Файл: Книга И. Ансоффа «Стратегическое управление» и ее вклад в развитие методологии стратегического анализа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Стратегическая информация

Ансофф И. установил, что для обеспечения эффективности стратегической реакции необходимо иметь ясное представление о вероятном будущем состоянии среды, в которой существует фирма.

Первым значительным шагом к получению такого представления являются упрощение и описание внешней среды и последующее разделение её на самостоятельные стратегические зоны хозяйствования.

Второй шаг состоит в том, чтобы определить перспективы роста, прибыльности и возможности развития каждой из этих стратегических зон хозяйствования.

Вскоре после появления стратегического планирования было обнаружено, что с помощью информационных систем, позволяющих получать экстраполяцию на основе данных отчётности, нельзя анализировать внешнюю среду, отличающуюся высоким динамизмом.

Применение такого рода данных приводит к неверным выводам. В результате были разработаны многочисленные методы прогнозирования и анализа внешней среды, рассчитанные на то, чтобы получить представление о будущем характере внешней среды, несмотря на нелинейность многих её параметров, сложность её структуры и непредсказуемость поведения. В таблице 1 представлены три группы этих методов[13].

Как говорит её название, группа методов прогнозирования предназначена для разработки будущих тенденций (трендов) или выявления существенных вероятных будущих переменных (при использовании анализа конкурентоспособности) и событий (при использовании метода «Дельфи»). В настоящее время в стратегическом планировании популярны сценарии, анализ возможных перемен и конкурентоспособности.

Таблица 1

Методы оценки внешней среды

Уровень динамизма внешней среды

Прогнозирование конъюктуры, темпов экономического роста,

демографической ситуации, НТПр,

социологическое прогнозирование

1-2

3-4

4-5

Экстраполяция

+

Множественная регрессия

+

Выбор кривой тренда

+

Сценарий

+

+

+

Анализ конкурентоспособности

+

+

+

Метод «Дельфи»

+

Асимптотический анализ

+

Анализ угроз и возможностей

+

+

Моделирование внешней среды

Модель «затраты-выпуск»

+

Эконометрическое

+

Кибернетическое

+

+

Стохастическое

+

+

Оценка последствий решений

Анализ воздействий

+

Анализ перекрестного воздействия

+

Дедуктивный анализ

(анализ нового ассортимента)

+

Анализ баланса сил заинтересованных групп

+

+

Экстраполяция

Жизненный цикл

Дискретное отклонение


Методы моделирования позволяют построить такую модель действительности, которая даёт возможность специалисту по планированию получать различные варианты будущего, изменяя входные параметры и функции переменных в рамках этой модели. Получившая широкую известность кибернетическая модель была использована для предсказания вероятных вариантов будущего мировой экологической обстановки в книге Д. Медоуза (Meadows, 1972 г.).

После получения данных о будущем внешней среды на основе прогноза или модели необходимо, оценить возможное воздействие полученных результатов на фирму. Это задача последней группы методов.

Анализ воздействия позволяет последовательно оценить последствия влияния возможных трендов и событий на результаты деятельности фирмы, а анализ перекрёстного воздействия даёт возможность определить степень и вероятность совпадения нескольких событий.

Цель исследования Ансофф И. не в том, чтобы подробно ознакомить читателя с методами анализа внешней среды. А в том, чтобы обратить внимание читателя на возможности и границы применения известных методов. Это иллюстрируют три правых колонки рисунка 4, где отмечены условия, при которых тот или иной метод позволит получить точное описание окружающей компанию среды. Например, экстраполяция (а также множественная регрессия и выбор кривой тренда) позволяет точно описать поддающуюся экстраполяции среду, в которой можно ожидать, что переменные значимые в прошлом и зависимости между ними сохранятся и в будущем. Но методы экстраполяции (это видно по отсутствию плюсов в колонках 2 и 3 таблицы 1) дадут неверное представление о среде при замене одних значимых переменных на другие или характера зависимостей между ними. Таким образом, методы изучения и анализа внешней среды можно рассматривать как своеобразный фильтр, через который должна пройти информация о внешней среде прежде, чем поступить на фирму.

