Файл: Формы государственного устройства (Понятие и сущность форм государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальная ii федерация ii — ii федеративное ii государство, ii составные ii части ii которого ii разделены ii по ii национально-лингвистическому ii критерию ii на ii основе ii проживающих ii в ii них ii различных ii народов. ii (Бельгия, ii Индия, ii в ii прошлом ii СССР ii и ii Югославия).

Национально-территориальная ii федерация ii (смешанная) ii — ii федеративное ii государство, ii в ii основу ii формирования ii которого ii положен ii и ii территориальный, ii и ii национальный ii принципы ii образования ii субъектов ii (Россия).

По ii способу ii образования ii самой ii федерации ii выделяют:

  • конституционная ii федерация ii — ii федерация, ii образованная ii в ii результате ii децентрализации ii унитарного ii государства, ii в ii основе ii которого ii лежит ii специально ii принятая ii конституция ii (Пакистан, ii Индия).
  • договорная ii федерация ii (союзная) ii — ii федерация, ii образованная ii в ii результате ii объединения ii независимых ii государств ii на ii основе ii союзного ii договора ii (США, ii ОАЭ, ii СССР).
  • смешанная ii федерация ii (конституционно-договорная) ii — ii государство, ii в ii котором ii процессы ii децентрализации ii и ii объединения ii протекают ii параллельно, ii в ii результате ii чего ii в ii основе ii государства ii лежат ii одновременно ii как ii договорный, ii так ii и ii конституционный ii способы ii образования ii федерации ii (Россия).

В ii зависимости ii от ii правового ii статуса ii субъектов ii федерации ii выделяют:

  • симметричная ii федерация ii — ii субъекты ii обладают ii равным ii объёмом ii полномочий ii и ii у ii них ii у ii всех ii одинаковое ii правовое ii положение ii в ii рамках ii федерации.
  • асимметричная ii федерация ii — ii федерация, ii в ii которой ii одни ii субъекты ii имеют ii более ii высокий ii статус, ii чем ii другие ii и, ii как ii следствие, ii обладают ii большим ii объёмом ii полномочий.
  • симметричная ii федерация ii с ii элементами ii асимметрии ii — ii связано ii с ii наличием ii в ii составе ii федерации ii различных ii автономных ii образований.

В ii зависимости ii от ii соотношения ii объёма ii полномочий ii федерации ii и ii её ii субъектов:

  • централизованные ii — ii федерация ii обладает ii большим ii объёмом ii полномочий, ii определённых ii достаточно ii подробно, ii чем ii субъекты.
  • децентрализованные ii — ii определён ii достаточно ii подробно ii круг ii полномочий ii субъектов, ii все ii иные ii полномочия ii по ii остаточному ii принципу ii являются ii федеральными.

В ii зависимости ii от ii характера ii связи ii федерации ii и ii её ii субъектов:

  • дуалистические ii — ii в ii конституциях ii определяются ii только ii вопросы ii исключительного ii ведения ii отдельно ii федерации ii и ii субъектов
  • кооперативные ii — ii кроме ii вопросов ii исключительного ii ведения ii федерации ii и ii субъектов, ii также ii определяются ii вопросы ii их ii совместного ii ведения.

Федеративное ii государственное ii устройство:[21]

  • ii территория ii федерации ii состоит ii из ii территорий ii отдельных ii ее ii субъектов ii (штатов, ii республик, ii земель). ii В ii то ii же ii время ii территории ii всех ii субъектов ii составляют ii единую ii территорию ii страны;
  • ii граждане ii субъектов ii федерации ii одновременно ii являются ii гражданами ii всей ii страны;
  • ii федерация ii имеет ii единые ii вооруженные ii силы, ii финансовую, ii налоговую ii и ii денежную ii системы;
  • ii субъекты ii федерации ii могут ii иметь ii собственные ii войсковые ii формирования;
  • ii основную ii внешнеполитическую ii деятельность ii осуществляют ii федеральные ii органы.

По ii нашему ii мнению, ii В.Ф. ii Калина[22] ii достаточно ii обоснованно ii предложил ii считать ii исходными ii принципами ii федерализма ii следующие.

