Файл: Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: проблемы и механизмы оптимизации (Краткий анализ нормативного правового обеспечения взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При такой сложившейся на сегодняшний момент ситуации за короткий период работы в рамках муниципального контракта представителей бизне­са, в первую очередь, интересует максимальная прибыль. Следовательно, потребители остаются неудовлетворенными качеством предоставляемых транспортных услуг, а власть - реализацией целей и задач, отражённых в муниципальных программах.

Представим результаты проведённого сравнительного анализа между нормативными правовыми актами в целях подтверждения точки зрения о несовместимости вышеуказанных федеральных законов.

Послание Президента Российской Федерации в качестве одного из клю­чевых направлений содержит укрепление доверия между властью и бизнесом, улучшение делового климата в стране. Аналогично, в Послании Губернатора Московской области в качестве генеральных задач выделяют мобилизацию предприятий к укреплению деловой активности всего московского сообщества, решению которой должно способствовать партнёрство. Данный вид взаимоотношений можно реализовать посредством Федерального закона «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 224-ФЗ.

Становится очевидным, что у основного закона о перевозках и закона о партнёрстве гораздо больше совпадений с точки зрения реализации. И поэто­му предлагаем модель взаимодействия участников системы городского транс­портного обслуживания, основанную на принципах партнёрства.

Необходимо учитывать, что основными критериями предлагаемого вида партнёрства выступают:

  • долгосрочный характер;
  • распределение рисков и ответственности между участниками;
  • полное или частичное финансирование объекта соглашения част­ным партнёром.

В табл. 2 представлены основные проблемы и предлагаемые решения, касающиеся работы в рамках «партнёрской» модели.

Таблица 2

Предлагаемые варианты разрешения противоречий в рамках организации работы пассажирского транспорта (авторский подход) [24, С. 17]

Постановка проблемы

Способ решения проблемы

Опасность перераспределения рисков в ущерб государству

Справедливое регулирование рисковой ответственности

Нечестность намерений представите­лей бизнеса

Организация конкурсных процедур с установлением параметров качества

Асимметричность информационных потоков в процессе взаимодействия

Конкретизация механизмов взаимоотношений путём подготовки нормативных документов на муниципальном уровне

Наличие тарифных ограничений для бизнеса

Предоставление возможности перевозчикам производить перевозки путём расчёта экономически обоснованных затрат

Расходование бюджетных средств

Отказ от положений №° 44-ФЗ в силу наличия противоречий с положениями основного закона о перевозках

Изменение существенных условий контракта

Отказ от положений № 44-ФЗ, находящихся в противоречии с основным законом о перевозках

Отсутствие механизма реализации партнёрства

Регламентировать указанный механизм


Таким образом, приходим к выводу, что в целях разрешения вышеотмеченных противоречий целесообразно внести поправку в закон о закупках о необязательном использовании исключительно его положений в целях обеспечения муниципальных нужд. Данная поправка предоставляет возможность работы органов власти и организаций-перевозчиков в рамках партнёрства, ориентированного на долгосрочную перспективу развития (заключение долгосрочных контрактов на выполнение работ на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа). Кроме того, предоставить возможность перевозчикам устанавливать экономически обоснованные тарифы на оказание услуг по перевозке пассажиров. И, наконец, в рамках регулирования вопросов, кассающихся распределения рисков, изменения условий контракта и регулирования механизма партнёрства (рис. 2), органу местного самоуправления необходимо разрабатывать дополнительные муниципальные нормативные правовые акты.

В качестве ключевой идеи представлен переход на качественно высокий уровень оказания услуг населению на фоне сохранения интересов всех за­интересованных участников. В качестве предоставляемых транспортных услугах заинтересованы все участники, в особенности, в новом механизме - модели в форме партнёрства.

Построение модели осуществлено с учётом особенностей законодатель­ства, выраженных как в сходных положениях, так и в различиях, отобран­ных

В соответствии с ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоя­тельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

В то же время, как нам представляется, для более широкого вовлечения граждан в различные формы осуществления местного самоуправления приоритет должен быть отдан изучению положительного опыта деятельности органов ТОС как на уровне муниципального образова­ния, так и сельского населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием.

Сегодня большинством авторов признается, что ТОС как форма самоорганизации граждан является исключительно гибкой и максимально приближенной к населению. На уровне ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ закреплены следующие ее характерные черты:

  • возникает только по инициативе граждан;
  • присутствует многообразие уровней;
  • возможность иметь статус юридического лица.

Из этого следует, что ТОС отводится ведущая роль в системе местного самоуправления. И со временем ТОС станет массовой формой вовлечения населения в систему МСУ и выступит источником формирования и развития гражданского общества посредством объединения частных и групповых интересов, связи членов местного сообщества [12, С. 68].

Именно поэтому вопросы создания и деятельности ТОС в Московской области находятся в постоянном внимании Московской областной Думы. Городское население менее активное – в городе 3 органа ТОС. Важным направлением их деятельности стало осуществление общественного контроля за техническим использованием и ремонтом муниципального жилищного фонда; ходом подготовки жилищного фонда к работе в осенне-зимний период.

