Файл: Обучение персонала в системе управления предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Окончанием подготовки является наличие квалификации, которая будет направлена на осуществления деятельности. Чтобы провести подготовку кадров, необходимо воспользоваться одним из следующих направлений – либо осуществить начальную профессиональную подготовку, либо специализированную начальную подготовку. Обучение персонала основывается на том, чтобы использовать различные формы и методы обучения. Существуют несколько методов:

- метод обучения персонала, который включает в себя накопление знаний, навыков и умений.

- метод обучения персонала, который ориентируется на том, чтобы достичь дидактические цели и определить задачи, учебные действия, ожидаемые результаты и уровень познавательной активности.

Вообще, формы и методы обучения зависят от многих факторов, которые влияют на дальнейшее воздействие. Этими факторами могут быть – индивидуальные особенности каждого обучаемого, цели обучения, результаты, которые ожидаются от обучаемых и многое другое.

Чтобы осуществить формы и методы обучения, необходимо подходить к ним дифференцированно, то есть обучаемые программы должны отличаться как по уровню сложности, так и по времени прохождения, стоимости и длительности воздействия. Все методы обучения можно квалифицировать на следующие понятия: - групповые и индивидуальные; - активные и пассивные: - без отрыва и с отрывам от производства. Есть и вспомогательные методы обучения, которые характеризуются удовлетворением многосторонних интересов. Здесь учитываются все потребности учащихся, направленные на их способности и склонности.

Самыми распространенными методами вспомогательного обучения являются различные кружки, факультативы и клубы. Все эти вспомогательные формы обучения направлены на углубление и расширения тех знаний учащихся, которые имеются. Также в этом случае развиваются интересы и способности учащихся. Необходимо знать, что вспомогательные методы обучения – факультативы, клубы и кружки, являются добровольным желанием. Также, формы и методы обучения могут классифицироваться на следующие моменты:

- репродуктивные, собственно-репродуктивные и объяснительно- иллюстративные;

- продуктивные, частично-поисковые, проблемное изложение, исследовательские.

В продуктивных методах обучения есть направление на то, чтобы учащиеся могли усвоить свои творческие стороны, а отсюда и вытекает поисковая деятельность.

Этапы обучения персонала фирмы. Есть определенный порядок обучения сотрудников предприятия или фирмы, которого нужно придерживаться: 


1.      Проведение вводного курса продолжительностью от 8 до 16 часов для вновь принятых сотрудников. На этих курсах изучаются нормативные документы, структура фирмы, принципы и основные направления работы. По итогам обучения сдается зачет, который служит результатом испытательного срока;

2.      Назначенные на новую должность руководители и специалисты, перемещенные на другую должность, проходят курс обучения с отрывом от работы для качественного введения в должность (от 24 до 32 часов);

3.      Все руководители структурных подразделений фирмы должны время от времени проходить обучение по соответствующим программам, установленным руководством (курсы, семинары, тренинги);

4.      Работники массовых профессий ежегодно должны проходить обучение на курсах повышения квалификации;

5.      Все сотрудники при введении нового нормативного документа или инструкции, связанных с их исполнением должностных обязанностей, должны проходить обязательный инструктаж. Любые другие виды обучения персонала должны входить в ежегодный план повышения квалификации персонала и согласовываться с руководством.

В связи с тем, что совершенствование системы обучения персонала происходит перманентно, следует включать в этот план и новые методики повышения уровня профессиональных качеств сотрудников.

Таким образом, формы обучения и воспитания могут быть направлены на поиск личности каждого участника обучения. Постепенно, овладевая всеми тактиками научного познания, учащиеся приобретают черты творческой деятельности. В заключение можно сказать, что формы и методы обучения играют важную роль в формировании личности воспитанника, ученик развивается, набирается познавательных способностей и сил, накапливает в себе полученные знания и опыт.

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО КК «ОЗЕРСКИЙ СУВЕНИР»

2.1 Анализ системы обучения на предприятии

Кондитерский комбинат «Озерский сувенир» организован в 1939 году, в целях использования местных видов пищевого сырья для выработки дополнительных пищевых продуктов, для снабжения населения Озерского района.


В состав райпищепромкомбината входили:

- различные виды пищевых производств,

- собственная сельскохозяйственная сырьевая база,

- подсобные предприятия.

ЗАО КК «Озёрский сувенир» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, Азербайджана, Казахстана и др. Имеет достаточно большой рынок сбыта, работает, практически, со всеми областями РФ, является серьезным производителем и поставщиком кондитерских изделий.

Продукция озёрских кондитеров по достоинству оценена Медицинским центром управления по делам Президента РФ и большой дегустационной комиссией, состоящей из высококвалифицированных специалистов отечественной пищевой промышленности.

Ассортимент выпускаемой продукции постоянно обновляется. В начале 2000 годов Комбинат выпускал конфеты «Коровка» с различными добавками в ассортименте, помадные конфеты с добавлением сухофруктов следующих наименований: «Сливушка», «Абрикосик», «Вишенка», «Ананасик», «Нежный персик», разные виды ирисов и многие другие. По специальной технологической схеме изготавливался витаминизированный ирис с добавлением железа и кальция, который представлял собой новыйэтап в развитии и совершенствовании традиционных отечественных кондитерских изделий. Некоторые из них вошли в список «100 лучших товаров России».

