Файл: Нотариат и его роль в защите гражданских прав и охраняемых законом интересов (Нотариальная охрана и защита гражданских прав: исторический аспект).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ещё К.С. Юдельсон обращал внимание, что главная задача нотариата, помимо укрепления законности, – это предотвращение гражданских правонарушений. Например, удостоверение сделки не только создает убежденность в действительности приобретаемых прав и обязанностей, но и предотвращает возможное появление впоследствии правопрепятствующих, неизвестных ранее фактов и оспаривание подписи на документе, способных привести к правонарушению. В. Ф. Яковлев также пишет, что нотариальные действия дают «правовую определенность, достоверность и надежность».

В целях охранительного предотвращения нарушений гражданских прав нотариат предпринимает следующие действия:

  • удостоверение сделок и решений органов управления юридического лица;
  • обеспечение исполнения гражданско-правовых обязанностей (наложение и снятие запрещения отчуждения имущества; принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг);
  • управление охраной наследственного имущества.

В отличие от профилактических мер меры предотвращения нарушения гражданских прав предпринимаются при наличии потенциально реальной угрозы нарушения права в будущем. Поэтому такие меры намного ближе к строго охранительным, чем к регулятивным отношениям.

В научной литературе была предпринята попытка дефинирования понятия «превентивная деятельность в сфере нотариата», под которой предложено понимать «действия нотариуса или иного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий, направленные на многоплановое информирование и содействие в реализации правовых норм с целью правового прогнозирования и предупреждения юридических последствий, при наступлении которых в ближайшем или отдаленном будущем права и законные интересы субъектов правоотношений могут быть нарушены, а обязанности не выполнены»[34]. В.Н. Аргунов также писал: «Сущность нотариальной деятельности состоит в том, что она, имея удостоверительный, подтверждающий характер, юридически закрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможного нарушения»2.

Однако превенция может быть как профилактической, так и предотвратительной. Передача документов одних лиц другим как нотариальное действие само по себе никак не связано с будущими нарушениями прав и невыполненными обязанностями.

Очевидно, что охрана наследственного имущества и, например, хранение документов в гражданском обороте – это нотариальные действия не одного порядка, поэтому включать их в одну охранительную группу нецелесообразно. Хотя в целом все меры гражданско-правовой охраны направлены на предупреждение нарушений прав в сфере гражданского оборота.


На наш взгляд, необоснованным является вывод о том, что нотариат выполняет исключительно предупредительно-профилактические действия, «направленные на юридическое закрепление прав субъектов гражданско-правовых отношений и предупреждение их возможного нарушения»[35], поскольку ряд нотариальный действий прямо направлены на защиту уже нарушенных гражданских прав. Защита субъективных прав реализуется только после нарушения права. С учетом этого нельзя согласиться с тем, что, например, «нотариальное удостоверение сделок является обеспечением надлежащей защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц»[36]. К числу мер нотариальной защиты гражданских прав относят и выдачу свидетельства о наследстве[37], а также «составление письменного обязательства по использованию денежных средств материнского капитала»[38]. К мерам защиты авторских прав относят, например, удостоверение предъявления нотариусу рукописи[39].

При нотариальном удостоверении юридических фактов, выдаче свидетельств, удостоверении времени предъявления документа никакое гражданское правонарушение ещё не допущено, в применении мер защиты необходимости нет. Утверждение о том, что «нотариальная форма приобретает уникальную социальную ценность и значимость, поскольку используется для охраны прав и свобод граждан и организаций в различных отраслях государственно-правовой деятельности»[40] допустимо только при понимании охраны прав в самом широком смысле, включающем и защиту прав. А выводы о том, что «нотариат – это правозащитный институт, посредством которого гражданское общество под контролем государства защищает права и законные интересы граждан и юридических лиц прежде всего в сфере имущественных отношений и собственности» и о том, что «нотариальная деятельность – это деятельность особой системы органов, осуществляемая в целях защиты прав и законных интересов», а также о том, что защита – это «гарантия безопасности участников гражданского оборота», – верны только при понимании защиты права в широком смысле, охватывающем и охрану права.

Подчеркнем, что разграничение нотариальной охраны и защиты гражданских прав представляется крайне важным в методологическом плане для исследования нотариального порядка гражданско-правовой охраны и защиты. А.М. Васильев обоснованно обращал внимание на то, что «категории и понятия, сформулированные правовой теорией, выступают в качестве инструмента познавательной деятельности, способа понимания и фиксации достигнутых правовых знаний. Благодаря тому, что в них подытожены содержательные, предметные знания о правовой действительности, они являются ступеньками, по которым правовая наука движется к новым результатам в познании».


Мы также разделяем по этому вопросу мнение Г.В. Колодуб о том, что «категориальный аппарат для любой социально-гуманитарной науки, выступает опорным положением при организации процессов получения нового знания о явлениях, обнаруживаемых в соответствующих областях жизнедеятельности. При этом между категориальным инструментарием – формой знаний и жизненными явлениями – содержанием знаний, должна существовать диалектическая связь»[41].

При смешении понятий гражданско-правовой охраны и защиты права направление в познании нотариального порядка охраны и защиты будет ошибочным, не совпадающим с «жизненными явлениями».

Ещё с советского периода правовой науки сохраняется дискуссия о том, какие направления деятельности нотариата считать охранительными.

Так, Е.Н. Ковалева, критикуя классификацию нотариальных действий, предложенную З.А. Искендеровым, писала: «Так, например, третья группа нотариальных действий именуется «имеющие охранительное значение»… Между тем охранительное значение имеют все нотариальные действия, поэтому в эту группу с успехом можно включить весь полный перечень нотариальных действии…». М.Г. Авдюков и Л.И. Газиянц отмечали, что все нотариальные действия совершаются в целях охраны прав и интересов граждан. По мнению В.Н. Аргунова, «все без исключения нотариальные действия являются правоохранительными».

