Файл: Формы государственного устройства (Понятие и сущность форм государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
  • в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения
  • осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
  • унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которым осуществляется центральными органами государственной власти.

Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.

Федерация - это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это - сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие доя всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств - членов федерации[14].

Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

На сегодняшний день довольно-таки много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная[15]. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство. И все же можно выделить черты характеризующие все федеративные государства. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно – союзное государство.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство[16]:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов:
  • штатов, кантонов, земель, республик;
  • в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • при федеральном государственном устройстве в Парламенте имеется
  • палата, представляющая интересы членов федерации;
  • основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы;
  • Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.[17]

  • государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными государствами, поскольку их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных (союзных) государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и его субъектами определяется конституционными нормами: они устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные конституцией, находятся в ведении законотворческих органов субъектов и федераций;
  • субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  • в территориальных федерациях конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза;
  • управление вооруженными силами в территориальных федерациях непосредственно осуществляется союзными государственными органами.

Таким образом, форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на[18]:

  • простая форма (унитарное государство);
  • сложная форма (федерация, конфедерация).

Глава 2.Формы государственного устройства


2.1. Унитарное государственное устройство

Формы ii территориального ii устройства ii представляют ii собой ii административно-территориальное ii и ii национальное ii строение ii государства, ii раскрывающее ii характер ii взаимоотношений ii между ii его ii составными ii частями, ii между ii центральными ii и ii местными ii органами ii государства.[19]

В ii теории ii и ii практике ii государственного ii строительства ii различают ii следующие ii формы ii территориального ii устройства: ii унитарные, ii федеративные ii и ii конфедеративные. ii Конкретный ii выбор ii формы ii территориального ii устройства ii зависит ii от ii ряда ii многочисленных ii внутренних ii (в ii большей ii степени) ii и ii внешних ii факторов. ii Например, ii все ii государства ii мира ii с ii многочисленным ii и ii многонациональным ii составом ii населения, ii а ii также ii большими ii территориями ii являются ii федерациями.

Нередко ii федеративное ii государство ii практически ii является ii унитарным. ii В ii основе ii такого ii несоответствия ii чаще ii всего ii лежит ii политический ii фактор. ii Посредством ii присвоения ii себе ii ряда ii важнейших ii полномочий ii федеральными ii органами ii государственной ii власти ii и, ii в ii первую ii очередь ii экономических, ii фактически ii федерация ii превращается ii в ii унитарное ii государство.

Унитарное ii государство— ii простое, ii единое ii государство, ii которое ii характеризуется ii отсутствием ii у ii административно-территориальных ii единиц ii признаков ii суверенитета.

Отличительные ii признаки ii унитарного ii государства:

  • вся ii полнота ii государственной ii власти ii сосредоточена ii на ii уровне ii государства ii в ii целом, ii территориальные ii части ii не ii имеют ii самостоятельности;
  • органы ii государственной ii власти ii строятся ii в ii виде ii единой ii иерархичной ii системы ii с ii подчинением ii одному ii центру ii (законодательный ii орган ii имеет ii однопалатную ii структуру);
  • одноуровневая ii система ii законодательства ii (существует ii единая ii конституция ii на ii уровне ii всей ii страны);
  • наличие ii единого ii гражданства.

Виды ii унитарных ii государств

  • Простое ii унитарное ii государство ii — ii в ii составе ii нет ii автономных ii образований, ii территория ii такого ii государства ii либо ii вообще ii не ii имеет ii административно-территориального ii деления ii (Мальта, ii Сингапур), ii либо ii состоит ii только ii из ii административно-территориальных ii единиц ii (Польша, ii Словакия, ii Алжир).
  • Сложное ii унитарное ii государство ii — ii имеет ii в ii составе ii одно ii или ii несколько ii автономных ii образований, ii которые ii различаются ii на: ii
  • Территориальная ii автономия ii — ii определённая ii часть ii унитарного ii государства ii в ii месте ii компактного ii проживания ii какой-либо ii народности, ii сложившаяся ii в ii силу ii исторических, ii географических ii или ii иных ii особенностей, ii которой ii передано ii право ii самостоятельно ii решать ii часть ii вопросов ii государственной ii важности. ii Например, ii возможность ii формирования ii своих ii высших ii органов ii власти, ii принимать ii свои ii законодательные ii акты, ii вводить ii национальный ii язык ii наравне ii с ii государственным ii (Дания, ii Азербайджан, ii Франция, ii Китай).
  • Экстерриториальная ii автономия ii — ii право ii самостоятельно ii решать ii часть ii вопросов ii государственной ii важности ii предоставлено ii этническим ii меньшинствам ii (например, ii в ii Словении ii таким ii правом ii пользуются ii итальянское ii и ii венгерское ii меньшинства, ii в ii Македонии ii — ii албанское).

Также ii в ii зависимости ii от ii степени ii подчинения ii административно-территориальных ii единиц ii унитарного ii государства ii центральным ii органам ii власти ii выделяют:

  • централизованное ii унитарное ii государство ii — ii строгая ii субординация ii органов ii местного ii самоуправления, ii которые ii формируются ii из ii центра, ii их ii самостоятельность ii незначительна ii (Монголия, ii Таиланд, ii Индонезия).
  • децентрализованное ii унитарное ii государство ii — ii органы ii местного ii самоуправления ii самостоятельно ii формируются ii и ii управляются ii населением, ii органам ii центральной ii власти ii они ii прямо ii не ii подчинены, ii но ii подотчётны ii (Великобритания, ii Швеция, ii Япония).