Также для этих ТОС характерна хозяйственная деятельность по благоустройству территории, поэтом они наделены правами юридического лица.

Органы ТОС проводят активную работу по организации на своей территории работ по обустройству придомовых и дворовых территорий, осуществлению общественного контроля за вывозом мусора, а также по участию в осуществлении мер пожарной безопасности, содействию в оказании помощи различным категориям граждан, имеющим право на льготы.

Согласно этому решению о порядке оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, решением городской Думы на той территории, где создан орган ТОС, администрация принимает решение об оказании материальной помощи с учетом мнения органа ТОС.

Кроме того, между администрацией округа и органами ТОС, наделенными правами юридического лица, заключены договоры и соглашения. Согласно этим договорам (соглашениям), деятельность ТОС направлена на осуществление хозяйственной деятельности, касающуюся благоустройства территории, направленную на удовлетворение своих потребностей как за счет средств самих граждан, так и на основании договора, который заключен между органами ТОС и администрацией городского округа с использованием средств муниципального бюджета.

Заключение

Значимой проблемой является передача муниципальным образованиям государственных функций с необходимыми для их выполнения финансовыми ресурсами. Фактически функции передаются, а средства для их реализации – нет. В этой связи целесообразно привлекать к ответственности должностных лиц, которые, передавая подобные полномочия, не передают финансовые ресурсы для реализации этих полномочий.


Подводя итоги вышеизложенного, решить обозначенные проблемы возможно путем принятия федерального закона, регламентирующего принципы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления.

Повышение уровня политической культуры населения, формирование его политической активности в решении вопросов местного значения возможно посредством его вовлечения в процесс принятия решений по вопросам обеспечения жизненно важных интересов муниципального образования. Финансовой самостоятельности муниципального образования будет способствовать перевод в местные налоги налога на недвижимость и единого налога на вмененный доход для всех видов деятельности.

Библиография

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. - 1993. - № 237.
  2. Европейская хартия местного самоуправления ETS №122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - №36. Ст. 4466.
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822; Далее по тексту – ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон № 131-ФЗ от 06 окт. 2003 г. (в ред. от 03.02.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.
  5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения»: постанов. Правительства РФ № 307 от 15 апр. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. I), ст. 2153.

Литература:

  1. Бобачев И. В. К вопросу о территориальном устройстве местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 66-72.
  2. Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления: стенограмма парламентских слушаний. URL: http://iam.duma.gov.ru/№ode/874388
  3. Государственная власть и (или) местное самоуправление: в поиске оптимальной модели взаимоотношений / Н.С. Бондарь, А.А. Джагарян // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - №24.
  4. Дахин, В.Н. Кризис институтов представительной власти в России / В.Н. Дахин // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики / под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: МВШСЭН, 2016. - С. 52-57.
  5. Дементьева, О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность / О.А. Дементьева // Законодательство и экономика. - 2013. - №2. - С. 5-16.
  6. Иванова Е. Ю. Территориальное общественное самоуправление в сельских поселениях: проблемы деятельности и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 74- 76.
  7. Костюков, А.Н. Местному самоуправлению нужна новая государственная защита / А.Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №12. - С. 51-54.
  8. Костюков, А.Н. Реформа в никуда... / А.Н. Костюков // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №4. - С. 58-63.
  9. Матвиенко, С.В. Конституционно-правовые основы местных бюджетов / С.В. Матвиенко // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - №4. - С. 67-69.
  10. Миронов, Н. Местное самоуправление: незавершенный проект. Была ли реализована правительственная концепция муниципальной реформы? / Н. Миронов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2018. - №2. - С. 145-161.
  11. Пешин, Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели: монография / Н.Л. Пешин. - М.: Статут, 2017. - С. 230.
  12. Пешин, Н.Л. Дуализм муниципальной власти / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - №24. - С. 17-22.
  13. Пешин, Н.Л. Муниципальная власть: понятие и содержание / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - №9. - С. 14-17.
  14. Полещенко, Д.А. Государственная власть и местное самоуправление в Российской империи и Российской Федерации / Д.А. Полещенко // Журнал российского права. - 2015. - №11. - С. 100-108.
  15. Прудентов, Р.В. Проект рамочной программы реформ в сфере местного самоуправления в России / Р.В. Прудентов // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - №4. - С. 64-70.
  16. Сергеев, Д.Б. Вторичная (постоянная) легитимизация местного сообщества в рамках муниципального образования / Д.Б. Сергеев // Российский юридический журнал. - 2013. - №2. - С. 82-90.
  17. Сунцов А. П. К вопросу о принятии и сущности независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Академический юридический журнал. 2013. № 3. С. 24-29.
  18. Тихонов, Д.В. Пути решения проблемы укрепления собственной доходной базы муниципальных образований (на примере Нижегородской области) / Д.В. Тихонов // Административное и муниципальное право. - 2013. - №9. - С. 62-66.
  19. Усманова, Р.М. Влияние политических традиций на организацию муниципальной власти / Р.М. Усманова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - №9. - С. 11-17.