Файл: Понятие и признаки государства (Сущность возникновения государства: его понятие и основные признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, классовые функции – это те направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени, выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть.[7]

Существуют следующие критерии классификации функций государства.

  1. В зависимости от продолжительности действия:
  • постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая);
  • временные (прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер; например, функция оказания помощи региону, где произошло землятрясение);
  1. В зависимости от значимости:
  • основные, например, функции охраны общественного порядка;
  • неосновные, к примеру, функция рассмотрения споров.
  1. В зависимости от принципа разделения властей:
  • законодательные (правотворческие);
  • исполнительные (управленческие);
  1. В зависимости от сферы осуществления:
  • Внешние;
  • Внутренние.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны – рисунок 1.3.

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Содействие по обеспечению международного мира

Оборона страны

Сотрудничество с другими государствами

Экономическое

Экологическое

Научно-техническое

Культурное

Рисунок 1.3 – Внешнеполитические функции государства

Функция обороны страны направлена на защиту суверенитета и территориальной целостности страны; состоит в поддержании уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности.

Функция содействия по обеспечению международного мира – предотвращение войн; участие в урегулировании международных конфликтов, процессах разоружения, сокращения химического и ядерного оружия.

Функция сотрудничества с другими государствами направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.

Внутренние функции – представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене.


Внутренние функции включают в себя следующие:

Экономическая функция – направление деятельности государства в сфере выработки экономической политики, установление экономических основ государства, управление объектами государственной собственности, концентрация и распределение финансовых средств, установление правовых основ рынка и таможенного режима.

Политическая функция – направление деятельности государства в политической сфере, обеспечение общественной и государственной безопасности, осуществление народовластия.

Социальная функция – установление социальных основ общества, то есть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (управление системой здравоохранения, социального обеспечения и благоустройства, регулирование отношений между национальными группами, общественными и религиозными объединениями и др.).

Идеологическая функция – управление развитием науки, образования, культуры, регулирование деятельности средств массовой информации, формирование общенациональной иделогии, охрана памятников истории и культуры.

Экологическая функция – обеспечение экологической безопасности граждан и государства.

В целом, вопрос об основаниях классификаций функций государства не имеет в науке однозначного решения. Предлагаются различные основания классификации: по значимости, по направленности (сфере распространения), по сферам общественной жизни, по характеру, по продолжительности осуществления.

Формы осуществления функций государства – это пути и приёмы их реализации, способы упорядочения органов государства, посредством которых реализуются его функции.

Выделяют две основные группы форм осуществления функций государства: правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства – это деятельность органов, связанная с изданием и реализацией юридических актов. К ним относится правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность.

Правотворческая форма – государственная деятельность по подготовке и принятию нормативно-правовых актов.

Правоисполнительная форма – государственная деятельность по реализации нормативных актов, управленческая деятельность.

Правоохранительная форма – государственная деятельность по контролю и надзору за соблюдением и исполнением норм, применение принудительных мер к их нарушителям.

Таким образом, как помечает Д.А. Липинский и Р.Л. Хачатуров, функции государства всегда наполнены каким-то конкретным содержанием и представляют собой определённые направления государственной деятельности.[8]


2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

2.1 Понятие формы государства и её виды

Как считает А.В. Васильев, форма государства представляет собой внешнее выражение государственной власти, её организацию, структуру и характер органов, их систему, взаимосвязь и взаимодействие друг с другом и с населением.[9]

Государство существует и действует только посредством своих органов. Поэтому форма государства наряду с его сущностью также является главной чертой государства как социального образования.

В отличие от сущности и содержания форма государства характеризует его внешние стороны, оболочку, в которой государство предстаёт перед обществом и окружающим миром. Форма государства непосредственно зависит от содержания государственной власти, т.е. структуры государственного аппарата и выполняемых им функций – рисунок 2.1.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Организация высших органов государственной власти

Форма правления

Совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Территориальное деление государства, взаимоотношения между его частями

Форма государственного режима

Форма государственного устройства

Рисунок 2.1–Основные элементы формы государства

В форме государства принято выделять три основных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим.

Каждый из элементов характеризует определённый аспект формы государства:

  • форма правления – особенности построения верховных органов государства;
  • форма устройства – территориальное деление государства, взаимоотношения между его частями;
  • политический режим – общий характер взаимодействия государства с населением страны.

Форма государственного правления – это элемент формы государства, определяющий порядок организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления служит основанием для классификации видов государств.


К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.

Различают две формы правления – монархию и республику, где в качестве критерия рассматривают положение главы государства.

Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

  • власть передаётся по наследству;
  • монарх правит бессрочно;
  • власть не зависит от волеизъявления населения;
  • монарх не несёт конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Монархии делятся на абсолютные и ограниченные.

При абсолютной монархии (неограниченной) вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, в ней отсутствуют представительные органы управления, единственным носителем суверенитета государства является монарх (до 1992- г. – Саудовская Аравия, до 1996-г. – Оман).[10]

Признаки абсолютной монархии:

  • единоличный исполнитель верховой власти;
  • пожизненное использование власти, наследственный порядок преемственности;
  • отсутствие юридической ответственности;
  • монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа.

При ограниченной монархии власть монарха сдерживает представительный орган – парламент (Великобритания, Япония, Испания, Дания, Швеция, Норвегия и др.).

Различают два типа ограниченной монархии:

1) дуалистическая – власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Кувейт, Марокко, Иордания и т. д.). Это промежуточная, переходная форма от абсолютной монархии к парламентарной;

2) конституционная (парламентарная) – власть монарха ограничена представительным органом, а правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Япония, Швеция и др.).

Признаки конституционной монархии:

  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика (от лат. res publica – общенародное дело) – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

  • выборность главы государства на определенный срок;
  • зависимость от избирателей (высшие органы государственной власти формируются избирателями);
  • юридическая ответственность главы государства.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляет сам президент (США). Министры в США составляют кабинет президента и имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично.

Президент наделен правом отлагательного вето (от лат. veto – запрет) на решения законодательного органа, имеет право самостоятельно издавать нормативные и индивидуальные правовые акты.

Президент избирается непосредственно народом либо независимо от парламента коллегией выборщиков (США). Он одновременно является главой государства и исполнительной власти (правительства).

Президентские республики – США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.

В парламентской республике правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, и подотчетно ему.

Президент в парламентской республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Обязанности президента обычно ограничиваются представительными функциями. Реальным главой государства является руководитель правительства.

Парламентские республики – Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.

2.2 Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определённые взаимоотношения между центральными и местными органами.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.