Если этот фильтр открыт в достаточной степени, чтобы охватить внешнюю среду во всём её многообразии, полученное фирмой представление о ней будет соответствовать действительности. Если же фильтр слишком многое отсеивает, данные, которые получит фирма, будут отражать действительность в искажённом и чрезмерно упрощённом виде. Например, во время нефтяного кризиса, когда производящие нефть страны объединились и внезапно резко изменили мировые цены, множество фирм во всём мире применяло для прогнозирования будущего методы долгосрочного планирования, в основе которого лежала экстраполяция. Понятно, что в прогнозах, полученных этими фирмами, не содержалось никаких предварительных признаков предстоящего кризиса.


Выбор метода изучения внешней среды по Ансофф И. представляет собой решение огромной важности. Ошибка может стать причиной стратегической близорукости фирмы и привести к отсроченным реакциям на изменения во внешней среде, характерным для реактивного поведения.

На практике выбор метода нередко поручают штатному специалисту по изучению внешней среды. С одной стороны, такому специалисту недостаёт той широты взгляда, которой обладает руководитель фирмы; с другой — он может применять только тот метод, пользоваться которым он обучен. Таким образом, Ансофф И. утверждает, перефразируя Клемансо, что «выбор метода прогнозирования слишком важен, чтобы поручать его тем, кто занимается прогнозированием»[14]. Выбор должен делать руководитель, ответственный за развитие стратегического хозяйственного центра. Чтобы сделать такой выбор, он вовсе не должен подробно изучать соответствующие методы и способы их применения. Однако он должен быть знаком с этими методами, для того чтобы понимать, каким образом соответствующие фильтры ограничивают представление фирмы об окружающей её действительности. Осведомлённость о возможностях применения различных методов изучения внешней среды представляет собой пример компетентности в подборе специалистов.

Итак, сигналы и данные о будущих тенденциях и возможностях поступают в фирму в ходе изучения внешней среды, прогнозирования и анализа её состояния. Поступающие в фирму данные проходят через фильтр, в роли которого выступает процесс изучения внешней среды; характеристики этого фильтра определяются тем, какие методы прогнозирования и анализа использует фирма.

Чтобы получить достоверное отражение окружающей реальности, необходимо использовать метод, позволяющий охватить существенно важные элементы этой реальности. Чем сложнее реальность, тем более всеобъемлющим должен быть метод её изучения.

Данные, поступающие в фирму, становятся информацией, на основе которой принимаются решения лишь после того, как они пройдут ещё через два фильтра. Первый из них — психологический фильтр, в основе которого лежит мысленная модель успешности действий, используемая руководителями для выявления той части данных, которая в их представлении является актуальной.

Руководители строят свои личные модели успешности действий на основе собственного опыта, проб и ошибок, успехов и неудач. Когда внешняя среда претерпевает дискретное изменение, старая модель успешности теряет смысл и становится препятствием на пути вновь ставших актуальными данных. Таким образом, усвоение ведущими руководителями фирмы того типа мышления, который позволит реагировать на будущую изменчивость среды, является важнейшим компонентом решения проблемы стратегической информации. В настоящее время существуют методы, позволяющие установить, какой тип мышления необходим руководителям данной фирмы и помогающие им усвоить этот тип.


Третий фильтр на пути данных ставит внутрифирменная руководящая иерархия. Если у ведущих руководителей отсутствует необходимый тип мышления, они будут настойчиво препятствовать тому, чтобы существенно важные новые сигналы влияли на принятие решений. Происходит запаздывание.

2.2. Методика использования слабых сигналов

Поскольку обеспечение информацией является базой для формирования стратегии, современные авторы справедливо обращаются к аспекту проектирования канала обратной связи для реализации стратегических решений. Качалов Р. М., Слепцова Ю. А. отмечают необходимость соответствующего обеспечения для получения актуальной и достоверной базовой информации, необходимость правильной работы с полученной информацией[15].

При этом, проблемы, выявляемые в ходе наблюдения за внешней средой, по-разному обеспечены информацией. Одни настолько очевидны и конкретны, что фирма в состоянии дать оценку их значимости и принять соответствующие меры для решения. Ансофф И. называет их проблемами, определяемыми по сильным сигналам.

О других проблемах известно лишь по слабым сигналам — ранним и неточным признакам наступления важных событий. Ансофф И. видит очевидным, что в течение последующих пяти лет Ближний Восток будет очагом серьёзных политических конфликтов, но не может с уверенностью предсказать, где и когда они возникнут и какую примут конкретную форму. Это автор относит к слабым сигналам, которые со временем крепнут и превращаются в сильные. Когда уровень нестабильности находится в пределах значений 3,5…4,5 фирма ещё может позволить себе дожидаться более сильного сигнала, так как у неё хватит времени подготовить решение к моменту, когда проблема назреет.

Однако при значениях нестабильности порядка 4 и 5, когда ситуация меняется быстро, фирма, дожидаясь сильного сигнала, может либо опоздать с решением, либо оказаться не в состоянии принять его в тот момент, когда возникшая проблема поставит интересы фирмы под удар. Поэтому при высоких уровнях нестабильности, как считает Ансофф И., появляется необходимость готовить решение ещё тогда, когда из внешней среды, поступают слабые сигналы. Порядок действии в обозначенной ситуации показан на рисунке 8[16].

В левой колонке перечислены пять стадий нарастания информации о новой проблеме. Двигаясь сверху вниз, видно, как сигналы, вначале еще слабые, становятся всё сильнее. Вначале (уровень сигнала I) можно быть уверенным только в том, что внешняя среда готовит какие-то неожиданности. На уровне V известно уже настолько много, что можно подсчитать прибыли и убытки как от возникшей ситуации, так и от намеченных контрмер. На уровне IV известно достаточно, чтобы принять конкретные меры в ответ на возникшую опасность или открывшуюся возможность, пусть даже фирма ещё не в состоянии оценить финансовые последствия своих решений.


По горизонтали таблицы, слева направо, перечислены нарастающие по силе контрмеры. Самые слабые (уровень А) состоят в обследовании области,

Рисунок 8. Действия фирмы при слабых сигналах о возникновении проблем

в которой возникает нестабильность. На другом краю (уровень F) представлены самые сильные, прямые контрмеры в ответ на опасности или новые возможности, например решение об освоении новой продукции, переходе к новой рыночной стратегии, развёртывании или свёртывании целого вида деятельности. Между этими крайними точками, слева направо, возрастает не только конкретность контрмер, но также их цена и необратимость.

Выделенная часть таблицы показывает, что по мере того, как сигналы набирают силу, поступает всё больше информации для принятия активных контрмер. К тому времени, когда будет точно известна опасность или новая возможность, можно будет запустить в действие специальную программу, которая уменьшит уязвимость фирмы и придаст её действиям необходимую гибкость.

Подход, представленный на рисунке 8, отвечает задачам управления по слабым сигналам. Чтобы система получала информацию, должно быть налажено наблюдение, чувствительное к предупреждающим сигналам. Кроме того, общефирменное управление и другие подразделения фирмы должны выработать у себя положительное отношение к переменам, быть готовыми к принятию рискованных решений и уметь подходить к решению проблем, опираясь не на прошлый, а на накапливаемый опыт.

2.3. Формирование рекомендаций по использованию идей И. Ансоффа в современных условиях

Результат разработки практического процесса управления Ансоффа И., основанный на использовании стратегической парадигмы возможного успеха, может быть направлен на оказание помощи менеджерам, действующим в современных условиях: в условиях переменчивой и непредсказуемой внешней среды. Так, характерными особенностями стратегического управления в реальном времени  назовем:

1.Использование стратегической парадигмы возможного успеха для анализа готовности фирмы к успешной работе в будущем.

2.Стремление к тому, чтобы мышление руководителей и культура фирмы адекватно и быстро реагировали на изменения внешней среды.