  • отсутствие ii реального ii суверенитета ii (есть ii только ii его ii признаки) ii у ii субъектов ii федерации ii и ii отсутствие ii права ii на ii одностороннее ii изменение ii статуса ii субъекта ii федерации;
  • разграничение ii на ii конституционном ii и ii договорном ii уровнях ii предметов ii ведения ii между ii федерацией ii и ii ее ii субъектами ii и ii возможностей ii их ii изменения;
  • верховенство ii федерального ii законодательства ii над ii законодательством ii субъектов ii федерации;
  • единство ii экономической ii и ii социальной ii системы, ii свободное ii передвижение ii людей, ii товаров, ii услуг ii в ii пределах ii всей ii федерации;
  • равноправие ii субъектов ii федерации;
  • территориальный ii подход ii к ii строительству ii федерации;
  • принцип ii системности, ii в ii котором ii важнейшую ii роль ii играет ii необходимость ii сохранения ii государственной ii целостности ii (единая ii форма ii государственного ii правления, ii политического ii и ii государственного ii режима). ii Сохранение ii или ii разрушение ii системных ii связей ii с ii субъектами ii федерации ii напрямую ii связано ii с ii вопросами ii обеспечения ii безопасности ii такого ii государства ii (экономической, ii политической, ii военной, ii экологической, ii геополитической ii и ii т.п.).

Существует ii несколько ii подходов ii к ii формированию ii федеративных ii государств. ii Например, ii федерация ii Соединенных ii Штатов ii Америки ii образовалась ii из ii конфедерации, ii представлявшей ii собой ii союз ii суверенных ii государств, ii которые ii объединились ii на ii добровольных ii началах ii в ii единое ii государство. ii Российское ii федеративное ii государство ii образовалось ii не ii на ii договорных, ii а ii на ii конституционных ii началах. ii Поэтому ii в ii соответствии ii с ii конституцией ii страны ii высшей ii властью ii обладает ii народ ii всей ii России, ii а ii не ii отдельная ii ее ii часть ii (субъект ii федерации).


Вопрос ii объема ii и ii видов ii полномочий ii федеральных ii и ii иных ii органов ii власти ii решается ii на ii основе ii трех ii принципов:[23]

  • исключительной ii компетенции ii федерации ii - ii определения ii предметов ii ведения, ii по ii которым ii только ii она ii принимает ii решения, ii издает ii нормативные ii акты. ii Все ii остальные ii вопросы, ii не ii вошедшие ii в ii предмет ii ведения ii федерации, ii представляют ii собой ii предмет ii ведения ii (компетенции) ii субъектов ii федерации;
  • совместной ii компетенции ii - ii установление ii федеральных ii полномочий, ii штатных, ii республиканских, ii земельных, ii кантональных ii и ii иных ii местных ii полномочий;
  • полномочий, ii отнесенных ii к ii компетенции ii субъектов ii федерации.

Основными ii принципами ii федерализма ii являются:

  • ii добровольность ii и ii равноправие ii субъектов, ii образующих ii единое ii государство;
  • ii установление ii их ii единого ii конституционного ii статуса;
  • ii суверенитет ii федерального ii государства ii и ii суверенность ii субъектов ii федерации;
  • ii общность ii территории ii и ii гражданства;
  • ii единая ii армия, ii денежная, ii налоговая ii и ii таможенная ii системы;
  • ii единое ii правовое ii пространство, ii верховенство ii федеральной ii конституции ii и ii законов ii на ii всей ii территории ii государства;
  • ii разграничение ii предметов ii ведения ii и ii полномочий ii между ii федеральными ii органами ii государственной ii власти ii и ii органами ii государственной ii власти ii субъектов ii федерации.

Проблема ii соотношения ii суверенитета, ii предметов ii ведения ii и ii полномочий ii федерального ii центра ii и ii субъектов ii федерации ii всегда ii была ii центральной ii в ii федеративном ii государстве.

При ii ее ii решении ii важно ii исходить ii из ii следующего:

  • ii сам ii факт ii вступления ii республики ii в ii федерацию ii означает, ii что ii ее ii суверенитет ii не ii может ii осуществляться ii так ii же, ii как ii если ii бы ii она ii в ii нее ii не ii входила ii и ii оставалась ii полностью ii независимым ii государством;
  • ii вступая ii в ii федерацию, ii республики ii тем ii самым ii признают ii ее ii суверенитет, ii а ii также ii верховенство ii федеральных ii законов ii и ii иных ii установлений ii в ii сферах ii и ii вопросах, ii отнесенных ii к ii совместному ii ведению ii федерации ii и ii ее ii субъектов;
  • ii хотя ii носителем ii суверенитета ii федерации ii выступает ii ее ii многонациональный ii народ, ii он ii представляет ii собой ii не ii механическую ii сумму ii источников ii власти ii ее ii субъектов, ii а ii новое ii качество;
  • ii законодательство ii субъектов ii федерации ii не ii должно ii стоять ii выше ii федеральных;
  • ii самоограничение ii суверенных ii прав ii и ii полномочий ii республик-субъектов ii федерации ii не ii означает ii потерю ii ими ii своего ii суверенитета;
  • ii суверенитет ii федерации ii и ii суверенитет ii входящих ii в ii нее ii республик ii не ii абсолютны, ii а ii относительны ii не ii только ii в ii смысле ii их ii существования ii в ii рамках ii признания ii приоритета ii общечеловеческих ii ценностей ii и ii принципов ii международного ii права, ii но ii и ii потому, ii что ii это ii взаимосвязанные, ii сопряженные ii суверенитеты, ii каждый ii из ii которых ii не ii должен ii вести ii ни ii к ii автократии, ii ни ii к ii сепаратизму.

Гармоничное ii сочетание ii суверенитетов ii субъектов ii и ii федерации ii достигается ii четким ii разграничением ii предметов ii ведения ii и ii полномочий ii и ii признанием ii верховенства ii федерации ii в ii вопросах ii и ii сферах ii жизни, ii определяемых ii природой ii федерализма ii и ii общей ii заинтересованностью ii в ii совместном ii решении ii задач. ii Субъекты ii федерации ii равноправны ii в ii отношениях ii между ii собой ii и ii с ii федеральным ii центром, ii но ii в ii то ii же ii время ii могут ii иметь ii дополнительные ii права, ii если ii это ii связано ii с ii дополнительными ii функциями ii и ii обязанностями, ii что ii не ii должно ii повлечь ii за ii собой ii неравноправие ii субъектов. ii Принцип ii многообразия ii форм ii федеративных ii связей ii должен ii быть ii четко ii закреплен ii в ii законодательстве. ii Порядок ii избрания ii или ii назначения ii высших ii должностных ii лиц ii органов ii исполнительной ii власти ii субъектов ii федерации ii неодинаков ii и ii во ii многом ii обусловливается ii особенностями ii процесса ii исторического ii становления ii и ii развития ii соответствующей ii федерации, ii а ii также ii установленной ii федеральной ii конституцией ii схемой ii организации ii государственной ii власти ii (в ii том ii числе ii и ii порядком ii разграничения ii предметов ii ведения ii между ii федерацией ii и ii ее ii субъектами).

Существующие ii в ii демократических ii государствах ii системы ii выборов ii и ii назначений ii весьма ii восприимчивы ii к ii изменению ii политических, ii социально-экономических ii и ii иных ii процессов, ii происходящих ii внутри ii страны. ii В ii пределах ii относительно ii краткого ii исторического ii периода ii развития ii они ii могут ii переживать ii трансформацию, ii которая ii может ii быть ii результатом ii изменения ii политического ii соотношения ii сил ii внутри ii страны, ii необходимости ii адаптации ii избирательной ii системы ii к ii актуальным ii потребностям ii социально-экономического ii развития ii страны, ii защиты ii ее ii территориальной ii целостности ii и ii политической ii независимости. ii

Президент ii России ii до ii 1996 ii г. ii своим ii указом ii назначал ii на ii должности ii глав ii исполнительной ii власти ii субъектов ii федерации. ii Затем ii они ii стали ii избираться ii непосредственно ii населением ii на ii основе ii всеобщих ii прямых ii равных ii и ii тайных ii выборов. ii Действующая ii Конституция ii не ii исключает ii возможности ii назначения ii главы ii исполнительной ii власти ii субъекта ii федерации ii вышестоящим ii федеральным ii органом ii (Президентом ii страны) ii или ii законодательным ii органом ii власти ii (парламентом) ii субъекта ii федерации. ii Именно ii таким ii образом ii замещался ii пост ii президента ii в ii двух ii союзных ii республиках ii - ii Дагестане ii и ii Карачаево-Черкесии.


Таким ii образом, ii форма ii государственного ii устройства ii - ii национальное ii и ii администpативно-теppитоpиальное ii строение ii государства, ii которое ii раскрывает ii характер ii взаимоотношений ii между ii его ii составными ii частями, ii между ii центральными ii и ii местными ii органами ii и ii государственной ii власти. ii Организация ii государства ii рассматривается ii с ii точки ii зрения ii распределения ii государственной ii власти ii и ii государственного ii суверенитета ii в ii центре ii и ii на ii местах, ii их ii разделения ii между ii составными ii частями ii государства.

Глава 3 .Формы государственного устройства Российской Федерации

В ii соответствии ii с ii Конституцией ii Российской ii Федерации, ii Российская ii Федерация ii - ii Россия ii есть ii демократическое ii ii федеративное ii правовое ii государство ii с ii республиканской ii формой ii правления.

