Файл: Понятие и признаки государства (Сущность возникновения государства: его понятие и основные признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире насчитывается около 200 государств, самому «старому» из которых более двух тысячелетий (Япония с неизменной императорской формой правления), а самому «юному» - всего лишь несколько месяцев (Южный Судан). А всего в истории человечества насчитывалось свыше трёх тысяч государств с самыми различными формами правления, территориального устройства и политическими режимами.

Неоднозначность восприятия государства обусловлена временем, в рамках которого возникает государство, уровнем развития общества, а также субъективными факторами – неодинаковым восприятием разными людьми этого феномена, сложностью и многогранностью государства как явления.

В целом, государство весьма разностороннее явление, которое может в зависимости от контекста пониматься совершенно по - разному. Государство можно считать и конкретным фактором нашей жизни, и идеей. Государство может рассматриваться и как субъект, хотя в реальности оно проявляет себя через индивидов, а, в крайнем случае – через соответствующие органы и организации. Государство может обозначать союз поколений, общество в целом, те или иные государственные органы, государственный аппарат, бюрократию.

Целью в данной работе является раскрыть сущность государства, его функции и формы.

Из цели выделим такие задачи, как:

  • выявить сущность возникновения государства: его понятие и основные признаки;
  • определить классификацию функций государства и методов их реализации;
  • изучить понятие форм государства и их виды;
  • рассмотреть формы государственного устройства;
  • выявить основные функции российского государства;
  • изучить особенности форм российского государства.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ И ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность возникновения государства: его понятие и основные признаки


Государство – это сложное явление, которое можно рассмотреть с различных сторон. В самом общем виде государство – это общность людей, проживающая на определённой территории и объединённая государственной властью.

В узком смысле под государством можно представить систему государственных органов, выделившихся из общества и стоящих перед ним, которые осуществляют управление обществом (т.е. политический аппарат).

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию людей, которые объединены в политическое сообщество с публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Как определяет А.Ю. Ларин, государство – это политически организованное общество, проживающее на определённой территории, под управлением публичной и суверенной государственной власти по законам, исходящим от этой власти, обладающее армией и правоохранительными органами.[1]

По мнению В.В. Оксамытного, государство – это особая организация публичной власти, суверенно распространяющей её на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений.[2]

А.В. Малько выделяет два подхода при изучении сущности государства:

  • классовый - в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса;
  • общесоциальный – в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп.[3]

Ещё основным подходом к определению сущности государства, считают А.М. Зарецкий и Ф.И. Долгих, является дуалистический подход. Это соединение классового и социального подхода. В рамках данного подхода социальная воля, реализуемая в государственной власти, рассматривается с двух сторон: классовой и обшесоциальной.[4]

Отразим это с помощью рисунка 1.1.

Подходы к определению сущности государства

Общесоциальный

Дуалистический

Классовый

Рисунок 1.1 – Подходы к определению сущности государства

Наряду с этими основными определениями можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.


Государство осуществляет политико-правовое руководство обществом в силу обладания совокупностью характерных только для него свойств. Большая часть принципиальных признаков государства раскрывается в конституции и важнейших законах.

Государство представляет собой особую властную структуру, не имеющую аналогов в обществе. Это:

А)

  • организация публичной власти, выступающей от имени народа;
  • организация единой власти, объединяющей всех членов общества и само общество как цельность;
  • организация универсальной власти, распространяющей свои общеобязательные веления на всё общество;
  • организация верховной власти, являющейся высшей по значению и силе в обществе, подчиняя себе все иные социальные организации;
  • организация независимой власти, обладающим исключительным правом на ведение государственных дел;
  • организация официальной власти, представляющей общество на легальных основаниях, признанной им и мировым сообществом в качестве таковой;
  • организация централизованной власти, осуществляющей свои полномочия на иерархической основе, которая предусматривает упорядочение системы управленческих структур от местных до общегосударственных.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Международное признание

Обладание ресурсами

Территориальное верховенство

Государственная символика

Личное верховенство

Рисунок 1.2 – Основные признаки государства

Государство обладает территориальным верховенством. Государство представляет собой единую пространственную организацию публичной власти с собственным административно-территориальным делением и системой органов, учреждаемых и действующих в соответствии с этими органами. Территория является местом сосредоточения членов общества, материальной базой их объединения, необходимым условием для формирования государственности и формальным пределом государственной власти. Государственное пространство составлено единством сухопутной, водной и воздушной территории, находящихся под исключительной властью государства и в пределах, определяемых им и международными соглашениями границ. В государственную территорию включают также недра, континентальный шельф и территории с особым государственно-правовым режимом.

