Файл: Понятие и признаки государства (Сущность возникновения государства: его понятие и основные признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внутренние территориальные подразделения государства и их органы наделяются властными полномочиями, которые являются производными от полномочий органов центральной власти. В унитарных государствах нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое законодательство, гражданство, валюта, вооружённые силы и т.д.

Унитарные государства могут быть централизованными (Польша, Румыния, Норвегия) и децентрализованными (Италия, Испания, Франция).

В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники.

В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью. Иногда их полномочия объёмнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.[11]

Федерация – это сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями, обладающими юридической самостоятельностью.

В федеративных государствах (Швейцария, США, Россия, Германия) единый государственный суверенитет распределён между центральными органами и органами власти самостоятельных государственных образований (субъектов федерации), из которых территориально состоит федерация.

Субъекты федерации наделены государственными полномочиями, независимыми от центральной власти, при этом федеральные органы имеют собственную исключительную компетенцию, независимую от субъектов федерации, через которую обеспечиваются интересы федерации как единого государства.

В федеративных государствах функционируют две системы органов государственной власти. Наряду с федеральными органами власти имеются органы власти субъектов федерации. Существуют две системы законодательства, общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации и пр. (Россия, США, Канада).

Субъекты федерации, как правило, не имеют право от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.

Федерации могут быть построены по национальному, территориальному или смешанному признакам.

Размеры территории страны и её национального состава определяют форму государственного устройства: унитарное государство или федерация.

Федеративную форму государственного устройства чаще всего имеют большие государства или государства с многонациональным составом, что позволяет повысить эффективность управления на значительной территории страны или решить внутренние национальные проблемы.


От унитарной и федеративной формы государственного устройства отличают конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой межгосударственного союза.

Конфедерация – это временный союз суверенных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей (Швейцария, США и др.). Конфедерация не обладает суверенитетом.

Единственной конфедерацией в современном мире называют Европейский Союз.

Признаками конфедеративного образования также обладает союз России и Белоруссии.

3. АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

3.1 Основные функции российского государства

Современное российское государство – правопреемник государств и государственных образований, существовавших на его фактической территории, практически ведёт своё исчисление с 12 июня 1990 г. – ныне даты официального праздника страны – Дня России, когда высший представительный орган Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

Процесс формирования российской государствленности в самом конце ХХ – начале ХХI демонстрирует всю сложность вхождения страны в число демократических государств и отражает масштабы серьёзнейших разногласий в обществе относительно приоритетности государственных актов, имеющих для России знаковое, символическое значение. В ряду событий такого уровня:

  • проведение общероссийского референдума от 17 марта 1991 г. о сохранении СССР;
  • избрание Президента РСФСР путём всенародного голосования 12 июня 1991 г.;
  • принятие 12 декабря 1991 г. Верховным Советом РСФСР постановления о выходе из состава СССР;
  • переименование 25 декабря 1991 года РСФСР в Российскую Федерацию;
  • подписание субъектами нового государства Федеративного договора от 31 марта 1992 г.;
  • президентские указы сентября – октября 1993 г., одним из которых была ликвидирована действовавшая в стране на протяжении 75 лет система Советов;
  • принятие Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. и др.

Современное руковоство страны, опираясь на складывающееся конституционное законодательство, активно формируемую законодательную базу, судебную, налоговую, админстративную и другие реформы в государственном аппарате, реализует экономические, политические и социальные интересы. Этому способствуют общая демократизация общественной жизни, политический плюрализм, использование на практике демократических государственно-политических институтов, идей и ценностей, в определённой мере демократизация деятельности государственной власти и её органов, внедрение взаимоприемлемых форм решения социальных конфликтов и т.д.

Преобразования, происходящие в обществе в условиях формирования новой российской государствленности, способствовали эволюционным изменениям в системе внутренних и внешних функций Российской Федерации.

Так, сама система функций современного российского государства ныне исходит из основополагающей демократической идеи, заложенной в реализацию механизма государственной власти и в прежние времена отрицаемой в стране, а именно принципа разделения властей, в силу чего выделяются конституционно закреплены формы осуществления функций – законодательная, исполнительная и судебная.

Приоритетное место в системе основных наравлений внутренней политики государства заняла экономическая функция, что вполне объяснима. Переход страны к рыночным отношениям проходил рывками, поскольку вначале реформируемой России вместо социально ориентированной модели рыночной экономики была навязана так называемая либеральная модель с максимально широкой свободой поведения участников рыночных отношений и минимальным вмешательством государства в экономику и социальную жизнь.