В современной юридической литературе ведется спор о правоохранительной или правозащитной природе нотариата. Например, В. В. Гошуляк пришел к выводу, что нотариат является правозащитным публично-правовым институтом, который оказывает квалифицированную юридическую помощь обеспечение защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, при этом «правоохранительные институты от правозащитных следует отличать как охранника и защитника, как правовую охрану (охрана закона в рамках закона) и защиту конкретных прав лица… Иначе говоря, если правоохранительные органы охраняют имущество от посягательств на него, то нотариат защищает право лица на это имущество, т.е. правоохранительные органы используют принуждение, а нотариат не использует»1. Очевидно, что критерии разграничения охраны и защиты не вполне обоснованы. И охрана, и защита происходят в рамках закона. Кроме того, нотариат вправе применять меры принуждения при защите нарушенных гражданских прав, в частности совершая протесты, исполнительные надписи, подлежащие принудительному исполнению. Сам автор в дальнейшем отмечает, что защита нотариусом права собственности проявляется в свидетельствовании бесспорных фактов и права, которое является «способом нотариальной охраны собственности».


Строгое разграничение категорий охраны (до нарушения права) и защиты (после нарушения права) позволяет выявить как превентивный, так и защитительный потенциал нотариального порядка гражданско-правовой охраны и защиты прав. Важно также отметить, что необходимость использования нотариальной защиты возникает при неисполнении гражданско-правовой обязанности, которая является «одной из базовых категориальных единиц гражданского права».

При нарушении гражданских прав нотариусы применяют следующие меры гражданско-правовой защиты:

  • совершение исполнительной надписи;
  • совершение протестов (векселя, чека).

Е.Б. Тарбагаева полагает естественным, что «гражданское законодательство не предусматривает способы нотариального воздействия на материальные правоотношения в числе способов защиты гражданских прав». Она также считает, что защита права и нотариальная форма охраны (содействие в осуществлении и предупреждении нарушения права) находятся в разных плоскостях, а нотариальная деятельность осуществляется только в рамках регулятивных правоотношений. Однако данные выводы представляются не вполне обоснованными.

Статья 12 ГК РФ, в которой закреплен перечень способов защиты гражданских прав, является с юридико-технических позиций открытой, так как допускает существование и иных способов защиты, предусмотренных законом. Совершение исполнительных надписей и протестов представляют собой именно способы защиты нарушенных гражданских прав, предусмотренных в ином законе – Основах. Безусловно, охрана и защита находятся в разных плоскостях, однако защита всегда реализуется в рамках охранительных правоотношений. Возможность принудительного исполнения исполнительной надписи и нотариальных протестов придает этим актам признаки государственного принуждения и позволяет квалифицировать их как способы защиты нарушенных прав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция роли нотариата в гражданско-правовой охране и защите нарушенных прав свидетельствует о том, что на современном этапе развития цивилистики, законодательства и правоприменительной практики назрела необходимость в признании самостоятельности нотариального порядка гражданско-правовой охраны и защиты гражданских прав и отграничении его от административного порядка (субъект которого охраняет и защищает гражданские права в порядке обжалования решений органов и должностных лиц по их иерархической подчиненности). Механизм нотариальной охраны и защиты гражданских прав имеет иную правовую природу.


В связи с вышесказанным полагаем, что необходимо изложить ст. 11 ГК РФ в новой редакции, заменив её название на «Формы защиты гражданских прав» и включив в нее новый пункт следующего содержания: «Защита гражданских прав осуществляется в судебной и внесудебной (административной, нотариальной, медиативной и др.) формах, а также в форме самозащиты».

Нотариальная охрана гражданских прав производится с целью укрепления устойчивости гражданского оборота и состоит в реализации нотариусом охранительных мер удостоверительного, обеспечительного и управленческого характера. Нотариальная защита субъективных гражданских прав состоит в принятии нотариусом по заявлению заинтересованного лица предусмотренных законом мер срочного характера, направленных на восстановление нарушенного права либо на пресечение действий, нарушающих субъективное право (либо создающих реальную угрозу его нарушения). К таким мерам гражданско-правовой защиты относятся: совершение нотариусом исполнительной надписи и нотариальный протест.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (от 28.03.2017 № 39-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (от 28.03.2017 № 39-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.

2. Специальная литература

  1. Агеева Е.Ш. Институт охраны и защиты прав предпринимателей: сравнительно-правовое исследование законодательств России и Англии. М.: Статут, 2015.
  2. Александров Н. Г. Законность и правоотношения в советском обществе. - М.: Госюриздат, 1955.
  3. Алешина Т.Е. Нотариальный процесс в рамках реализации охранительной функ-ции права // Правовая культура, 2016. - № 1 (24). - С. 97.

Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.

Вавилин Е. В. Субъективное гражданское право // Современное право. - 2007. - № 4. - С. 40.

Васьковский Е. В. Учебник гражданского права. - М.: Статут, 2003.

  1. Венедиктов А. В. Гражданско-правовая охрана социалистической собственности в СССР. М.– Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
  2. Гаврилова Ю.В. Роль нотариата в обеспечении равенства и справедливости // Права и свободы человека и гражданина: теоретические аспекты и юридическая практика: материалы междунар. науч. конф. Рязань: Изд-во Концепция, 2015. - С. 178–180.
  3. Герасимов А. В., Надтачаев П. В. Роль нотариата в современном гражданском праве // Вестник КрасГАУ, 2014. - № 12. - С. 277– 278.