Унитарные ii государства:[20]

  • одна ii система ii высших ii органов ii представительной, ii исполнительной ii и ii судебной ii власти;
  • одна ii конституция, ii финансовая, ii налоговая ii и ii законодательные ii системы, ii единые ii вооруженные ii силы;
  • наличие ii местных ii органов ii власти, ii не ii обладающих ii признаками ii суверенитета.

Присущая ii всем ii унитарным ii государствам ii централизация ii может ii проявляться ii в ii разных ii формах ii и ii разной ii степени. ii В ii некоторых ii странах ii вообще ii отсутствуют ii местные ii органы ii и ii административно-территориальные ii единицы ii управляются ii назначенными ii представителями ii центральной ii власти. ii В ii других ii государствах ii местные ii органы ii создаются, ii но ii они ii поставлены ii под ii контроль ii (прямой ii или ii косвенный) ii центральной ii власти.

В ii зависимости ii от ii вида ii контроля ii различают ii централизованные ii или ii децентрализованные ii унитарные ii государства. ii В ii некоторых ii унитарных ii государствах ii используется ii предоставление ii более ii льготного ii правового ii статуса ii одним ii или ii нескольким ii административно-территориальным ii единицам. ii Такое ii унитарное ii государство, ii получившее ii название ii «регионалистское» ii (Италия, ii Китай, ii Испания, ii Никарагуа), ii характеризуется ii наличием ii административной ii автономии ii для ii некоторых ii структурных ii территориальных ii подразделений.

Указанная ii форма ii государственного ii устройства ii находит ii применение ii там, ii где ii требуется ii учет ii специфических ii интересов ii территориальных ii единиц ii (национальных, ii этнических, ii географических, ii исторических, ii религиозных). ii Например, ii в ii Греции ii имеет ii статус ii автономного ii образования ii остров ii Афон. ii Именно ii там ii находится ii одна ii из ii святынь ii христианства ii - ii святая ii гора ii Афон. ii На ii его ii территории ii расположены ii 20 ii мужских ii православных ii христианских ii монастырей. ii Фактически ii это ii монашеская ii республика ii в ii составе ii светского ii государства ii со ii своими ii органами ii управления ii и ii своими ii строгими ii порядками. ii На ii острове ii запрещены ii развлекательные ii атрибуты ii светской ii жизни ii (рестораны, ii казино, ii ночные ii клубы...). ii Запрещается ii посещать ii остров ii женщинам, ii даже ii имеющим ii статус ii монахинь. ii Весьма ii строгие ii требования ii к ii одежде ii (запрещается ii носить ii шорты).


Права ii по ii самоуправлению ii у ii автономных ii образований ii несколько ii шире, ii чем ii у ii населения ii обычных ii административно-территориальных ii единиц. ii Однако ii самостоятельность ii автономий ii допускается ii только ii в ii пределах, ii установленных ii центральной ii властью. ii В ii унитарном ii государстве ii может ii функционировать ii и ii местное ii самоуправление, ii действовать ii муниципальные ii органы.

Унитаризм ii по ii сравнению ii с ii дроблением ii территории ii на ii уделы, ii княжества, ii - ii явление, ii безусловно, ii прогрессивное, ii способствует ii становлению ii единого ii рынка, ii развитию ii экономических ii отношений. ii Однако ii с ii развитием ii общества, ii проявлением ii глобальных ii экономических ii проблем ii и ii других ii факторов ii начинаются ii интеграционные ii процессы, ii которые ii приводят ii к ii созданию ii сложных ii государственных ii образований.

2.2. Федеративное государственное устройство

Федерация— ii сложное, ii союзное ii государство, ii части ii которого ii являются ii государственными ii образованиями ii с ii ограниченным ii государственным ii суверенитетом. ii Строится ii на ii распределении ii функций ii управления ii между ii центром ii и ii субъектами ii федерации.

Отличительные ii признаки ii федеративного ii государства. ii Предметы ii ведения ii и ii полномочия ii разделены ii между ii государством ii в ii целом ii (федерацией) ii и ii его ii составными ii частями ii (субъектами ii федерации), ii существует ii также ii совместная ii компетенция ii по ii отдельным ii вопросам;

Двухуровневая ii система ii органов ii государственной ii власти, ii в ii соответствии ii с ii которой ii отдельно ii существуют ii федеральные ii органы ii и ii органы ii субъектов ii федерации ii (парламент ii на ii уровне ii федерации ii имеет ii двухпалатную ii структуру ii — ii верхняя ii палата ii представляет ii интересы ii субъектов ii федерации, ii кроме ii того ii субъекты ii также ii формируют ii свои ii местные ii парламенты);

Двухуровневая ii система ii законодательства ii (конституция ii и ii законы ii существуют ii как ii на ii уровне ii федерации, ii так ii и ii на ii уровне ii каждого ii субъекта);

Наряду ii с ii общефедеральным ii гражданством ii у ii субъектов ii федерации, ii как ii правило, ii есть ii возможность ii устанавливать ii собственное ii гражданство.

По ii способу ii образования ii субъектов ii федерации ii выделяют:

Территориальная ii федерация ii (административная) ii — ii федеративное ii государство, ii в ii котором ii все ii составляющие ii его ii субъекты ii образованы ii по ii географическим, ii историческим, ii экономическим ii и ii иным ii особенностям ii (США, ii Бразилия, ii Мексика).