Файл: Понятие и классификация функций государства (Правовые формы осуществления функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема разграничения правовых и неправовых форм реализации функций государства является актуальной тогда, когда при рассмотрении государства в качестве политической организации общества встает вопрос о том, каким способом данная организация осуществляет свое воздействие на общественные отношения. Проблема разграничения правовых и неправовых функций государства возникает тогда, когда ставится вопрос о закономерностях функционирования данной организации в ее неразрывной связи, взаимной обусловленности с системой права. В свою очередь, обозначенный вопрос оказывается актуальным в ситуации, когда возникает потребность отграничения функциональных характеристик, относящихся к государству, рассматриваемому в правовой плоскости, в рамках правовой теории, от тех функциональных особенностей, которые характеризуют государство в политическом аспекте и значимы для политической теории.

В теории государства и права сложилась устоявшаяся позиция относительно того, что функции государства - это основные направления его деятельности. Государство, в рамках реализации своих функций, само определяет направления деятельности, круг вопросов, лиц, уполномоченных осуществлять соответствующие действия, и лиц, в интересах которых осуществляются определенные действия. При этом под формами осуществления функций государства принято понимать следующие виды деятельности: законодательная, судебная, контрольно-надзорная, правотворческая, правоприменительная, оперативно-исполнительная, правоохранительная, организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая деятельность.

Наряду с определенной деятельностью, осуществляемой в целях реализации своих функций, каждое государство также предоставляет и услуги, которые в Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[1] определены как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.


Понятие формы государства включает в себя множество всех его признаков, которые отображают как сам порядок образования и организации государственных органов, территориальный состав государства, так и те методы, приёмы, при помощи которых государственная власть осуществляется. Другими словами, это политическая власть, которая в стране является главной на данный момент, политический режим, который она установила. Поэтому именно от формы государственного правления зависит, по большому счёту, политическая жизнь общества, а также работоспособность институтов государственной власти.

Понятие и элементы формы государства связаны с такими малозначительными на первый взгляд факторами, как природно-климатические условия страны, национальное, историческое, религиозное своеобразие, уровень общественной культуры и др. Например, наличие больших территорий и пёстрый национальный состав населения, проживающего на них, стали предпосылками для федеративной формы правления в современной России, которая так и называется: Российская Федерация.

Цель работы – исследовать формы осуществления функций государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие формы осуществления функций государства;
  • ознакомиться с правовыми формами осуществления функций государства; 
  • выявить организационные формы осуществления функций государства. 

Объект исследования курсовой работы – формы осуществления функций государства.

Предметом исследования - общественные отношения, связанные с рассмотрением форм функций государства.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие формы осуществления функций государства


Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства.

На сегодняшний день в современных юридических изданиях можно увидеть до нескольких десятков дефиниций функций государства. Большинством правоведов это понятие рассматривается в качестве основополагающих направлений работы государства, которые одновременно выражают его социальное назначение и сущность. При толковании слова «функции» правоведы также используют такие термины, как управление, цели, воздействие, задачи, таким образом отождествляя их с деятельностью государства. Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят. Вместе с тем функции государства – это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества. [2]


Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма. Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы.

Функции государства в обществе трактуются разными правоведами различно и многообразно. Столь же многообразны и признаки функций государства. Если объединить все определения признаков и отразить в них все условия, то можно прийти к следующему. В функциях стран разнообразных исторических видов обнаруживаются и объективизируются свойственные им особенности и закономерности формирования, динамика общественно-экономических, общественно-политических и духовных преображений в жизни общества. [3]

В функциях материализуется и открывается активная служебная миссия как главнейшей части надстройки по отношению к собственной основе, осуществляется многоплановое фактическое функционирование внутри государства и на международной арене. Функции Российского государства натурально высказывают и реально конкретизируют его классовую и человеческую суть. Их смысл предусматривает классовые, массовые, национальные и личные интересы членов общества.

Функции государства, понятие, содержание, классификация которых меняются в зависимости от этапа развития страны, появляются и формируются соразмерно его историческим задачам и целям. Федерация исполняет свое общественное предназначение путем претворения в жизнь подобающих ему функций, представляющих собой стабильно сформировавшиеся ключевые курсы его деятельности.

С целью упорядочения весьма многочисленных и разнообразных функций, возложенных на государство, было произведено их деление на виды. Понятие и классификация функций государства помогают отделить одну функцию, нацеленную на свершение какой-либо миссии, от другой, у которой эта цель совсем иная. В системе государства и права полагается разделять их на следующие виды. Социальная значимость. Функции государства в данном случае подразделяются на основные и производные. Первые при этом имеют приоритетное значение при их выполнении. К ним относится социальная функция, экологическая и экономическая. Производными называются функции дополняющие главные. Например, развитие научной деятельности является производной функцией от социальной. По сфере деятельности их можно разделить на 2 функции государства – это внутренние и внешние. [4]


Из самих названий этих видов можно понять, что внутренние функции предназначены для решения каких-то целей и задач внутри страны, они оказывают непосредственное влияние на общество внутри государства. К таким относятся социальные, экономические функции, охрана правопорядка, развитие здравоохранения и т. п.

