Файл: Формы государственного устройства (Понятие и сущность форм государственного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ii совместном ii ведении ii Российской ii Федерации ii и ii субъектов ii Российской ii Федерации ii находятся[25]:

  • обеспечение ii соответствия ii конституций ii и ii законов ii республик, ii ii уставов, ii ii законов ii и ii иных ii нормативных ii правовых ii актов ii краев, ii областей, ii городов ii федерального ii значения, ii ii автономной ii области, ii ii автономных ii ii округов ii Конституции ii Российской ii Федерации ii и ii федеральным ii законам;
  • защита ii прав ii и ii свобод ii человека ii и ii гражданина; ii защита ii прав ii национальных ii меньшинств; ii обеспечение ii законности, ii правопорядка, ii общественной ii безопасности; ii режим ii пограничных ii зон;
  • вопросы ii владения, ii ii пользования ii и ii распоряжения ii землей, ii недрами, ii водными ii и ii другими ii природными ii ресурсами;
  • разграничение ii государственной ii собственности;
  • природопользование; ii охрана ii окружающей ii среды ii и ii обеспечение ii экологической ii безопасности; ii особо ii охраняемые ii природные ii территории; ii охрана ii памятников ii истории ii и ii культуры;
  • общие ii вопросы ii воспитания, ii ii образования, ii науки, ii культуры, ii физической ii культуры ii и ii спорта;
  • координация ii вопросов ii здравоохранения; ii ii защита ii семьи, ii материнства, ii ii отцовства ii и ii детства; ii социальная ii защита, ii включая ii социальное ii обеспечение;
  • осуществление ii мер ii по ii борьбе ii с ii катастрофами, ii стихийными ii бедствиями, ii эпидемиями, ii ликвидация ii их ii последствий;
  • установление ii общих ii принципов ii налогообложения ii и ii сборов ii ii в ii ii Российской ii Федерации;
  • административное, ii административно-процессуальное, ii трудовое ii семейное, ii ii жилищное, ii земельное, ii водное, ii лесное ii законодательство, ii законодательство ii о ii недрах, ii об ii охране ii окружающей ii среды;
  • кадры ii судебных ii и ii правоохранительных ii органов; ii адвокатура, ii нотариат;
  • защита ii ii исконной ii ii среды ii ii обитания ii и ii традиционного ii образа ii жизни ii малочисленных ii этнических ii общностей;
  • установление ii общих ii принципов ii организации ii системы ii органов ii государственной ii власти ii и ii местного ii самоуправления;
  • координация ii международных ii и ii внешнеэкономических ii связей ii субъектов ii Российской ii Федерации, ii ii выполнение ii международных ii договоров ii Российской ii Федерации.

Президент ii Российской ii Федерации ii является ii главой ii государства.

Президент ii Российской ii Федерации ii является ii ii гарантом ii ii Конституции ii Российской ii Федерации, ii ii прав ii и ii свобод ii человека ii и ii гражданина. ii В ii установленном ii Конституцией ii Российской ii Федерации ii порядке ii он ii принимает ii меры ii ii по ii охране ii суверенитета ii Российской ii Федерации, ii ее ii независимости ii и ii государственной ii целостности, ii обеспечивает ii согласованное ii ii функционирование ii ii и ii взаимодействие ii органов ii государственной ii власти[26].


Президент ii Российской ii Федерации ii в ii соответствии ii ii с ii ii Конституцией ii Российской ii ii Федерации ii и ii федеральными ii законами ii определяет ii основные ii направления ii внутренней ii и ii внешней ii политики ii государства.

Президент ii Российской ii Федерации ii как ii глава ii государства ii представляет ii Российскую ii Федерацию ii внутри ii страны ii и ii в ii международных ii отношениях.

Президент ii Российской ii Федерации ii избирается ii на ii шесть ii лет ii гражданами ii ii Российской ii Федерации ii на ii основе ii всеобщего ii равного ii и ii прямого ii избирательного ii права ii при ii тайном ii голосовании.

