Файл: Особенности и технология подготовки к составлению бухгалтерской отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Бухгалтерская отчетность – это общая система информации об имущественном и экономическом состоянии компании.

Организации составляют сведения по формам и правилам (указаниям), рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Общая концепция показателей отчетности компании дает возможность составлять отчетные сводки по единичным отраслям, экономическим районам, республикам и по целому народному хозяйству в целом.

На сегодняшний день тематика бухгалтерской отчетности и стандартов её оформления считается наиболее актуальной. Это сопряжено с тем, что наша страна выходит на новейший уровень деловых контактов с иностранными инвесторами и от уровня ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности во многом зависит инвестиционная привлекательность наших бизнес-проектов.

Все, вышеизложенное, обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является особенности и технология подготовки к составлению бухгалтерской отчетности. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие основные задачи:

- рассмотреть состав годовой бухгалтерской отчетности;

- раскрыть требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности;

- изучить этапы составления бухгалтерской отчетности;

- рассмотреть порядок составления бухгалтерских отчетов;

- дать организационно-экономическую характеристику предприятия СХПК «Знамя»;

- провести анализ годового бухгалтерского баланса СХПК «Знамя»;

- провести анализ годового отчета о финансовых результатах СХПК «Знамя»;

- дать практические рекомендации по улучшению финансового состояния СХПК «Знамя».

Объектом исследования является Сельскохозяйственный Производственный Кооператив «Знамя». Предметом исследования является – особенности и технология подготовки к составлению бухгалтерской отчетности предприятия.

Научная новизна проблемы состоит в том, что регулярно меняющаяся экономическая обстановка в стране в сфере законодательства вынуждает компании по-новому посмотреть на проблему формирования и развития бухгалтерской отчетности.

Степень разработанности проблемы довольно высокая.

Информационной базой проведения исследования выступили нормативные и законодательные акты РФ, методичные указания и положения по бухгалтерскому учету, информационно-библиографические издания, первичные документы и бухгалтерская отчетность предприятия.


В качестве теоретической базы исследования выступили труды таких известных экономистов, как: Андреева Т.В., Бабаев Ю.А., Миронов П.А., Терехов А.М. и др.

В процессе написания данной курсовой работы использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания.

Постановка и последовательное решение перечисленных задач определяет структуру работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1 Теоретические основы составления бухгалтерской отчетности

1.1. Состав годовой бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – это целостная система информации о финансовом состоянии компании, финансовых итогах её работы и изменениях в её финансовом состоянии, составляется на базе данных бухгалтерского учета.[1]

Бухгалтерская отчетность использует показатели работы абсолютно всех подразделений финансового субъекта, в том числе его филиалы и представительства, за пределами зависимости от их зоны пребывания.

Бухгалтерская отчетность завершает всю учетную работу. Она содержит разделы, которые оформляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Документ нужен для оперативного управления хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего планирования.[2]

Сведения отчетности используются с целью финансового рассмотрения внутри компании и с целью оценки эффективности деятельность компании внешними пользователями.

Главное условие к отчетности заключается в том, что она должна быть надёжной и своевременной. Документ обеспечивает сопоставимость текущих показателей с данными за прошлые периоды.[3]

Компании оформляют отчеты по правилам, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Совокупная концепция показателей отчетности предоставляет возможность составлять сводки по отраслям, экономическим районам, регионам, республикам и согласно целому хозяйству страны в целом.


Бухгалтерскую отчетность систематизируют по разновидностям, периодам образования и степени обобщения отчетной информации.

Согласно типам, отчетность делят на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельность компании по стоимостным признакам. Формируется она по сведениям бухгалтерского учета. Статистическая отчетность формируется согласно данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета. Она отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной работы компании как в естественном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность формируется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за день, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти сведения используется с целью своевременного контроля и управления снабжением, образованием и реализацией продукции.

Согласно периодичности различают годовую отчетность и внутригодовую. Внутригодовую статистическую отчетность именуют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую – периодической бухгалтерской. Понятно, что годовая отчетность – это сведения за год.[4]

Согласно уровню обобщения данных различают отчеты первичные (составляют компании) и консолидированные (сводные), которые оформляют вышестоящие компании на базе основных отчетных документов.

Как было заявлено выше, организация и представление годового отчета, а помимо этого, сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются нормативной базой, в частности это:[5]

1. ФЗ от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».[6]

2. Бухгалтерская отчетность организации – ПБУ 4/99.

3. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В состав годовой бухгалтерской отчетности входят:[7] бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании средств; пояснения в табличной и текстовой форме.

Таким образом, бухгалтерская отчетность — один из ключевых источников, отражающих сведения о деятельности предприятия, аккумулирующих экономически значимую информацию о финансовых операциях и результатах коммерческих активностей.


1.2 Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99. Рассмотрим основные требования в таблице 1

Таблица 1 - Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

Требования

Содержание требования

Достоверность и всесторонность

Бухгалтерская отчетность – это достоверное и абсолютное понимание о материальном и финансовом состоянии компании, а кроме того, о финансовых итогах её активности. При этом надёжной и абсолютной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, определенных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.[8]

В случае если при составлении бухгалтерской отчетности обнаруживается недостаток данных для формирования полного понятия о экономическом положении компании и её финансовых итогах, то в бухгалтерскую отчетность включают надлежащие дополнительные показатели и пояснения.

Продолжение таблицы 1

Нейтральность

При создании бухгалтерской отчетности следует обеспечить корректность данных, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних компаний пользователей бухгалтерской отчетности перед иными.

Целостность

Потребность включения в бухгалтерскую отчетность информации обо всех хозяйственных операциях, осуществлённых как организацией в целом, так и её филиалами, представительствами и другими подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.

Последовательность

Потребность соблюдения постоянства в содержании и конфигурациях бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.[9]

Сопоставимость

В бухгалтерской отчетности содержатся сведения, разрешающие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. В Положении оговорено, что в случае, если они не сопоставимы по ряду факторов, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по определенным правилам.[10]

Соблюдение отчетного периода

В качестве отчетного года в России установлен период с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. отчетный год совпадает с календарным. Для формирования бухгалтерской отчетности отчетной датой является последний календарный день отчетного периода (31 декабря для годового бухгалтерского отчета и другие последние дни месяцев для периодической бухгалтерской отчетности).[11]

Правильное оформление

Сопряжено с соблюдением формальных принципов отчетности: составление её на русском языке, в валюте Российской Федерации (в рублях), подписание руководителем компании и специалистом, ведущим бухгалтерский учет. В ПБУ 4/99 установлены подходы к выявлению существенной информации, направленные на ее значимость для заинтересованных пользователей.[12]


Указанные требования являются дополнительными к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/2008.[13]

Таким образом, составляя бухгалтерскую отчетность предприятие должно придерживаться стандарта ПБУ 4/99. Важным обстоятельством является предусмотренная пунктом 10 статьи III ПБУ 4/99 обязанность приводить в перечисленных формах сведения за два предшествующих года. При этом данные должны быть сопоставимы, в ином случае необходимы или корректировка данных, или детальные пояснения.

Также рекомендовано обращать внимание при заполнении форм отчетности на то, что внутри них имеются контрольные соотношения различных показателей. Их точность говорит проверяющим органам, что отчетность компании, включая налоговые декларации, составлена без искажений.

1.3 Этапы составления бухгалтерской отчетности

Первым этапом составления финансовой и бухгалтерской отчетности является проведение обязательных предварительных работ (рисунок 1):[14]

Рисунок 1 – Первый этап составления бухгалтерской отчетности предприятия[15]

1. Проверка первичных документов:

  1. наличие: как бумажные, так и электронные документы должны быть должным образом сгруппированы. Порядок определяется «Положением о документообороте» компании;
  2. правильность оформления: наличие обязательных реквизитов, отсутствие подчисток и исправлений;
  3. своевременность и полнота отражения всех документов и операций на счетах. Это основное условие достоверного учета.

2. Проверка денежных средств:

  1. соответствие учетных данных и фактического размера денежных сумм в кассе;
  2. соответствие банковских выписок и учетных данных по расчетным счетам;
  3. сверка, в случае наличия, различных ценных бумаг.

3. Сверка с контрагентами:

  1. проверить, совпадают ли данные контрагентов о состоянии расчетов с данными учета;
  2. оформление актов сверок;
  3. проведение сверки о состоянии расчетов с бюджетом.

4. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов:

  1. проверка наличия и состояния основных средств, состоящих на балансе. Составление инвентаризационной ведомости по форме ИНВ-1. Если выявлены расхождения, то заполняется сличительная ведомость формы ИНВ-18;
  2. аналогично выявляют расхождения данных учета с фактическим положением дел в отношении нематериальных активов: