Файл: Понятие и классификация функций государства (Правовые формы осуществления функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В теории государства и права сложилась устоявшаяся позиция относительно того, что функции государства - это основные направления его деятельности. Государство, в рамках реализации своих функций, само определяет направления деятельности, круг вопросов, лиц, уполномоченных осуществлять соответствующие действия, и лиц, в интересах которых осуществляются определенные действия.

После краткого знакомства с господствующими в современной юриспруденции позициями в отношении природы форм деятельности государственных органов перейдем к рассмотрению известных вариантов их классификации. Последняя, в данном случае, призвана выступать, во-первых, в качестве способа систематизации и упорядочения накопленных представлений о рассматриваемом феномене, во-вторых, как значимая методологическая предпосылка его дальнейшего комплексного научного анализа.[11]

Выделяя формы осуществления функций государства с данной точки зрения, исследователи принимают за основу специфическую деятельность отдельных групп государственных органов, которая определяется их правовым статусом и положением в системе органов, составляющих механизм государства. Такая деятельность имеет четко определенные правовые рамки и юридические последствия. Однако бесспорным является тот факт, что она содержит и организационную и техническую составляющие. Поэтому рассматриваемые законодательная, исполнительная, судебная и контрольно-надзорная формы являются правовыми формами осуществления функций государства, тесно переплетенными с организационными. Анализируя научные источники, содержащие взгляды ученых относительно правовых и организационных форм осуществления функций государства, следует учитывать отношение исследователей к их соотношению. По этому поводу в научной среде существует ряд противоречивых суждений, в том числе и о целесообразности выделения организационных форм осуществления функций государства.

В частности, В. Петров вообще отрицал существование «чисто фактических» форм осуществления функций государства. Эта категоричность базировалась на том, что, во-первых, организационная, фактическая деятельность, связанная с осуществлением властных полномочий, не может не принимать юридических форм; во- вторых, чисто фактическая (организационная) деятельность является содержанием правовой деятельности, поэтому фактическая (организационная) деятельность не является специфической, самостоятельной формой осуществления функций государства[12].


Если под формами осуществления функций государства понимать однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций, то, согласно этому, в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как ее обозначают некоторые авторы, организационная.

На обоснованности теоретического подхода, согласно которому выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства. Указанные формы взаимообусловлены и органично сочетаются. В этом контексте научно-теоретическая проблема заключается не в определении первенства правовых или организационных форм деятельности, а в способе их гармоничного сочетания для достижения конечной цели.

Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и право-исполнительную. Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем. Например, организация мероприятий, проведение заседаний органов власти, общее управление в рамках своих полномочий и многое другое.

Как правило, такие формы не выделяют в отдельные виды, однако некоторые ученые полагают, что требуется специальное разграничение. Так, например, разделяется: Организационно-регламентирующая – направлена на решение определенных задач, также обеспечивает текущую деятельность государства и его органов. Организационно-хозяйственная – призвана обеспечить материальную сторону, например, деятельность по снабжению. Организационно-идеологическая форма – как правило, разъяснительная. Множество законов требует определенной интерпретации или обоснований их необходимости.

Таким образом, любая деятельность государства, связанная с осуществлением его основных функций, - назовем ли мы ее фактической или организационной - не свободна и не может быть свободной от правового регулирования. Однако государственные органы могут осуществлять свои функции как в правовых, так и в организационных формах. Правовые формы немыслимы без чисто фактической, предметной организационной деятельности. Правовые формы всегда являются организационными, в то время как далеко не все организационные формы - правовыми.


Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа и необходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению, изучению различной информации, необходимой для принятия управленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан и др. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т. д.

Заключение

Принципы функционирования государственных институтов в целом известны большинству граждан современных государств. Однако политическая наука по каким-то причинам допускает дискуссии относительно ряда вопросов - особенно тех, что касаются форм, а также методов реализации властными институтами вверенных им функций.

Дело в том, что в отношении терминов, о которых идет речь, нет единой точки зрения. Формы и методы осуществления функций государства, понятие и виды их можно определить только лишь в ходе нахождения компромисса между рядом концепций, которые могут быть весьма несхожи между собой.

Формы осуществления функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

К правовым формам относятся:  правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства; правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера; правоохранительная - деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т.п.

К  организационным формам  относятся: организационно-регламентирующая  - текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.;  организационно-хозяйственная - оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением, кредитованием, дотациями и т.д.;  организационно-идеологическая - повседневная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения, обращением к населению и пр.


Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru
  2. Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. / С.С. Алексеев. Т. 3. Проблемы теории права. Курс лекций. М., 2010. С. 56.
  3. Актуальные проблемы теории государства и права / под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2014. С. 108.
  4. Антонов Я.В. Государство как произведение искусства / Я.В. Антонов // Государство как произведение искусства: 150-летие концепции. М., 2011. С. 57 - 58.
  5. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... к.ю.н. / М.А. Бухтерева. М., 2002. С. 38 - 72.
  6. Бахрах Д.Н. Функции (содержание деятельности) государственной администрации // Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 169 - 172.
  7. Глебов А.Г. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: Проспект, 1999. С. 157 - 161.
  8. Голубев А.В. Расходное обязательство как правовое основание формирования и реализации расходов бюджета, ориентированных на результат / А.В. Голубев // Финансовое право. 2013. N 4.
  9. Евтихиев И.И. Виды и формы административной деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1948.
  10. Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству / А.В. Захаров // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. Т. 105. N 1. С. 240 - 241.
  11. Зыкова С.В. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / С.В. Зыкова, А.И. Клименко, Ю.Ю. Кулакова и др.; под ред. Малахова В.П., Клименко А.И. М., 2013. С. 3.
  12. Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия «функции государства» / А.А. Куковский // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Право». 2009. N 19. С. 7 - 8.
  13. Куренной В. Государство как механизм деполитизации / В.Куренной // Научные тетради Института Восточной Европы. 2011. Вып. III. С. 87.
  14. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / под ред. С.Ю. Наумова // СПС «КонсультантПлюс». 2017.
  15. Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного Российского государства (теоретико-правовой аспект): дис. ... к.ю.н. / М.М. Меркулов. Ставрополь, 2002. С. 68 - 76.
  16. Манохин В.М. Советское административное право: курс лекций. Саратов, 1968. Вып. 1. С. 15.
  17. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 46 - 58.
  18. Науменко Т.В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // Credo new. 2013. N 1.
  19. Правовые формы деятельности общенародного государства / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 4 - 5.
  20. Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008. С. 112.
  21. Полотовская Е.Ю. Проблема определения государственной (муниципальной) услуги, работы, функции / Е.Ю. Полотовская // Административное и муниципальное право. 2012. N 1.
  22. Петров В. С. Тип и формы государства. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 120 с.
  23. Саттарова Н.А. Бюджет как объект правового регулирования: учебник / под ред. Н.А. Саттаровой. Гл. 1: Бюджетное право. М., 2009.
  24. Соколова О.С. Вопросы информационного обеспечения предоставления муниципальных услуг в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» / О.С. Соколова // Современное право. 2010. N 12.
  25. Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве: дис. ... к.ю.н. / А.В. Сим. Н. Новгород, 2004. С. 73 - 130.
  26. Тарасенко В.Г. Постулаты права. М.: Городец, 2009. С. 117, 122.
  27. Хазанов С.Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 30 - 44.
  28. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства / В.А. Четвернин. М., 2003. С. 99 - 100.
  29. Чиркин В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. М., 2001. С. 205 - 207.
  30. Шеяфетдинова Н.А. Идеологическая функция государства в современных условиях. // Право и образование. - № 11. – 2014 г. – с. 74-77.
  31. Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Казань: Издательство Казанского университета, 2005. С. 16.

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[Электронный ресурс]// http://www.consultant.ru

  2. Актуальные проблемы теории государства и права / под ред. А.И. Бастрыкина. М., 2014. С. 108.

  3. Глебов А.Г. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: Проспект, 1999. С. 157 - 161.

  4. Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству / А.В. Захаров // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. Т. 105. N 1. С. 240 - 241.

  5. Антонов Я.В. Государство как произведение искусства / Я.В. Антонов // Государство как произведение искусства: 150-летие концепции. М., 2011. С. 57 - 58.

  6. Голубев А.В. Расходное обязательство как правовое основание формирования и реализации расходов бюджета, ориентированных на результат / А.В. Голубев // Финансовое право. 2013. N 4.

  7. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... к.ю.н. / М.А. Бухтерева. М., 2002. С. 38 - 72.

  8. Бахрах Д.Н. Функции (содержание деятельности) государственной администрации // Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 169 - 172.

  9. Куренной В. Государство как механизм деполитизации / В.Куренной // Научные тетради Института Восточной Европы. 2011. Вып. III. С. 87.

  10. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 46 - 58.

  11. Шеяфетдинова Н.А. Идеологическая функция государства в современных условиях. // Право и образование. - № 11. – 2014 г. – с. 74-77.

  12. Петров В. С. Тип и формы государства. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 120 с.