Многие виды продукции Комбината награждены многочисленными золотыми и серебряными медалями российских и международных выставок.

Ассортимент предлагаемых товаров, без преувеличения, способен удовлетворить запросы самого взыскательного потребителя. Фундук, миндаль, грецкий орех - в оболочке из черного, белого и молочного шоколада. Цукаты - ананас, клубника, вишня, изюм, также в оболочке из черного и белого шоколада.

Благодаря грамотной маркетинговой политике предприятие сумело пересмотреть весь ассортимент выпускаемой продукции, освоить новые виды. Это позволило значительно увеличить объемы производства, обеспечив высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Сегодня кондитерский комбинат «Озерский Сувенир» является лидером в сегменте орехов и сухофруктов в шоколаде. Теперь ассортимент сухофруктов идет под торговой маркой «Фруктовичи» в новом дизайне этикета и упаковки. Ежегодно растет ассортимент выпускаемой продукции, это более 100 видов продукции эксклюзивной, с неповторимым вкусом. Также меняется дизайн продукции. В новом облике предстала продукция торговой марки «СокровищаNutции» - орехи и сухофрукты в шоколаде.


Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации рабочих кадров, действующая в филиале осуществляется на основании разработанного стандарта головным предприятием, составленного на основании «Типового положения о непрерывном профессионально-экономическом обучении». Эта система устанавливает формы и методы подготовки, переподготовки рабочих кадров, повышение квалификации, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях. Этот стандарт затрагивает сотрудников таких отделов как: отдел продаж, отдел маркетинга, отдел снабжения.

На предприятии организуются следующие виды обучения персонала, обеспечивающие его непрерывность:

-подготовка нового персонала;

-переподготовка персонала;

-повышение квалификации персонала;

Итак одним из основных направлений руководства - является повышение образовательного уровня работников, предоставляя желающим обучаться, дополнительные льготы. На сегодняшний день в учебных заведениях обучается 75 работников, в том числе в высших учебных заведениях 51 (72%), в средних специальных учебных заведениях 24 (28%). Немаловажную роль в выпуске качественной продукции, организации наставничества над молодыми специалистами, выполнению производственных заданий, в целом играет стаж работы персонала на предприятии.

В связи с требованиями к качеству выпускаемой продукции руководством предприятия, управлением кадров особое внимание обращается на подбор высококвалифицированных работников. Из 269 (из них 140 в возрасте до 30 лет) принятых на работу в этом году; неквалифицированные работники составляют 15% (40 человек). В то же время не решена проблема текучести кадров, которая на сегодня составляет 6,4%. Из 304 уволенных работников, 149 (49%) уволено по собственному желанию из них в возрасте до 30 лет - 49 человек, что составляет 33%.

Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.

Развитие персонала ЗАО КК «Озёрский сувенир» представляет из себя следующие части:


- обучение на рабочем месте в процессе рабочей деятельности

- оценка кадров

- участие в кадровом резерве;

- участие в ротации;

- самообразование.

Методы обучения на рабочем месте состоят в инструктировании работников как с помощью планового, так и целевого инструктажа.

Инструктаж — это разъяснение приемов работы с их некоторой демонстрацией непосредственно на рабочем месте. Инструктаж проводится непосредственным руководителем работника и представляет из себя элемент учебы.

Часто используемым методом обучения является исполнение регулярных указаний начальника. Работник в процессе работы получает от непосредственного руководителя четкие указания по конкретному участку работы, перенимая опыт руководителя.

Методом обучения является выполнение сотрудниками специальных задач. Этот метод реализуется через выполнение специальных одноразовых заданий, которые необходимо выполнить. Смысл метода заключается в подготовке к выполнению сотрудником более широких и сложных задач.

Самообразование сотрудников происходит в ходе трудовой деятельности с помощью ресурсов сети Интернет, специальной литературы по профилю деятельности, через общение с коллегами.

В ЗАО КК «Озёрский сувенир» используется два метода обучения и развития персонала. Наставничество используется при введении в должность нового сотрудника. Как правило, данную функцию выполняет персонал, показывающий хорошие результаты в повседневной деятельности, а также начальник отдела и заместитель директора по персоналу.

Следующий метод – обучение персонала в сторонних организациях. Выбор работников, направляемых на обучение, осуществляется по личному усмотрению начальника отдела. Отобранные группы сотрудников проходят обучение по деловому общению, техникам продаж.

Ежегодно в ЗАО КК «Озёрский сувенир» организовывается плановое непрерывное профессиональное обучение кадров. Цель профессионального обучения работников ЗАО КК «Озёрский сувенир» - постоянное приведение уровня квалификации в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирование высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в рыночных отношениях.

Одной из главных задач администрации является повышение эффективности работы персонала. И здесь на первом месте стоит задача подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Всю работу связанную с организацией и методическим руководством подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров осуществляет группа по подготовке кадров отдела кадров ЗАО КК «Озёрский сувенир» в составе трех человек, в том числе: