Файл: Понятие и классификация функций государства (Правовые формы осуществления функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законодательных актов, регламентирующих деятельность в области охраны природы, много, а основными считаются Конституция и законы о недрах, об охране окружающей среды, о радиационной безопасности и другие.

Охрана правопорядка - эта функция является неотъемлемой в любом правовом государстве. Она включает в себя защиту граждан и организаций от противоправных посягательств, охрану их прав и интересов, борьбу с преступностью, защиту собственности, профилактику правонарушений и преступлений. Если государство является демократическим, то функция охраны правопорядка будет стоять у него на первом месте. В такой стране соблюдение прав и свобод граждан – приоритетное направление деятельности.

В России Конституцией признаны эти права и свободы, они провозглашены верховной ценностью государства, а их защита считается прямой обязанностью государства.

Внешние функции. Деятельность по решению каких-либо внешнеполитических задач – это внешние функции государства. Понятие, признаки, классификация этих функций также рассматриваются многими правоведами. Примечательно, что они изменяются вместе с переменами, происходящими в мире. Так, буквально за заключительные два десятка лет одни из внешних функций отпали, другие, напротив, усилились. Среди отпавших можно указать, например, функции по сотрудничеству со странами, в которых развивается социализм, мероприятия по предоставлению помощи развивающимся государствам. И наоборот, такие функции, как оборона страны, сотрудничество для установления и поддержания мира, получили более приоритетное значение.

Оборона Российского государства в настоящее время занимает самую значительную позицию во всей внешней политике. Она не только претерпела изменения в ее содержании, но и получила новую законодательную основу. Так, государством приняты законы об обороне, о статусе военнослужащих и другие. С целью реализации рассматриваемой функции государством проводится модернизация армии, разведка и контрразведка, сотрудничество с иными странами в военной сфере и другие мероприятия. С целью поддержки мира на всей планете Россия устанавливает тесные контакты с многочисленными государствами, участвует во всевозможных ассамблеях, совещаниях, организациях, иных межгосударственных мероприятиях, направленных на нераспространение оружия массового поражения, уменьшение количества ядерного оружия, борьбу с терроризмом. Кроме перечисленного, к внешним функциям РФ относятся и мероприятия, направленные на вхождение в мировую экономику, разрешение различных глобальных вопросов совместно с остальными государствами. [8]


Представители страны входят в международные организации, решающие проблемы в области экономики, торговли, труда, техники, на них возложены миссии по предупреждению и ликвидации результатов крупнейших катастроф, происшедших в экологии и т. п.

Попробуем ориентироваться по следующему алгоритму. Согласно ему, виды форм осуществления функций государства можно классифицировать так:

1. Активности правотворческого характера. В рамках них тесно пересекаются функции государства и права. Активности, о которых идет речь, подразумевают деятельность органов власти, связанных с созданием и реализацией законов. Данная форма очень близка к понятию «функция» правотворческого характера, определение которой мы дали в начале статьи. Мы можем придержаться той самой первой точки зрения, что отождествляет данные два термина. Но также есть вариант - разграничить их. В этом случае активности правотворческого характера будут не «задачей» государства, а механизмом решения другой. А именно той, что являет собой издание законов и норм. Отсюда следует, что есть задача - издавать источники права, это функция государства. А есть механизм ее решения - соответствующие активности (выпуск законов, парламентские слушания, экспертные оценки и т.д.). Это уже правотворческая форма осуществления функций государства.

2. Организационные активности. Схема формы осуществления функций государства, о которой идет речь, в свою очередь, достаточно близка к деятельности исполнительных органов власти. Разница, однако, будет четко видна, если мы классифицируем соответствующие формы. Основные формы осуществления функций государства, что относятся к организационным, согласно распространенной точке зрения, можно делить на следующие категории: - регламентирующая деятельность; - хозяйственные активности; - идеологическая работа. На примере этой классификации мы можем проследить, посредством каких «инструментов» решаются соответствующие задачи, что стоят перед государством. В свою очередь, активности правотворческого характера во многом могут пересекаться с деятельностью организационного типа. Например, в процессе правоприменительной практики или правоохранительной деятельности соответствующих органов власти.

Таким образом, понятие и классификация функций государства могут определяться по мере поступления каких-либо важных задач. В свою очередь, эти цели и задачи могут быть различны и зависят от этапа развития самого государства. Вместе с тем наиглавнейшей миссией и целью любой страны, в том числе и РФ, должно быть обеспечение благополучия людей, проживающих на ее территории. Развитие функций государства в этом направлении - приоритетная задача.


Глава 2. Правовые формы осуществления функций государства

В настоящий момент государство – единственный легитимный и поддерживаемый на международном уровне способ существования большой общности людей. Благодаря ему большие и малые социальные группы активно взаимодействуют, развиваются и удовлетворяют свои потребности.

Любое государство обладает определенным перечнем функций. Как правило, они одинаковы для большинства стран, но некоторые из них зависят от организационно-правовой формы, территориального устройства, а также статуса. Невозможно представить общество без определенного воздействия на него государством, его регулирования, в том числе с помощью законов.