Социальная функция российского государства многообразна по содержанию и масштабна по объёму деятельности, параметры которой предопределены рядом конститционных положений и прежде всего статьёй 7, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизни и свободое развитие человека».[12]

Что касается правозащитной функции РФ, то она закреплена в признаии прав и свобод человека и гражданина, но и гарантирует их государственную защиту.

Международный аспект присутствует в иных внутрениих функциях российского государства, посколько становление демократической государствленности, создание многоукладой экономики, пробразования в идеологической, политической, бюджетно-финансовых сферах происходят в условиях динамичной трансформации системы современных международных отношений и существенной интеграции России в мировое сообщество. Так, вхождение нашей страны в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряжённости между государствами и поступательным преходом России к рыночным отношениям. Внешнеэкономическая функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.


Функция защиты государственного суверенитета от внешних посягательств базируется на Концепции национальной безопасности России и Военной доктрине Российской Федерации. Эти документы исходят из того, что оборонительный характер нашей политики в отставании государственной независимости, неприкосновенности и целостности российских границ предопределяется органическим сочетанием последовательной приверженности миру с твёрдой решимостью защищать национальные интересы и гарантировать военную безопасность России.

Возрастает значение функции участия российского государства в решении глобальных проблем человечества. Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН, входит в число стран, обладающих существенным политическим весом в мире, определяет одну из устоявшихся человеческих цивилизаций. Она участвует в большинстве уиверсальных программ, направленных на поддержание мира, целостности и безопасности государств, на международную защиту прав человека, борьбу с международным терроризмом и международной преступностью в целом.

3.2 Особенности формы государства в современной России

Конституция, устанавливающая форму правления в России в виде республики, утверждает её основной признак: формировани высших органов государственной власти, в том числе назначение главы государства, проводится на основе всеобщих выборов и на определённый срок. Однако в тесте Основного закона нет упоминания о том, какой же вид республики – президентской или парламентской – предлагается к устаовлению в стране.

Формально, исходя из конституционных положений, в России существует полупрезидентская республика, суть которой в существовании ряда парламентских ограничений роли главы государства, в частности, в отношении назначения премьер-министра и ответственности правительства. Однако сам президент Российской Федерации обладает весьма широкими полномочиями в законодательных и исполнительных сферах.

Роль главы государства проявляется в:

  • создании федеральных округов во главе с полномочными представителями президента в них, фактически контолирующими регионы;
  • пересмотре процедур формирования Совета Федерации с выводом из верхней палаты руководителей регионов;
  • создании Государственного Совета как коллегиального совещательного органа при Президенте, включающего всех глав субъектов;
  • отказе от прямых выборов руководителей регионов;
  • увеличении срока полномочий президента с четырёх до шести лет (при сохранении возможности переизбрания на новый срок).

Своеобразие Российской Федерации носит уникальный характер уже ввиду того, что её субъекты имеют различную юридическую природу и представлены в ней тремя видами:

а) национально-государственными образованиями – в виде республик (государств);

б) территориально-государственными образованиями в виде краёв, областей и городов федерального значения;

в) национально-территориальными государственными образованиями в виде автономной области и автономных округов.

Республики определены в Конституции РФ как государства и имеют собственную конституцию и право выбора её принятия, в то время как остальные субъекты (края, области, города федерального значения, автономные образования) имеют право на уставы.

В российском государстве присутствуют общие черты, присущие демократическому укладу общества, как-то:

  • многопартийность, основывающаяся на свободе деятельности не только правящих, но и оппозиционных партий;
  • регулярные выборы всех уровней, дающие возможность различным социальным слоям и группам, общественным объединениям граждан формально оказывать воздействие на государственную власть;
  • легитимность всенародно избранного главы государства;
  • установление ротации (законной смены) власти как доказательство приверенженности страны и её руководства демократическому стилю управления;
  • обеспечение свободы выражения мнений;
  • становление многоукладной экономики;
  • практика исполнения страной международных обязательств в области прав человека.[13]

В то же время в современном российском государстве:

  • отсутствует ввиду традиционно слабого гражданского общества устоявшийся механизм выработки общественно подержанных решений и их реализации;
  • не выработана форма правления, соответствующая современному состоянию государства и его общественной системы;
  • сдерживается действие цивилизованного права, в том числе законотворческими препонами, противоречивостью федерального и регионального законодательства, правовыми коллизиями всех уровней, низким правовым сознанием правоприменителя и населения в целом;
  • сохраняет свои границы и сферы влияния неправовое пространство, в котором выживает властно-элитная система, являясь источником нестабильности демократических устоев;
  • нарастает аппатия масс к политическим веяниям и тенденциям развития России.