Также государство обладает личностным верховенством, т.е. объединяет своей властью и защитой население – всех людей, постоянно или временно находящихся на его территории и связанных с ним публичной властью. Большая часть населения в силу обладания гражданством непосредственно попадает под юрисдикцию государства. Однако государственная власть распространяется и на другие категории населения (иностранных граждан, апатридов, бипатридов, беженцев и т.д.), правовое положение которых в данном государстве регулируется специальным законодательством.


Ещё одним отличительным признаком государства является обладание ресурсами, создание финансово-денежной системы и осуществление налогообложения. Государство изыскивает денежные средства, в том числе, осуществляя материальные сборы с населения в виде налогов, займов, пошлин, тарифов и др.

Немаловажным признаком государства является наличие государственной символики. Политико-правовая характеристика государства не будет полной без таких условных знаков суверенной власти как государственные символы. Традиционно в них включают гимн (торжественную песню программного характера), герб (отличительный знак или эмблема государства, изображаемая на официальных документах, бланках и печатях государственных органов, на денежных знаках и т.п.) и флаг (полотнище определённого цвета или цветов, символизирующих нацию и государство). Нередко на них указывают конституции, описывающее чаще всего содержание этой символики.

Еще одним признаком государства можно назвать международное признание и, как следствие, полное официальное представительство в международных отношениях. Признание государства мировым сообществом ныне нельзя игнорировать, это – принципиальный показатель состоявшегося процесса государственного закрепления публичной власти.

В.М. Сырых выделяет ещё два признака государства – наличие суверенитета и издание государством норм права.[5]

Понятие государственного суверенитета не является всеобщим признаком государства, поскольку появилось лишь в эпоху средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от власти церковной, освободилась от её претензий на исключительное управление мирными делами. В настоящее время суверенитет государства понимается как его верховенство, самостоятельность и независимость от других органов, организаций и учреждений общества либо других государств.

Суверенитет государства внутри страны означает, что его власть распространяется на всех граждан, на все юридические лица, общественные объединения, государственные органы и должностные лица.

Нормы права не только устанавливаются государством, но и охраняются им от нарушений. Другие органы, организации могут принимать нормы права лишь с санкции государства либо по его полномочию.

Таким образом, государство представляет собой аппарат, машину для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса.


1.2 Классификация функций государства и методы их реализации

Государство, будучи органом управления делами общества, осуществляет многообразную деятельность. Её предметом выступает экономические, политические, социально-культурные и иные отношения и процессы. Не всё, чем занимается государство, имеет первостепенное значение для общества. Поэтому возникает необходимо выделить главные, основные направления деятельности государства, чтобы определить его действительную роль в управлении делами общества, цели такого управления, а также социальные и иные ценности, охраняемые и защищаемые государством.

Основные направления деятельности государства называют функциями.

Как определяет А.В. Баранов, функции государства – это основные направления деятельности государства по достижению стоящих перед этим государством целей и решению поставленных перед ним задач, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.[6]

Содержание каждой функции складывается из совокупности сходных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют. Каждая функция имеет определённое содержание, так как предполагает деятельность в конкретной сфере общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Содержание функции предопределяется её объектом, то есть той определённой сферой общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.

Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

Наиболее изменчивыми, жёстко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции государства. Классовую борьбу в обществе выделял ещё Платон. Он же привязывал к её различным формам, степени ожесточённости или наоборот, примирения те или иные функции государства, само существование, судьбу, природу государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов.