Файл: Особенности и технология подготовки к составлению бухгалтерской отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Немаловажно, что данные действия должны кроме того, проделать обособленные подразделения, филиалы и представительства компании, так как бухгалтерская отчетность головной компании содержит в себе показатели по всем подразделениям.

Организации, бездействовавшие в течение года, все равно должны составить бухгалтерскую отчетность, отобразив в ней нулевые обороты.[16]

Вторым этапом, уже после проверки абсолютно всех обязательств и имущества компании, следует осуществить корректировки учета в связи с выявленными несоответствиями, а кроме того исправление допущенных погрешностей (рисунок 2).

Рисунок 2 - Второй этап составления бухгалтерской отчетности предприятия[17]

В этот же период принимается решение о потребности переоценки запасов, основных средств, НМА и производятся требуемые операции в учете. Кроме того, рассчитывают и формируют резервы сомнительной задолженности и резервы под оплаты отпусков.

Третьим этапом уже после того, как определены целостность, точность и оперативность отображения в учете всех операций отчетного этапа, закрываются бухгалтерские счета и выполняется реформация баланса.

Четвертый, завершающий этап состоит в переносе информации из регистров бухгалтерского и аналитического учета в формы бухгалтерской отчетности.

Таким образом, составлению бухгалтерской отчетности должна предшествовать существенная предварительная работа. Объем работы, предшествующий составлению годовой бухгалтерской отчетности, существенно больше объема работы, проводимой перед формированием промежуточной отчетности. Так, промежуточный (квартальный) баланс оформляется как правило на базе книжных данных. Формированию же годового бухгалтерского баланса обязательно предшествуют процедуры по уточнению оценки и (или) переоценки имущества, проведению инвентаризации, выявлению сумм, имеющих отношение к событиям уже после отчетной даты и относительных фактов хозяйственной деятельности и др.

1.4 Порядок составления бухгалтерских отчетов

Один из отчетов, которые сдаёт предприятие в налоговую инспекцию, – это бухгалтерский баланс. Он оформляется за календарный год. Бухгалтерский баланс оформляют на базе информации об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода. При журнально-ордерной форме учета обороты по кредиту каждого счета создаются в Главной книге только из журналов-ордеров. Обороты по дебету отдельных счетов собираются в Главной книге и нескольких журналов-ордеров в разрезе корреспондирующих счетов.[18]


В организациях, применяющих программное обеспечение, формы учета формируются с применением вычислительной техники.

Следует выделить, то, что определенные балансовые статьи заполняют непосредственно по остаткам определенных счетов («Касса», «Расчетные счета» и др.).

Значительная доля балансовых статей отражает сгруппированные данные некоторых синтетических счетов. К примеру, согласно статье «Сырье, материалы и прочие аналогичные ценности» отображается остаток по счетам 10 и 16; по статье «Затраты в незавершенном производстве» – сальдо счетов 20, 21, 23, 29, 44, 46 и др.[19]

Основное содержание бухгалтерского баланса определяет ПБУ 4/99.[20]

В пустых строчках баланса ставятся прочерки. Все без исключения суммы, показанные в балансе, округляются до тысяч или до млн., знаки после запятой отсутствуют. Всю иностранную валюту переводят в рубли по курсу ЦБ РФ на дату формирования отчета.

Бухгалтерский баланс оформляется на разную дату (как правило, начало квартала, года), для того чтобы проконтролировать верно ли проводится учет в компании. Состоит данный отчет из двух частей (страниц): активы и пассивы предприятия. Согласно результатам баланса окончательная сумма активов равна окончательной сумме пассивов, в случае если же данного равенства нет, значит в балансе ошибка, которую необходимо отыскать и откорректировать.

Оформляется данный отчет на основании оборотно-сальдовой ведомости.

Бланк состоит из двух разделов: активы и пассивы. Заполнение каждой части баланса производиться последовательно.[21]

Раздел актив бухгалтерского баланса содержит: внеоборотные активы и оборотные активы. Как уже выше говорилось, для заполнения формы 1 используют сведения оборотно-сальдовой ведомости.

Раздел пассивов формы 1 содержит: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.

По факту заполнения бухгалтерского баланса формы 1 итоговые строчки раздела актива и пассива баланса должны сойтись. И это разумно, так как пассивы – это источники формирования активов, любая запись в бухгалтерском учете (бухгалтерская проводка) производится одновременно по дебету одного счета и кредиту другого. В случае если же появились расхождения при заполнении формы № 1, то необходимо искать погрешность в учете.

Еще один отчет, который должна сдать организация, – это отчет о финансовых результатах. Он имеет форму № 2 и рекомендован Минфином РФ, сдается по результатам календарного года (до 30 марта следующего года). В каждой строке отчета указываются суммовые показатели за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года.[22]


Суммы, указанные в скобках, вычитаются.

Отчёт об изменениях капитала – это документ, являющийся пояснением к бухгалтерскому балансу. Эта форма при необходимости может дорабатываться и меняться под потребности компании.

Данный отчет выявляет детальную информацию о перемещении уставного, резервного и добавочного капитала, а кроме того, отображает данные о изменениях величины нераспределенной прибыли компании (в определенных случаях необеспеченного убытка), доле собственных акций, которые выкуплены у акционеров. В этом отчете указывают корректировки, связанные с изменениями в учетной политике компании и исправлении ошибок.[23]

Сдавать бланк отчета обязаны все компании за исключением страховых, бюджетных, кредитных и малых компаний. Датой формирования доклада является завершающий календарный период отчетного этапа.

