Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организации (на примере ООО «Восток»).pdf
Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Организация деятельности налоговых органов по исчислению и взиманию налога на имущества
1.2. Особенности налогообложения имущества организации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ВОСТОК»
2.1. Организационно-правовая характеристика организации
2.2. Порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество организации ООО «Восток»
2.3. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество ООО «Восток»
Согласно бухгалтерскому учету остаточная стоимость всех основных средств составляет на:
1 января - 108 092 089 руб.;
1 февраля 104 226 840 руб.;
1 марта - 100 445 023 руб.;
1 апреля - 96 610 381 руб.
Средняя стоимость имущества всех основных средств за I квартал будет равна: 102 343 583 руб.
(108 092 089+104 226 840+100 445 023+96 610 381) : 4.
В соответствии с п. 2 ст. 383 НК РФ, законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Поэтому сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за соответствующий отчетный период (п. 4 ст. 382 НК РФ).
Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка налога на имущество 2,2%.
Таким образом, сумма налога на имущество за I квартал будет равна 562 890 руб. (102 343 583 руб. x 2,2% / 4).
Рассчитаем суммы авансовых платежей за полугодие и за 9 месяцев:
Среднегодовую стоимость имущества возьмем из примера в разделе 2.2
Сумма авансовых платежей по налогу на имущество за полугодие равна: 509 286 руб. (92 597 471 руб. x 2,2% / 4).
Сумма авансовых платежей за 9 месяцев:
489 861 руб. (89 065 589руб. x 2,2% / 4).
Налог на имущество и авансовые платежи по налогу в отношении имущества, находящегося на балансе организации, подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации (п. 3 ст. 383 НК РФ).
Учет расчетов предприятий с бюджетом по налогу на имущество ведется на балансовом счете 68 «Расчеты с бюджетом» на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество». Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, в бухгалтерском учете отражается двумя возможными вариантами:
– включение налога в состав прочих расходов (такой порядок раньше был предусмотрен пунктом 11 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. № 33);
– включение налога в состав общехозяйственных расходов (такой порядок рекомендован в письме Минфина России от 19 марта 2008 г. № 03-05-05-01/16).
В первом случае начисление налога на имущество нужно отразить проводкой: Дебет 91-2 «Прочие расходы» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» – начислен налог на имущество.
Во втором случае в бухучете следует сделать запись: Дебет 26 (44) Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на имущество» – начислен налог на имущество.
Поскольку в настоящее время этот вопрос не урегулирован, организация вправе самостоятельно выбрать вариант учета налога на имущество и закрепить его в приказе об учетной политике (п. 4, 7 ПБУ 1/2008).
В налоговом учете суммы налога на имущество включайте в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Для учета основных средств используются формы:
- Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) - ОС-1.
Применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:
а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:
- по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
- путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
Прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
- по форме N ОС-1 - для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
- по форме N ОС-1а - для зданий, сооружений;
- по форме N ОС-1б - для групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), которые утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств - ОС-3.
Применяются для оформления и учета списания пришедших в негодность:
- объекта основных средств - по форме N ОС-4;
- автотранспортных средств - по форме N ОС-4а;
- групп объектов основных средств - по форме N ОС-4б.
Применяются для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведутся в бухгалтерии в одном экземпляре: на каждый объект - по форме N ОС-6, на группу объектов - по форме N ОС-6а, для объектов основных средств малых предприятий - по форме N ОС-6б.
Записи при приеме-передаче производятся на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств (формы N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б) и сопроводительных документов (технических паспортов заводов-изготовителей и др.). Перемещение объектов основных средств внутри организации, проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание отражаются в инвентарной карточке (книге) на основании соответствующих документов.
Регистр формируется для определения суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств, которая нужна при формировании прямых и прочих расходов, признаваемых в текущем (налоговом) периоде для целей налогообложения. Записи производятся по каждому факту начисления амортизации ежемесячно, нарастающим итогом, по каждому объекту основных средств. Отчетные данные определяются суммированием показателей с начала налогового периода до отчетной даты.
Ведение регистра дает возможность группировать информацию отдельно по суммам амортизации по основным средствам, включаемым в соответствии с требованиями Кодекса в состав прямых и косвенных (прочих) расходов, а также по суммам амортизации по каждому объекту основных средств.
Налоговая декларация по налогу на имущество организаций заполняется лицами, признаваемыми налогоплательщиками налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.
Основные положения налогового учета анализируемой организации представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4 - Выбранный вариант учетной политики ООО «Восток» для целей налогового учета
Положение учетной политики |
Выбранный вариант |
Основание |
Определение даты получения дохода (осуществления расхода) |
по методу начисления |
ст. 271, 273 НК РФ |
Методы списания сырья и материалов при определении размера материальных расходов |
по средней себестоимости |
ст. 254 НК РФ |
Методы оценки стоимости покупных товаров, уменьшающей доходы от их реализации |
по средней стоимости. |
п. 1 ст. 268 НК РФ |
Для организации характерна англосакская модель взаимодействия бухгалтерского и налогового учета. Существуют и параллельно ведутся как бухгалтерский учет, так и учет для целей налогообложения (налоговый учет).
Существующие в настоящее время способы постановки налогового учета используют принцип полного обособления от бухгалтерского учета при построении регистров налогового учета.
Таким образом, во второй главе был проведен анализ и оценка налога на имущество организации ООО «Восток», представлена организационно-правовая характеристика организации, рассмотрен порядок формирования налоговой базы по налогу на имущество, так же порядок исчисления и уплаты налога на имущество ООО «Восток».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ежегодно совокупность налогов на имущество приносит в консолидированный бюджет Российской Федерации около 3-6% налоговых доходов. Уменьшение доли имущественных налогов в общей сумме налоговых платежей (с 9 до 3% за последние 7 лет) связано с тремя основными причинами:
- возрастанием роли других налогов (например, налог на добычу полезных ископаемых);
- применением в качестве налоговой базы по налогу на имущество балансовой стоимости основных средств, которое приводит к снижению размера налоговой базы по налогу, вследствие отмены проведения обязательной (по постановлениям Правительства Российской Федерации) переоценки основных средств организаций;
- нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. также, несомненно, играет отрицательную роль.
Поэтому налогообложение имущества должно совершенствоваться и перестраиваться в целях сокращения степени перераспределения национального дохода через систему налогообложения.
К тому же действующая в России налоговая система вдобавок к чистому налоговому бремени порождает огромные дополнительные издержки. Объем нормативной документации, регулирующей учет, просто необъятен.
Налоговый кодекс РФ первоначально должен был стать законом прямого действия и заменить собой весь этот комплекс законов и нормативных документов. Однако этого не произошло. Разработка и прочтение нормативной документации, обработка огромных массивов отчетности, проведение проверок, обеспечение деятельности налоговых органов и т.д. пожирает громадное количество рабочего времени, бюджетных денег и других ресурсов.
Выход из сложившейся ситуации состоит в радикальном упрощении налоговой системы. Система налогового учета и отчетности должна быть очень простой и понятной, чтобы для выполнения требований законодательства не требовалось специального образования и значительных затрат времени и сил.
В рамках реформирования такого налогообложения предусматривается постепенное введение нового регионального налога - налога на недвижимость, который должен заменить налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Предполагается, что этот налог будет учитывать реальную стоимость недвижимости, его качество, платежеспособность владельца и региональные особенности.
Концепция имущественного налогообложения предусматривает, что в случае принятия соответствующей главы Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на недвижимость будут признаваться юридические и физические лица. Налог на недвижимость заменит три действующих налога (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог).
Целью концепции реформирования имущественных налогов и перехода на налогообложение недвижимости налогом на недвижимость являются:
- снижение налогового бремени на товаропроизводителей за счет переноса налога на пассивную часть основных фондов (недвижимое имущество);
- стимулирование модернизации производственных мощностей, поскольку они выводятся из-под налогообложения;
- стимулирование эффективного использования земли, зданий и постепенное увеличение интенсивности использования или перераспределения недвижимости в пользу более эффективных пользователей;
- создание стабильной базы доходов местного бюджета за счет стимулирования развития рынка недвижимости;
- укрепление прав собственности и повышение деловой активности;
- более справедливое распределение налогового бремени, поскольку владельцы дорогих объектов будут больше платить в бюджет;
- установление для организаций более рациональных налоговых льгот, имеющих стратегическое значение для страны или носящих социальный характер;
- упрощение системы налогообложения;
- создание эффективной системы администрирования налога на недвижимость.
Ожидается, что к недвижимому имуществу в целях налогообложения будут отнесены земельные участки и связанные с землей объекты. Иными словами, объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, помещения и объекты строительства.
Однако в переходный период до окончательного формирования банка данных об объектах недвижимого имущества и их собственниках на территории России все-таки сохранится взимание действующих имущественных налогов. Правительством Российской Федерации предполагается, что завершение данного этапа и переход на налогообложение налогом на недвижимость на всей территории России будет не ранее 2018 года.