Российская ii Федерация ii - ii социальное ii государство, ii ii политика ii которого ii направлена ii на ii создание ii условий, ii ii обеспечивающих ii достойную ii жизнь ii и ii свободное ii развитие ii человека.

Государственная ii власть ii ii в ii ii Российской ii Федерации ii осуществляется ii на ii основе ii разделения ii на ii законодательную, ii исполнительную ii и ii судебную. ii Органы ii законодательной, ii ii исполнительной ii и ii судебной ii власти ii самостоятельны.

Государственную ii ii власть ii ii в ii ii Российской ii ii Федерации ii осуществляют ii Президент ii Российской ii Федерации, ii ii Федеральное ii Собрание ii (Совет ii Федерации ii и ii Государственная ii Дума), ii Правительство ii Российской ii Федерации, ii суды ii Российской ii Федерации.

Государственную ii ii власть ii ii в ii субъектах ii Российской ii Федерации ii осуществляют ii образуемые ii ими ii органы ii государственной ii власти.

В ii ведении ii Российской ii Федерации ii находятся[24]:

  • принятие ii и ii изменение ii Конституции ii Российской ii Федерации ii и ii ii федеральных ii законов, ii контроль ii за ii их ii соблюдением;
  • федеративное ii устройство ii и ii территория ii Российской ii Федерации;
  • регулирование ii ii и ii ii защита ii ii прав ii и ii свобод ii человека ii и ii гражданина; ii гражданство ii в ii Российской ii Федерации; ii регулирование ii и ii защита ii прав ii национальных ii меньшинств;
  • установление ii системы ii федеральных ii органов ii законодательной, ii ii исполнительной ii и ii судебной ii власти, ii порядка ii их ii организации ii и ii деятельности; ii формирование ii федеральных ii органов ii государственной ii власти;
  • федеральная ii государственная ii собственность ii и ii управление ii ею;
  • установление ii основ ii федеральной ii политики ii и ii федеральные ii программы ii в ii области ii государственного, ii ii экономического, ii ii экологического, ii социального, ii культурного ii и ii национального ii развития ii Российской ii Федерации;
  • установление ii правовых ii основ ii единого ii рынка; ii ii финансовое, ii валютное, ii кредитное, ii таможенное ii регулирование, ii денежная ii эмиссия, ii основы ii ценовой ii политики; ii ii федеральные ii экономические ii службы, ii включая ii федеральные ii банки;
  • федеральный ii ii бюджет; ii ii федеральные ii налоги ii и ii сборы; ii ii федеральные ii фонды ii регионального ii развития;
  • федеральные ii энергетические ii системы, ii ii ядерная ii энергетика, ii ii расщепляющиеся ii материалы; ii федеральные ii транспорт, ii пути ii сообщения, ii информация ii и ii связь; ii деятельность ii в ii космосе;
  • внешняя ii политика ii и ii международные ii отношения ii Российской ii ii Федерации, ii ii международные ii договоры ii Российской ii Федерации; ii вопросы ii войны ii и ii мира;
  • внешнеэкономические ii отношения ii Российской ii Федерации;
  • оборона ii и ii безопасность; ii ii оборонное ii ii производство; ii ii определение ii порядка ii продажи ii и ii покупки ii оружия, ii ii боеприпасов, ii военной ii техники ii и ii другого ii военного ii имущества; ii ii производство ii ядовитых ii веществ, ii наркотических ii средств ii и ii порядок ii их ii использования;
  • определение ii статуса ii и ii защита ii государственной ii границы, ii территориального ii моря, ii ii воздушного ii пространства, ii исключительной ii экономической ii зоны ii и ii континентального ii шельфа ii Российской ii Федерации;
  • судоустройство; ii ii прокуратура; ii уголовное, ii уголовно-процессуальное ii и ii уголовно-исполнительное ii законодательство; ii ii амнистия ii и ii ii помилование; ii ii гражданское, ii гражданско-процессуальное ii и ii арбитражно-процессуальное ii законодательство; ii правовое ii регулирование ii ii интеллектуальной ii ii собственности;
  • федеральное ii коллизионное ii право;
  • метеорологическая ii служба, ii стандарты, ii эталоны, ii метрическая ii система ii и ii исчисление ii времени; ii ii геодезия ii и ii картография; ii наименования ii географических ii объектов; ii официальный ii статистический ii и ii бухгалтерский ii учет;
  • государственные ii награды ii и ii почетные ii звания ii ii Российской ii ii Федерации;
  • федеральная ii государственная ii служба.