Так, именно властные органы любой страны призваны не допустить анархию, правовой нигилизм в обществе, революции, притеснения каких-либо слоев населения или отдельных граждан, защитить свои границы и свой народ, обеспечить суверенитет и суверенность.

Формы осуществления функций государства – это такое внешнее выражение деятельности, посредством которого реализуются задачи, достигаются цели. Таким образом, органы власти реализуют свои полномочия, выстраивают определенную политику, выстраивают единое, целостное и развивающееся общество. Формами осуществления функций государства являются правовые и организационные. Подробнее остановимся на каждой из них.

Правовые формы осуществления функций государства призваны обеспечить законность и порядок, соблюдение прав и конституционных свобод, построение такого общества, которое опиралось бы на признание права. Такие формы связаны с юридической деятельностью органов власти, при этом следует отметить, что они не присущи какой-то конкретной ветви власти или возложены на нее преимущественно. Исполнительная, законодательная и судебная ветви власти в равной степени задействованы в реализации функций, разница лишь в том, что каждая ветвь работает в рамках своих компетенций. Выделяется несколько видов правовых форм.

Правотворческая. Такая деятельность государства, которая своей целью имеет создание правовой нормы, построение единой законодательной системы, будет называться правотворческой, или, имеется еще более узкое понятие, законотворческой. Таким образом, органы, наделенные в соответствии с Конституцией законодательной инициативой, а равно органы местного самоуправления, законодательные собрания субъектов, имеют право принимать непосредственное участие в выборе юридической судьбы государства и его граждан или отдельной области, республики, края.


Право-исполнительная. Остальные правовые формы осуществления функций государства опираются именно на исполнительную. Благодаря ей реализуются положения нормативно-правовых актов, решений судов, предписаний и прочих необходимых для исполнения указаний закона, или отдельного органа. Данная функция обеспечивает реальность и реализацию заложенных идей и принятых направлений.

Судебная. Это специальная функция по осуществлению правосудия. Любое решение суда в Российской Федерации принимается и провозглашается от имени государства. Одно из важнейших направлений деятельности властных органов вообще, потому как с его помощью поддерживается законность и правопорядок. Стоит отметить, что судебной властью обладает только судебная ветвь, поэтому никакой иной орган, помимо судов общей юрисдикции, арбитражных и третейских, не вправе разрешать конкретные юридические споры с применением или возможностью применения государственного принуждения для реализации своего решения.

Глава 3. Организационные формы осуществления функций государства 

В подходах ученых прослеживается ситуация неоднозначности в процессе классификации форм осуществления функций государства, что побуждает к их дальнейшему исследованию.

Неправовые формы деятельности государственных органов жестко не «привязаны» к правотворчеству, реализации права и правовым последствиям в их традиционном понимании. Широко распространенные в практике деятельности государственных органов совещания, инструктажи не порождают для их участников новые субъективные права и юридические обязанности. Влияние права здесь проявляется в процедурно-процессуальном аспекте. Выделяются следующие организационные формы деятельности государственных органов:[9]

— организационно- регламентирующая форма;

— организационно-идеологическая форма;

— организационно-хозяйственная форма.

Организационные формы осуществления функций государства- вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства.


Организационные формы характеризуют разнообразную организаторскую деятельность, которая может иметь место при осуществлении той или иной функции государства. Обычно об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде. Некоторые исследователи выделяют такие организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую.

Организационно-регламентирующая – направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов. Организационно-хозяйственная – призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению. Организационно-идеологическая форма – как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости. [10]

В свете изложенных соображений, не самыми удачными представляются попытки некоторых отечественных ученых-правоведов выделять, например, «правовые» и «неправовые» формы; «правовые» и «организационные» формы; «правовые» и «фактические» формы.

Используемые здесь термины не совсем точно отражают природу явлений, которые они призваны обозначать. Все формы деятельности государственных органов в той или иной степени имеют юридическую окраску. В этой связи, в рамках данного подхода, по-нашему мнению, их следовало называть «специально-юридическими» и «вспомогательно-юридическими» формами.

Первая группа форм была обозначена нами как специально-юридические формы. Юридическую составляющую форм деятельности государственных органов ученые- правоведы заметили достаточно давно.

Отделяя между собой формы осуществления функций государства определенными рамками, критериями такого отделения могут выступать: назначение государственного органа, характер осуществления и объем государственно-властных полномочий, роль данной формы в деятельности государства как единого целого.

Рассматривая формы деятельности государства по осуществлению его функций, предлагается выделить наиболее общие основания и вместе с тем отдельные специальные основания классификации, связывали каждую из форм осуществления функций государства - деятельность высшей и местной государственной власти, государственного управления, правосудия и прокурорского надзора - с деятельностью специально созданных государственных органов.

В основу этой схемы, по сути, положено разграничение государственных органов. Впрочем, в связи с государственными процессами, происходящими в России, роль местной власти значительно выросла, поэтому, учитывая конституционные нормы, такую классификацию следует считать на сегодняшний день не совсем корректной.