Президентом ii ii Российской ii ii Федерации ii может ii быть ii избран ii гражданин ii Российской ii Федерации ii не ii моложе ii 35 ii лет, ii ii постоянно ii проживающий ii ii в ii ii Российской ii Федерации ii не ii менее ii 10 ii лет.

Одно ii и ii то ii же ii лицо ii не ii может ii занимать ii должность ii Президента ii ii Российской ii Федерации ii более ii двух ii сроков ii подряд.

Федеральное ii Собрание ii - ii парламент ii Российской ii Федерации ii - ii ii является ii представительным ii и ii законодательным ii органом ii Российской ii Федерации.

Федеральное ii ii Собрание ii состоит ii из ii двух ii палат ii - ii Совета ii Федерации ii и ii Государственной ii Думы.

В ii Совет ii Федерации ii входят ii по ii два ii представителя ii от ii каждого ii субъекта ii Российской ii Федерации: ii ii по ii одному ii от ii представительного ii и ii ii исполнительного ii органов ii государственной ii власти. ii

Государственная ii Дума ii состоит ii из ii 450 ii депутатов. ii Государственная ii Дума ii избирается ii сроком ii на ii пять ii лет. ii Депутатом ii Государственной ii Думы ii может ii быть ii избран ii гражданин ii Российской ii Федерации, ii ii достигший ii 21 ii года ii и ii имеющий ii право ii участвовать ii в ii выборах. ii Одно ii и ii то ii же ii лицо ii не ii может ii одновременно ii являться ii членом ii Совета ii Федерации ii и ii депутатом ii Государственной ii ii Думы. ii Депутат ii ii Государственной ii Думы ii ii не ii ii может ii быть ii депутатом ii иных ii представительных ii органов ii государственной ii власти ii и ii органов ii местного ii самоуправления.

Депутаты ii ii Государственной ii ii Думы ii ii работают ii ii на ii профессиональной ii постоянной ii основе. ii ii Депутаты ii Государственной ii Думы ii не ii могут ii ii находиться ii на ii ii государственной ii ii службе, ii ii заниматься ii ii другой ii оплачиваемой ii деятельностью, ii кроме ii преподавательской, ii научной ii и ii иной ii творческой ii деятельности. ii Совет ii Федерации ii и ii Государственная ii Дума ii заседают ii раздельно.

Заседания ii ii Совета ii ii Федерации ii ii и ii ii Государственной ii Думы ii являются ii открытыми. ii ii В ii случаях, ii ii предусмотренных ii регламентом ii палаты, ii она ii вправе ii проводить ii закрытые ii заседания.


Палаты ii могут ii собираться ii совместно ii ii для ii ii заслушивания ii ii посланий ii Президента ii ii Российской ii Федерации, ii ii посланий ii Конституционного ii Суда ii Российской ii Федерации, ii выступлений ii руководителей ii иностранных ii государств. ii Совет ii Федерации ii принимает ii постановления ii по ii вопросам, ii ii отнесенным ii к ii его ii ведению ii Конституцией ii Российской ii Федерации. ii Постановления ii Совета ii Федерации ii принимаются ii большинством ii ii голосов ii от ii общего ii числа ii членов ii Совета ii Федерации, ii ii если ii иной ii порядок ii принятия ii решений ii не ii предусмотрен ii Конституцией ii Российской ii Федерации. ii Государственная ii Дума ii принимает ii постановления ii по ii вопросам, ii ii отнесенным ii к ii ее ii ведению ii Конституцией ii Российской ii Федерации. ii Постановления ii Государственной ii ii Думы ii ii принимаются ii ii большинством ii голосов ii от ii общего ii числа ii депутатов ii Государственной ii Думы, ii ii если ii иной ii порядок ii принятия ii решений ii не ii предусмотрен ii Конституцией ii Российской ii Федерации.

Исполнительную ii власть ii Российской ii Федерации ii осуществляет ii Правительство ii Российской ii Федерации.

Правительство ii ii Российской ii ii Федерации ii ii состоит ii ii из ii Председателя ii Правительства ii Российской ii Федерации, ii ii заместителей ii Председателя ii ii Правительства ii Российской ii Федерации ii и ii федеральных ii министров.