К внешним же относится всевозможная деятельность по сотрудничеству с другими государствами. Среди внешних функций можно отметить оборону государства, деятельность, направленную на поддержание мира и другие. Третье деление функций происходит по продолжительности их действия. Они могут быть как временные, так и постоянные. Временные функции, в отличие от постоянных, осуществляются какой-то определенный промежуток времени. С окончанием этого промежутка надобность в них отпадает.

Как правило, временные функции осуществляются в какие-то переходные этапы. Постоянные же, наоборот, реализуются долгое время. Без их осуществления может нарушиться государственный порядок. Понятие и классификация функции государства, примеры направления его деятельности достаточно многообразны. Так, к постоянным относятся экономическая функция, охрана правопорядка, налоговая и другие функции. И, хотя дробление функций государства разнообразно, наибольшее применение как в юридических трудах, так и в других областях отдается функциям, подразделенным по критерию сферы деятельности.

Уже со второй половины прошлого столетия экономическая функция стала считаться одной из основных. Понятие и классификация функции государства и права в экономической области, ее значение на сегодня весьма велики. Осуществляя эту функцию, государство регулирует экономические процессы, выстраивает темпы экономического роста. Таким нововведением стал являться государственный сектор экономики, при котором государство предстает в роли предпринимателя.

На сегодняшний день существует достаточно много коммерческих организаций, в которых государство или является единственным учредителем (акционером), или имеет значительную долю участия.[5]

Основные задачи, встающие перед страной в экономической сфере – это надзор за соблюдением требуемых правил; охрана интересов игроков финансового оборота; определение главных правил в экономике; реализация экономической деятельности; координация взаимоотношений участников; помощь негосударственным предприятиям, выраженная в поддержке.

Многие юридические работы, посвященные этой экономической функции государства, понятие, содержание, классификация которой весьма многогранны, содержат главные направления решения вышеперечисленных задач. Это: выстраивание заинтересованностей российских обществ на внутреннем и всемирном рынках, формирование условий для зарубежных вложений; централизованная инвестиционная стратегия; помощь стратегическим и общественно значимым производствам; разгосударствление, демонополизация и руководство государственным состоянием; структурная реорганизация российской экономики; образование правовых начал управления экономикой и другие.[6]


Функции современного государства включают в себя социальную функцию. Экономическая функция тесно взаимосвязана с социальной. Так же, как и первая, она довольно многообразна, а если исходить из ее объема деятельности, проводимой государством, то достаточно масштабна. Наиболее важнейшей целью этой функции является снятие социальной напряженности, уравнивание социального положения всех граждан. Также она преследует и другие цели, среди которых - развитие здравоохранения, культуры, образования и прочее.

Меры государства, направленные на реализацию этой функции, а соответственно, на достижение поставленных задач, осуществляются в виде создания специальных фондов, денежные средства которых направляются на развитие той или иной отрасли. Государством разрабатываются всевозможные программы, направленные на стабилизацию занятости граждан, на снижение безработицы.

В отдельных случаях государством выступает регулятором, устанавливая размеры минимальной оплаты труда для граждан. Среди нормативных актов, призванных обеспечивать функции и задачи государства в социальной сфере, следует отметить законодательство о семье, об охране здоровья, о социальном и пенсионном страховании и многие другие. Культура, наука, образование Понятие и классификация функций государства включают в себя осуществление деятельности не только в экономике и социальной сфере. Государство призвано поддерживать не только эти области, но и прикладывать все усилия по развитию культуры. [7]

Среди таких направлений его деятельности отмечается поддержка развития телевидения, литературы, театра, архитектуры, музыки, сохранение памятников, заповедников, музеев и т. п. Помимо культуры, государство обязано реализовывать мероприятия по научному, техническому прогрессу, что выражается в спонсировании разнообразных исследований. В части образования государство регулирует отношения посредством законов об образовании, о физической культуре и т. д.

Понятие и классификация функций государства дополнились еще одним важным направлением. С недавнего времени экологическая функция страны стала одним из приоритетных векторов ее деятельности. Она заключается в принятии и реализации программ, направленных на охрану окружающей среды, в разработке таких программ как в федеральном масштабе, так и на уровне субъектов федерации, в регулировании природопользования, постановке экологических нормативов, надзоре за соблюдением гражданами и организациями законодательство, охраняющего природу.