Форма № 3 представляется в местные налоговые органы ежегодно, сроком не позднее трех месяцев с момента окончания отчетного года. Вместе с указанной формой необходимо сдать также отчет о движении денежных средств (форма 4).[24]

Бланк отчета об изменениях капитала включает 3 раздела, реквизиты компании на отчете заполняются аналогично бухгалтерскому балансу либо отчету о финансовых итогах. Форма 3 отображает сведения за 3 года: отчетный, предыдущий отчетному и предшествующий предыдущему.

В первом разделе бланка раскрывается полная информация о перемещении денежных средств компании (уставного, резервного, добавочного), сведения об изменении нераспределенной прибыли и стоимость собственных акций, которые были выкуплены у участников.[25]

Сведения в данном разделе отражаются за 3 года (отчетный и два предыдущих), исключение составляют случаи, если компания реализовывает собственную деятельность менее трех лет.

Во втором разделе бланка отчета отражаются исправления сумм чистой прибыли (непокрытого убытка) и других статей собственного капитала, которые возникли в результате изменений в учетной политике либо исправлении допущенных ошибок. Раздел заполняется, если изменялась учетная политика компании либо были исправлены погрешности в предшествующих отчетных периодах.

Третий раздел бланка отображает абсолютную информацию о чистых активах компании по состоянию на 31 декабря отчетного года, на 31 декабря предыдущего года и на 31 декабря года, предшествующего предыдущему. Он применяется акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью. Для того чтобы рассчитать необходимую сумму чистых активов следует из суммы всех активов, которые берутся к расчету, отнять необходимую сумму пассивов, принимаемых к расчету.


Аналогично прочим формам бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о финансовых результатах (форма № 2)) в круглых скобках бланка отчета об изменениях капитала приводятся отрицательные данные.[26]

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) – это бланк, утвержденный Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (ред. от 04.12.2012).[27]

В обычном представлении бухгалтерская отчетность предполагает собою данные о убытках, прибыли, демонстрирует положение компании в определенный период времени (как правило, это касается времени окончания отчетного этапа).

Форма № 4 составляется коммерческими организациями. Из этого перечня исключаются только лишь компании, специализирующиеся кредитованием, страхованием, и бюджетные организации. Бухгалтерская отчетность данных организаций имеет свои различия и регулируется отдельными инструкциями бухгалтерского учета.

Если исходить из бланка отчета о движении денежных средств, в таком случае форму № 4 следует сдавать в налоговую инспекцию с подписью руководителя компании и главного бухгалтера. И соответственно на них ложится ответственность за обеспечение, непредоставление, несвоевременное предоставление отчетности.[28]

Отчетность сдается не позже, чем через 3 месяца после завершения периода. Это происходит один раз в год. По единому правилу, если время, отведенное на сдачу отчетности, заканчивается выходным либо праздничным днем, период сдачи продлевается до первого следующего за ним рабочего дня.[29]

Таким образом, основной источник для заполнения документов, входящих в бухгалтерскую отчетность, — счета компании. Корректное использование содержащихся в них финансовых показателей — один из ключевых факторов успешного управления предприятием.

В заключении главы сделаем вывод, что бухгалтерская отчетность — единственный из основных источников, отображающих данные о деятельности предприятия, аккумулирующих экономически важную информацию о финансовых операциях и результатах коммерческих активностей. Это удобный инструмент планирования и прогноза хозяйственного развития компании. Правильное формирование и интерпретация соответствующих документов — важный фактор достижения целей, установленных менеджментом компании, повышения рентабельности бизнеса, роста выручки.

По мнению многочисленных ученых, структура и состав бухгалтерской отчетности, предусмотренные российским законодательством, вполне сбалансированы и могут постоянно использоваться для того, чтобы руководители компании получали возможность проводить успешную аналитическую работу, нацеленную на оптимизацию модели формирования компании.


2 Анализ бухгалтерской отчетности на примере СХПК «Знамя»

2.1 Организационно-экономическая характеристика СХПК «Знамя»

СХПК «Знамя» находится в п. Знамя Октября, Подольского района Московской области.

Территория СХПК «Знамя» расположена в центральной части района.

Природные условия благоприятные. Климат умеренно-влажный с продолжительной холодной зимой и теплым летом. Сельскохозяйственные культуры можно выращивать до поздней осени. Оснащенность водой хорошая, есть много естественных источников, умеренные осадки.

Общая земельная площадь хозяйства составляет 2 483 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 2 343 га. Из них: пашня – 1 176 га, сенокосы – 1 112, пастбища – 55 га, пруды и водоемы – 63 га, прочие земли 84.

Численность работников на 01.01.2018 составляет 31 человек.

Хозяйство занимается производством, хранением, реализацией сельскохозяйственной продукции. Как и в любом другом хозяйстве, здесь производство состоит из двух отраслей: растениеводства и животноводства (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика состава и структуры земельных угодий за 2015-2017 годы*

Виды угодий

2015

2016

2017

га

% к итогу

га

% к

итогу

га

% к

итогу

Общая земельная площадь

2 483

100

2 483

100

2 483

100

Всего с/х угодий

2 343

94,36

2 343

94,36

2 343

94,36

Пашня

1 176

47,36

1 176

47,36

1 176

47,36

Сенокосы

1 112

44,78

1 112

44,78

1 112

44,78

Пастбища

55

2,21

55

2,21

55

2,21

Всего лесов, кустарников

47

1,89

47

1,89

47

1,89

Пруды и искусственные водоемы

9

0,36

9

0,36

9

0,36

Прочие угодья

84

3,38

84

3,38

84

3,38