Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Краткий анализ нормативного правового обеспечения взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В момент становления местного самоуправления в России государственная власть попыталась провести четкое разграничение полномочий между уровнями власти. Из-за передачи местным властям большого объема полномочий без соответствующих финансовых ресурсов муниципальные образования не в состоянии справиться с возложенными функциями.

Таким образом, желание органов государственной власти четко разделить полномочия всех уровней власти РФ не увенчалось успехом. Это обусловлено отсутствием в принятых на данный момент нормативно- правовых актах четкого понятия, что входит в государственные полномочия, а что в местные. Конституция Российской Федерации закрепила в себе организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике мы видим невозможность эффективного управления во всех сферах жизни общества без тесного взаимодействия обоих уровней власти2.

Более того, такая взаимосвязь обеспечивает продуктивность муниципальной политики, способствуя решению государственных задач посредством решения вопросов местного значения. К задачам относятся: укрепление политической системы, формирование условий, обеспечивающих реализацию и защиту интересов общества, укрепление основ народовластия, подготовка кадров для муниципальных органов [21, С. 30].

Выделяя местное самоуправление в отдельный социальный институт, государство наделяет его властными полномочиями, но при этом не наделяя его свойствами государственной структуры. В этом и заключается принцип децентрализации власти, который не просто позволяет сохранить целостность России, но и эффективно защитить общество и граждан, а также обеспечить гармоническое развитие духовных, культурных и экономических связей между всеми субъектами Российской Федерации. Безусловно, государство и местное самоуправление неразделимы, а попытки их разъединения впоследствии могут привести к разрушению самоуправления или, что еще хуже, государства.

Местное самоуправление должно рассматриваться только в совокупности с общим организмом всего механизма государственной власти, в состав которого оно входит, как составляющая часть единого целого. Такое взаимоотношение проявляется по следующим направлениям: в проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, формирование местных органов исполнительной власти, реализация предметов совместного ведения, организация работы по исполнению законов.


В настоящее время взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе ряда принципов: законности, самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий, сочетания интересов населения субъекта и соответствующего муниципального образования, обеспечения финансовыми и материальными ресурсами при реализации вопросов, требующих совместного решения, гласности, взаимной ответственности.

Далее рассмотрим основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

  • правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления;
  • разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления;
  • дальнейшее разграничение компетенций государственных органов и органов местного самоуправления;
  • обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления;
  • содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций;
  • защита прав граждан на осуществление местного самоуправления [11, С. 69].

Таким образом, в заключении можно сделать вывод, что органы государственной власти и органы местного самоуправления неразделимы, а значит, проблемы, возникающие при их взаимодействии должны совместно решаться обоими органами власти, при этом государство должно обеспечивать нормативную базу, четко разделяющую полномочия между данными органами, а также законодательно закреплять их самостоятельность.

В Московской области взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправление регламентировано отдельным нормативным правовым актом – Закон Московской области от 13.06.1996 № 27/96-ОЗ «О местном самоуправлении в Московской области» (принят решением Мособлдумы от 05.06.1996 № 14/92). Указанный документ основывается на положениях Конституции РФ, ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Московской области (подписан Губернатором МО от 11.12.1996 № 55/96-ОЗ, принят решением Мособлдумы от 05.11.1996 № 5/108 и решением Мособлдумы об отклонении заключения Главы Администрации МО от 04.12.1996 № 6/112).

По мнению С.Р. Зариповой законы, касающиеся организации местного самоуправления, составляют следующие блоки:

- правовые акты о местном самоуправлении;

- нормативные документы, касающиеся полномочий органов государственной власти по взаимодействию с «Советом муниципальных образований;


- законы, направленные на регулирование отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Исходя из такого деления, Московская область относится к первой группе.

В тексте правовых документов зачастую вместо термина ««взаимодействие» используют «межмуниципальное сотрудничество», под которым понимается создание Совета муниципальных образований, преследующего цель объединения ресурсов (финансовых, материальных и иных) и обеспечение решения вопросов местного значения и координации вопросов с государственной властью [19, С. 64].

В отличие от других регионов Московская область расширила действующий на ее территории закон «О местном самоуправлении» в области межмуниципального сотрудничества, в частности были выделены формы и методы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в Московской области:

  • создание совещательных органов для выработки решений по вопросам совершенствования местного самоуправления;
  • заключение соглашений о сотрудничестве;
  • оказание методического содействия в проведении Советом муниципальных образований Московской области мероприятий с участием органов местного самоуправления;
  • участие представителей органов государственной власти Московской области в деятельности Совета муниципальных образований Московской области и проводимых им мероприятиях;
  • привлечение Совета муниципальных образований Московской области к обсуждению проектов законов Московской области по вопросам местного самоуправления;
  • привлечение Совета муниципальных образований Московской области к обсуждению стратегии социально-экономического развития Московской области;
  • привлечение уполномоченных представителей Совета муниципальных образований Московской области к участию в работе органов государственной власти Московской области в качестве экспертных, консультативных и координационных общественных советов и групп по вопросам местного самоуправления; внесения предложений по развитию местного самоуправления и совершенствованию деятельности Совета муниципальных образований Московской области [15, С. 36].

Анализ нормативного правового обеспечения местного самоуправления в Российской Федерации позволяет сформулировать вывод о том, что в отдельных регионах отсутствуют специальные законы о взаимодействии органов государственной власти с органами местного самоуправления. Вместе с тем это не означает, что данные отношения регулируются Конституциями и Уставами субъектов.


2.2. Реализация положений об оказании транспортных услуг в нормативных правовых актах (на примере Московской области)

Ключевая роль общественного транспорта для развития любой терри­тории (страны, региона, города, района) очевидна в силу того, что мобиль­ность является важным параметром в формировании и оценке экономической и социальной ситуации. Интенсивное территориальное развитие, рост численности населения, расширение жилой застройки приводят к необходи­мости совершенствования и развития системы общественного транспорта.

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2018 г. № 1734-р с последующими изменениями и дополнениями, не­сомненно, делает акцент на том, что транспортное обслуживание играет од­ну из главных ролей в социально-экономическом развитии страны [7, С. 57].

В рамках областной государственной программы Московской области «Развитие транспортной инфраструктуры до 2022 года», утверждённой По­становлением Правительства Московской области 17.10.2017 № 863/38 «Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие инженерной инфраструктуры и энергоэффективности» на 2018-2022 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Московской области», и Постановление Правительства Москвы от 02.09.2015 № 408-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2013-2016 годы и на перспективу до 2020 года», одной из задач выступает организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Недостаточный уровень транспортного обслуживания населения, явля­ется главной проблемой в рассматриваемом вопросе. Основным законом, предметом регулирования которого является уста­новление системы организации взаимодействия власти и бизнеса в области пассажирских перевозок, выступает Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 № 220-ФЗ. Данная система строится на соглашении между органом местного самоуправления и перевозчиком на выполнение работ, связанных с осу­ществлением регулярных перевозок. Разработка Федерального закона № 220-ФЗ предусматривала, что в рамках его реализации будут соблюдены принцип: разумности государственного регулирования; экономии бюджетных средств; транспортной доступности населения[10, С.101].


Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ регламентирует процедуры регулирования отношений по обеспечению государственных и муниципальных нужд, определяя сис­тему заключения муниципальных контрактов в сфере транспорта, пресле­дуя ряд целей: достижение устойчивости транспортной системы России; установление социальной справедливости; эффективное планиро­вание бюджетных средств; стремление к прозрачности администрирования[22, С. 45].

Механизм, созданный государством в области регулирования пассажир­ских перевозок, по сути, не является оптимальным в силу отсутствия воз­можности учёта долгосрочного развития пассажирских перевозок между пуб­личным партнёром в лице органа власти, курирующего организацию перево­зок, и частным партнёром в лице представителей бизнеса (перевозчиков).

Предлагаемый механизм в рамках закона о закупках для государственных и муниципальных нужд не позволяет заключать контракты на длительный период, в связи с чем инвесторы не готовы оперативно реагировать на возникающие проблемы в сфере пассажирских перевозок, не ориентированы на стабильность, которая при предложенном механизме отсутствует, не мотивированы на создание качественной транспортной инфраструктуры. Федеральные законы о регулярных перевозках и закупках для муниципальных нужд устанавливают жёсткие требования к перевозчикам, в связи с чем создание комфортных транспортных услуг не является для них приоритетом.

Таблица 1

Сравнительный анализ нормативных правовых актов в рамках транспортного обслуживания [23, С. 45]

Критерии

Федеральный закон № 220-ФЗ

Федеральный закон № 224-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ

Государственное регулирование

разумно, но без механизма учёта последствий при принятии решений органами власти

разумно, но без конкретно­го механизма реализации

неразумно вследствие нали­чия существенной нагрузки на бюджет, но при эффективном их планировании

Механизм расходования бюджетных средств

экономия бюджетных средств

экономия бюджетных средств

расходование бюджетных средств

Гибкость развития транспортной системы1

транспортная доступность населения при постоянном развитии транспортной системы

транспортная доступность населения при постоянном развитии транспортной системы

достижение устойчивости транспортной системы

Организация сотрудничества между властью и бизнесом

ориентация на заключение долгосрочных договоров

ориентация на заключение долгосрочных договоров

ориентация на заключение краткосрочных контрактов

Степень прозрачности администрирования

отсутствие прозрачности администрирования

стремление к прозрачно­сти администрирования

стремление к прозрачности администрирования

Изменение существенным условий договора / контракта

подлежат изменению

подлежат изменению

не подлежат изменению

Механизм учёта последствий при принятии решений органами власти

отсутствует

имеется

имеется

Механизм конкуренции

имеется

имеется

имеется