Добавлен: 11.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предпринимательское право как самостоятельная отрасль права
1.1. Понятие предпринимательского права
1.2. Предмет и метод предпринимательского права
2.1. Принципы предпринимательского права
2.2. Источники предпринимательского права
2.3. Связь предпринимательского права с нормами иных отраслей российского права
2.2. Источники предпринимательского права
Источники предпринимательского права - формы выражения и внешнего закрепления норм и принципов права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
– нормативные правовые акты;
– иные источники3.
Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме компетентными правотворческими органами и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Он может быть как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на конкретно установленный срок, определяемый точной датой или наступлением того или иного события4.
Система нормативных правовых актов в себя включает:
- законы (законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации).
Законы - нормативные правовые акты, принимаемые высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующие, как правило, наиболее значимые общественные отношения1.
Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся правовой основой отечественного законодательства, все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.
Законы Российской Федерации принимаются в виде:
– законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
– федеральных конституционных законов (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»);
– федеральных законов (в том числе кодексов), например: ГК РФ (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017), часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017), часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017), часть четвертая от 18.12.2006 № 230- ФЗ (ред. от 01.07.2017)); НК РФ (часть первая от 31.07.1998 № 146- ФЗ (ред. от 18.07.2017), часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017); федеральные законы от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от
– «О рынке ценных бумаг», от 21.11.2011 № 325-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об организованных торгах»; от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и т. д.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Например, Закон Вологодской области от 01.05.2006 № 1446-03 (ред. от 28.10.2016) «О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 19.04.2006 № 23 8);
2) подзаконные акты (акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти).
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты органа государственной власти, имеющие более низкую юридическую силу и издаваемые на основе и во исполнение законов1. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Подзаконные акты подразделяются:
– на акты Президента Российской Федерации, например: указы Президента Российской Федерации от 03.07.1995 № 662 (ред. от 16.10.2010) «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации», от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»;
– акты Правительства Российской Федерации, например: постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 221 (ред. от 16.11.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов», «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте»); от 23.01.2006 № 32 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»;
– акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009;
– «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»2 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Например: Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139); Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 № 25125); Приказ Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 18.10.2005 № 76 (ред. от 08.11.2013) «О Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации».
– Иные источники предпринимательского права. К иным источникам права относят международные договоры, обычаи, акты официального толкования правовых норм, локальные акты хозяйствующих субъектов.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. Например: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983); Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980, вместе со Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи); Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) (1994 г.); Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.1988).
Обычаи - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренные законодательством правила поведения, как зафиксированные в каком-либо документе (опубликованные в печати, изложенные в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующие независимо от такой фиксации1. Обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ). Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте (ст. 9 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров), в морских перевозках (ст. 129, 138, 285 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ .
Наиболее распространенными в международных экономических отношениях являются обычаи2, систематизированные и унифицированные Международной торговой палатой, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 г., 2010 г.3, Унифицированные правила по инкассо (вступили в силу с 01.01.1996), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994)4.
Обратим внимание, существует точка зрения, что Международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс» являются не обычаем, а деловым обыкновением, применяемым при условии, «если на них (правила) сделана прямая ссылка в контракте, а в нем не предусмотрено иное, чем в тексте Инкотермс»5.
Акты официального разъяснения действующих правовых норм (акты толкования Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения и обзоры практики Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и др.). Данные акты не относятся к официальным источникам права, однако имеют большое значение в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.
Локальные акты, издаваемые хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности (например, устав организации, положение о филиале, приказ о коммерческой тайне и т. д.).
В целом стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательской деятельности совершенствуется и изменяется достаточно быстро. Данные обстоятельства обуславливаются тем, что предприниматели, в целях улучшения своей производительности, получения большей прибыли, совершенствуют свою деятельность, разрабатывают различные способы взаимодействия, что, в правовом и демократическом государстве, должно подкрепляться на законодательном уровне.
2.3. Связь предпринимательского права с нормами иных отраслей российского права
В праве наблюдаются определенные связи между отдельными его элементами, институтами, отраслями. Часто можно обнаружить, что одна и та же норма является звеном разных отраслей права. Этим обусловлено наличие схожих черт и связь предпринимательского права с нормами базовых отраслей права. Отрасль права представляет собой сложное нормативное образование.
Во–первых, это волевое образование, которое является выражением определенной формы общественных отношений и существует в виде обособленных связанных между собой групп юридических норм.
Во–вторых, основанием для выделения данной группы юридических норм в тут или иную отрасль права выступают не только общественные отношения определенного типа, но также метод или способ их функционирования.
Иначе говоря, речь идет о предмете и методе правового регулирования. Отрасли права, выделенные по предмету и методу правового регулирования, составляющие главный элемент российской правовой системы, подразделяются на три основные группы:
1) профилирующие, базовые отрасли, которые охватывают своим регулироваием основные правовые режимы; из них следует выделить и расположить над всей системой отраслей действительно базовую отрасль всей системы – конституционное право; затем три материальные отрасли – гражданское, административное, уголовное право; соответствующие им три процессуальные отрасли – гражданское процессуальное, административно–процессуальное, уголовно–процессуальное право;
2) специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к отдельным сферам общественной жизни: трудовое право, земельное право, право социального обеспечения, семейное право, уголовно–исполнительное право;
3) комплексные отрасли, для которых характерным можно назвать соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: торговое право, право прокурорского надзора, морское право. В настоящее время формируются своеобразные сферы комплексного характера, юридически опосредующие новые «слои социальности» (экологическое право, информационное право, предпринимательское право) и, более того, нарастает тенденция их перерастания в основные отрасли[27]. Представляется, что она в значительной мере относится к предпринимательскому праву.
С этих позиций представляются актуальными сделанные еще в послевоенные годы выводы В.К. Райхера о том, что комплексные отрасли права должны соответствовать трем условиям: «Во–первых, необходимо, чтобы совокупность правовых норм была адекватна определенному, специфическому кругу общественных отношений, т.е. имела бы в этом смысле единый и самостоятельный предмет регулирования, следовательно, и предметное единство. Во–вторых, регулируемый такой совокупностью норм специфический круг отношений должен обладать достаточно крупной общественной значимостью. В–третьих, образующий такую совокупность нормативно–правовой материал должен обладать достаточно обширным объемом»[28].
В юридической литературе система права определяется как его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в стране правовых норм. Из этого следует неоспоримая тесная связь норм права с отраслями права. Количество публично–правовых норм, применяемых для регулирования предпринимательской деятельности, достаточно обширно. Это способствует усложнению правового регулирования рассматриваемой сферы деятельности и выдвигает задачи совершенствования предпринимательского законодательства. Сочетание частноправовых и публично–правовых начал в регулировании предпринимательской деятельности наилучшим образом могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего соответственно как частноправовые, так и публично–правовые нормы. Представляется, что указанное можно было бы обеспечить путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию отношений в предпринимательской сфере.