Председатель ii ii Правительства ii ii Российской ii ii Федерации ii назначается ii Президентом ii Российской ii Федерации ii с ii согласия ii Государственной ii Думы.

Правосудие ii в ii Российской ii Федерации ii осуществляется ii только ii судом.

ii Судебная ii ii власть ii ii осуществляется ii посредством ii конституционного, ii гражданского, ii административного ii и ii уголовного ii судопроизводства. ii

Создание ii чрезвычайных ii судов ii не ii допускается. ii Судьи ii независимы ii и ii подчиняются ii только ii ii Конституции ii ii Российской ii Федерации ii и ii федеральному ii закону. ii Судьи ii несменяемы. ii Судьи ii неприкосновенны.

Конституционный ii Суд ii Российской ii Федерации ii состоит ii из ii 19 ii судей. ii Конституционный ii Суд ii Российской ii Федерации ii по ii запросам ii Президента ii Российской ii Федерации, ii Совета ii Федерации, ii Государственной ii Думы, ii одной ii пятой ii членов ii Совета ii Федерации ii или ii депутатов ii Государственной ii Думы, ii Правительства ii Российской ii Федерации, ii ii Верховного ii Суда ii Российской ii Федерации ii и ii Высшего ii Арбитражного ii Суда ii Российской ii ii Федерации, ii ii органов ii ii законодательной ii ii и ii исполнительной ii власти ii субъектов ii Российской ii Федерации ii разрешает ii дела ii о ii соответствии ii Конституции ii Российской ii Федерации[27]:


  • федеральных ii ii законов, ii ii нормативных ii актов ii Президента ii Российской ii Федерации, ii ii Совета ii Федерации, ii Государственной ii Думы, ii Правительства ii Российской ii Федерации;
  • конституций ii республик, ii ii уставов, ii а ii также ii законов ii и ii иных ii нормативных ii актов ii субъектов ii Российской ii Федерации, ii изданных ii по ii вопросам, ii относящимся ii к ii ведению ii органов ii государственной ii власти ii Российской ii ii Федерации ii ii и ii ii совместному ii ii ведению ii органов ii государственной ii власти ii Российской ii Федерации ii и ii органов ii государственной ii власти ii субъектов ii Российской ii ii Федерации;
  • договоров ii между ii органами ii государственной ii власти ii Российской ii Федерации ii и ii органами ii государственной ii власти ii субъектов ii Российской ii Федерации, ii ii договоров ii между ii органами ii государственной ii власти ii ii субъектов ii ii Российской ii Федерации;
  • не ii вступивших ii в ii силу ii международных ii договоров ii Российской ii ii Федерации.

Конституционный ii ii Суд ii ii Российской ii ii Федерации ii ii разрешает ii споры ii о ii компетенции:

  • между ii федеральными ii органами ii государственной ii власти;
  • между ii ii органами ii ii государственной ii власти ii Российской ii Федерации ii и ii органами ii государственной ii власти ii субъектов ii Российской ii Федерации;
  • между ii ii высшими ii ii государственными ii органами ii субъектов ii Российской ii Федерации.

Конституционный ii Суд ii Российской ii Федерации ii по ii запросам ii Президента ii Российской ii Федерации, ii ii Совета ii Федерации, ii Государственной ii Думы, ii Правительства ii Российской ii Федерации, ii ii органов ii законодательной ii власти ii субъектов ii Российской ii Федерации ii дает ii толкование ii Конституции ii Российской ii ii Федерации.[28]

Верховный ii Суд ii Российской ii Федерации ii является ii высшим ii судебным ii органом ii по ii гражданским, ii ii уголовным, ii административным ii и ii иным ii делам, ii подсудным ii судам ii общей ii юрисдикции, ii осуществляет ii в ii предусмотренных ii федеральным ii законом ii процессуальных ii формах ii судебный ii надзор ii за ii ii их ii ii деятельностью ii ii и ii дает ii разъяснения ii по ii вопросам ii судебной ii практики.

