные участники рынка могут осуществлять сделки на биржах только через профессиональных участников. Для этого заключается договор о предоставлении соответствующих посреднических услуг.

На фондовом рынке возможно выделить еще две группы участников биржевых торгов: эмитенты и инвесторы.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

1) Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

  1. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
  2. Эмитентом ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
  3. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает исполнительный орган местного самоуправления, осуществляющий указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования.

2) Центральный банк РФ (Банк России)

3) Юридические лица – резиденты РФ.

4) Иностранные эмитенты, в том числе международные финансовые организации.

Основные требования, предъявляемые к эмитентам:

  • Представление в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска.
  • Раскрытие информации.

Инвесторы

Инвесторами на рынке ценных бумаг признаются лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги.

Среди инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на рынке ценных бумаг, можно провести следующие классификации: по территориальной принадлежности и по правовому статусу инвесторов.

  1. По территориальной принадлежности выделяются российские и иностранные инвесторы.

К российским инвесторам относятся:

    • публичные образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования);
    • юридические лица – резиденты;
    • граждане РФ.

К иностранным инвесторам относятся:

  • иностранные юридические лица;
  • иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • международные организации;
  • иностранные государства
  1. По правовому статусу выделяются следующие группы инвесторов:
  2. Физические лица
  • граждане РФ,
  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства.
  1. Корпоративные образования:

2.1 юридические лица

  • коммерческие,
  • некоммерческие (в том числе негосударственные пенсионные фонды);

2.2 организации, не являющиеся юридическими лицами

  • паевые инвестиционные фонды,
  • общие фонды банковского управления;

2.3 международные частные организации.

3. Публичные образования:

  • РФ,
  • субъекты РФ,
  • муниципальные образования;
  • иностранные государства;
  • публичные международные организации.

В отношении инвестиционной деятельности некоторых из перечисленных групп инвесторов нормативно установлены специальные требования.

Инвестор

Специальные требования

Негосударственные пенсионные фонды

1. закрытый список активов, разрешенные для инвестирования пенсионных накоплений.

2. ограничения в отношении приобретения ценных бумаг определенных эмитентов (управляющих компаний, брокеров и др, с которыми заключены договоры; а также эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства и др.);

3. требования к условиям обращения ценных бумаг (организованный рынок ценных бумаг; выпуск государственных ценных бумаг Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов и др.);

4. ограничения на использование срочных сделок; такие сделки допускаются исключительно в целях страхования (хеджирования) рисков в порядке, предусмотренном отдельными федеральными законами с момента вступления их в силу (на данный момент такие законы не приняты);

5. требования к структуре инвестиционных портфелей.

6. Правительство РФ вправе установить дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов.

Паевые инвестиционные фонды

1. Законодательно установлен список активов паевых инвестиционных фондов; среди них названы ценные бумаги, соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

2. Требования к структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Общие фонды банковского управления (ОФБУ).

Установлены требования к использованию ативов ОФБУ (ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля или письменным соглашением; ограничение не распространяется на государственные ценные бумаги).

Иностранные инвесторы

Ограничения устанавливаются федеральными законами.


Необходимо упомянуть о некоторых организациях, деятельность которых теснейшим образом связана с деятельностью бирж и организаторов торгов. Такие организации обеспечивают исполнение сделок, заключенных на организованных рынках, в т.ч. расчеты.

Депозитарии и держатели реестров обеспечивают исполнение сделок с ценными бумагами, связанных с хранением сертификатов ценных бумаг и/или учетом и переходом прав на ценные бумаги.

Для обеспечения эффективной работы биржи заключают с депозитариями соответствующие договоры, в которых определяются правила обмена информацией, ведения соответствующих счетов, подтверждения исполнения поручений, порядок оплаты биржей услуг депозитария, другие вопросы.

Склады (или уполномоченные склады) имеют очень важное значение для деятельности товарных бирж. Склады обеспечивают исполнение сделок, по которым передаются товары, например, зерно, нефть, сахар. Для обеспечения эффективной работы биржи заключают со складами соответствующие договоры, в которых определяются правила обмена информацией, формы складских свидетельств, подтверждения исполнения поручений, порядок оплаты биржей услуг складов, другие вопросы.

Переоценить значение расчетных организаций для биржевой деятельности невозможно. Как правило, для обслуживания расчетов по биржевым сделкам крупнейшие биржи создали специальные небанковские кредитные организации (например, ЗАО небанковская кредитная организации «Расчетная палата ММВБ» является одной из крупнейших кредитных организаций России создана для обслуживания биржевых сделок, заключенных на ММВБ). В ряде случаев расчетные организации выполняют функции клиринговой организации. Для обеспечения эффективной работы биржи заключают с кредитными организациями соответствующие договоры, в которых определяются правила обмена информацией, порядок ведения кредитной организацией счетов биржи и членов биржевых секций, подтверждения исполнения поручений, порядок оплаты биржей услуг кредитной организации, порядок разработки и утверждения процедурных документов, которые имеют важное значение как для биржи, так и для кредитной организации (например, порядок формирования и использования гарантийного фонда при осуществлении клиринга по операциям, связанным с совершением срочных сделок, базовым активом которых являются эмиссионные ценные бумаги и фондовые (сводные) индексы) другие вопросы.


Заключение

Современный этап развития экономических отношений показал, что биржи, и биржевой механизм торговли прочно утвердились в качестве одного из самых главных механизмов совершения торговых операций. На самом деле любая биржа является лишь логическим развитием и упорядочением другой вспомогательной торговой структуры - рынка. Основная проблема, которая стояла на пути увеличения торговых оборотов рынков, была успешно преодолена на бирже. Этой проблемой являлось наличие продаваемого товара. Торговый механизм биржи построен таким образом, что для самого факта заключения сделки не обязательно наличие товара в непосредственной близости к покупателю и продавцу. Абстракционизм торговых отношений биржи развился настолько, что на практике (а на некоторых биржах часто только так и происходит) случается, что товаром, на который заключается сделка, не располагает продавец или этот товар вообще не существует в природе. Эта ключевая идея отсутствия продаваемого товара позволила увеличить торговые обороты бирж до потрясающих размеров, сравнимых с валовыми внутренними продуктами развитых стран.

Ход развития российской биржевой деятельности делает насущной задачу коренного совершенствования биржевого законодательства. Наличие в течение многих десятилетий запрета на осуществление биржевой деятельности не могло не отразиться на качестве правовых актов отечественного биржевого законодательства, ряд которых не всегда последователен и юридически безупречен. Негативное влияние на правовую ситуацию в данной области оказывает и отсутствие в России системного подхода к институту биржевого права.

Список использованной литературы

  1. www.consultant.ru
  2. Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992 N 2383-1 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О рынке ценных бумаг "
  3. Положение "О Комиссии по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам", утв. Приказом ФСФР России, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, ФАС России от 2 ноября 2004 г
  4. Письмо ФСФР РФ от 31.07.2008 N 08-ВМ-02/16238 "О торгах на товарных биржах товарами предприятий-монополистов"
  5. Предпринимательское право Российской Федерации/ Отв. Ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2004.
  6. Шевченко О.М. "Виды организаторов торговли на рынке ценных бумаг: сравнительно-правовая характеристика " //Предпринимательское право, 2008, N 2.
  7. Шевченко О.М. "Унификация законодательства об организованной торговле и проект федерального закона «о биржах и организованных торгах»//Юрист, 2008, N 10.
  8. Изюмов И.В. Понятие и признаки товарной биржи по действующему российскому законодательству / И.В. Изюмов // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2008. - №1. - С. 136-137.