Высший ii Арбитражный ii ii Суд ii ii Российской ii Федерации ii является ii высшим ii судебным ii органом ii по ii разрешению ii экономических ii споров ii и ii иных ii дел, ii рассматриваемых ii арбитражными ii судами, ii осуществляет ii в ii предусмотренных ii федеральным ii законом ii процессуальных ii формах ii судебный ii надзор ii за ii их ii ii деятельностью ii и ii дает ii разъяснения ii по ii вопросам ii судебной ii практики.


Судьи ii ii Конституционного ii Суда ii Российской ii Федерации, ii ii Верховного ii Суда ii Российской ii Федерации, ii ii Высшего ii Арбитражного ii Суда ii Российской ii Федерации ii ii назначаются ii ii Советом ii Федерации ii по ii представлению ii Президента ii Российской ii Федерации.

Прокуратура ii Российской ii Федерации ii составляет ii единую ii централизованную ii ii систему ii с ii подчинением ii нижестоящих ii прокуроров ii вышестоящим ii и ii Генеральному ii прокурору ii Российской ii Федерации[29].

Генеральный ii прокурор ii Российской ii Федерации ii назначается ii на ii должность ii и ii освобождается ii от ii должности ii Советом ii Федерации ii по ii ii представлению ii Президента ii Российской ii Федерации.

Прокуроры ii субъектов ii Российской ii Федерации ii назначаются ii Генеральным ii прокурором ii Российской ii Федерации ii по ii согласованию ii с ii ее ii субъектами. ii

Из ii всего ii вышеизложенного ii можно ii сделать ii следующие ii выводы. ii

Закрепление ii в ii Конституции ii Российской ii Федерации ii федеративного ii устройства ii России ii не ii означает, ii что ii основы ii и ii формы ii сложившейся ii федеративной ii организации ii неизменны. ii Неизменным ii должно ii оставаться ii деление ii Федерации ii на ii субъекты, ii хотя ii сами ii субъекты ii могут ii быть ii иными; ii неизменно ii и ii тесное ii сотрудничество ii между ii Федерацией ii и ii ее ii субъектами, ii однако ii не ii обязателен ii на ii все ii времена ii нынешний ii объем ii полномочий ii как ii Федерации, ii так ii и ii ее ii субъектов.

Принципы ii устройства ii федеративного ii государства ii относятся ii к ii основополагающим ii конституционным ii основам ii и ii определяют ii всю ii систему ii отношений ii между ii федеральным ii центром ii и ii субъектами ii Федерации. ii Попытки ii подорвать ii эти ii принципы ii под ii видом ii все ii более ii демократических, ii реальных ii моделей ii федерализма ii ведут ii только ii к ii одному: ii размыванию, ii выхолащиванию ii главных, ii наиболее ii существенных ii черт ii федеративного ii государства, ii к ii стиранию ii граней ii между ii такими ii качественно ii различными ii формами ii государственных ii образований, ii как ii «конфедерация», ii «союз ii государств», ii «союзное ii государство», ii «унитарное ii государство».

Современная ii форма ii государственного ii устройства ii России, ii сохраняя ii определенную ii преемственность ii с ii федеративной ii природой ii РСФСР ii (сочетая ii национально-государственный ii и ii территориальный ii принцип ii устройства), ii свидетельствует ii об ii уникальности ii российского ii федерализма ii по ii сравнению ii с ii классическими ii федерациями ii зарубежных ii стран. ii Эта ii уникальность ii есть ii отражение ii сложного ii исторического ii развития ii территориальных ii форм ii власти ii в ii России, ii полиэтничности ii ее ii населения, ii самобытности ii отечественной ii государственности ii и ii культуры. ii Поэтому ii специфика ii и ii особенности ii российского ii федерализма ii нуждаются ii не ii в ii устранении, ii приспособлении ii под ii известные ii «образцы», ii а ii научно-выверенной ii программе ii развития. ii Речь ii меньше ii всего ii идет ii о ii наборе ii декларативных ii положений, ii ибо ii потребность ii состоит ii главным ii образом ii в ii четкой, ii конкретной ii программе ii действий, ii в ii механизмах ii и ii гарантиях ii ее ii осуществления, ii в ii подключении ii к ii этому ii процессу ii всех ii сил ii общества.