Файл: Характеристика учетной политики предприятия (Понятие учетной политики, факторы, влияющие на ее разработку).pdf
Добавлен: 12.03.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы формирования учетной политики
1.1 Понятие учетной политики, факторы, влияющие на ее разработку
1.3 Принципы формирования учетной политики
1.4 Нормативно-правовое обеспечение формирования учетной политики
2. Содержание основных разделов учетной политики ООО «Электротехмаш»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Электротехмаш»
2.2 Организационно-технические аспекты учетной политики ООО «Электротехмаш»
2.3 Содержание методических аспектов учетной политики
2.4 Взаимодействие бухгалтерской и налоговой политики
Первичные документы бухгалтерского учета в ООО «Электротехмаш» являются одновременно первичными документами налогового учета. Оборотно-сальдовые ведомости бухгалтерского учета применяются для формирования показателей аналитических регистров налогового учета.
При строительстве объектов собственными силами в качестве застройщика (выпуске готовой продукции на продажу), а также при реализации строительно-монтажных по договору подряда (субподряда) в состав прямых расходов включаются:
– все материальные расходы на приобретение сырья и материалов, непосредственно
используемых при проведении строительных работ на объекте, кроме общехозяйственных и общепроизводственных материальных затрат;
– расходы на оплату труда рабочих, непосредственно осуществляющих работы;
– суммы страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные на заработную плату персонала, участвующего в строительно-монтажных работах;
– суммы начисленной амортизации по основным средствам, непосредственно используемым в строительстве;
– плата за аренду строительной техники, привлеченной для выполнения работ на конкретном объекте.
К косвенным расходам, признаваемым в текущем отчетном периоде, относятся затраты общестроительного характера, не отнесенные к прямым настоящей Учетной политикой, также затраты на содержание офисного помещения, заработную плату управленческого персонала, командировочные расходы.
Таким образом, учетная политика для целей налогообложения соответствует действующему законодательству и в полной мере отражает особенности организации налогового учета ООО «Электротехмаш».
2.5 Совершенствование учетной политики ООО «Электротехмаш»
Свод ошибок выявленных в ходе анализа учетной политики ООО «Электротехмаш» представим в виде таблицы (табл. 11).
В учетной политике ООО «Электротехмаш»необходимо предусмотреть положения относительно создания резервов по сомнительным долгам.
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ организация «создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты»[13].
Срок 90 или 45 дней отсчитывается не с момента возникновения задолженности, а тогда, когда она стала сомнительной (с даты, когда истекает срок погашения задолженности по договору).
Таблица 11- Свод ошибок, выявленных в ходе анализа учетной политики ООО «Электротехмаш»
Содержание нарушения |
Нормативный документ |
Комментарий |
Ошибка в сроках издания документа, утверждающего учетную политику. |
п. 8 ПБУ 1/2008 |
Приказ об учетной политике датирован в первых числах года, в котором эта учетная политика уже должна действовать, что противоречит требованиям законодательства относительно сроков ее утверждения и применения |
Не приведены образцы первичных учетных документов, разработанных самостоятельно |
Статья 9 Закона № 402-ФЗ |
Могут возникнуть споры с налоговыми органами по поводу исчисления отдельных налогов и сборов и документального подтверждения различного рода расходов. В особенности это касается вычетов по НДС и обоснованности расходов по налогу на прибыль организаций |
Продолжение таблицы 11
Нарушение формулировки порядка учета активов, стоимостью не более 40000,00 руб. |
5 ПБУ 6/01 |
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40000 рублей за единицу должны отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов |
Отказ от создания резерва по сомнительным долгам |
п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ |
Необходимо утвердить порядок создания резерва |
За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в ст. 266 НК РФ (табл.12).
Таблица 12 - Определение суммы резерва по сомнительным долгам
Срок возникновения сомнительной дебиторской задолженности |
Процент от суммы сомнительного долга, в размере которого создается резерв |
До 45 календарных дней |
0%. Не увеличивает сумму создаваемого резерва |
От 45 до 90 календарных дней |
50%. Резерв создается на половину суммы сомнительной задолженности |
Свыше 90 календарных дней |
100%. Резерв создается на всю сумму сомнительной задолженности |
Создание резерва по сомнительным долгам регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с названным Положением начиная с отчетности за 2011 г. создание оценочного резерва по сомнительным долгам стало обязательным для всех организаций. В рамках действующей ранее нормы п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации резерв должен был создаваться и в прошлые годы. Этого требовал предусмотренный п. 6 ПБУ 1/2008 принцип осмотрительности.
Порядок создания, использования и списания резервов по сомнительным долгам в правилах бухгалтерского учета четко не прописан. Поэтому его нужно разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике. На практике обычно для этого «заимствуют» правила, которые предусмотрены для целей налогообложения прибыли. Существует несколько методов формирования резерва по сомнительной задолженности. Их цель - определить долгосрочную величину сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности и создать резерв.
Автором произведен расчет резерва по сомнительным долгам в таблице (табл. 13).
Таблица 13 - Расчет резерва по сомнительным долгам ООО «Электротехмаш»
Наименование предприятия |
Сумма, руб. |
Отчисление в резерв, % |
Сумма отчислений в резерв по сомнительным долгам, руб. |
Задолженность сроком до 45 дней |
|||
МОУ «Средняя школа № 89» |
73080,52 |
Резерв не создается |
|
Задолженность сроком от 45 до 90 дней |
|||
ООО «Ярославский завод напитков» |
360000,00 |
50 |
514358,66 |
Акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1 города Ярославля» |
668717,31 |
||
Итого |
1020717,31 |
||
ООО «ОАГ» |
359542,12 |
100 |
359542,12 |
Итого |
359542,12 |
||
Всего сумма резерва по сомнительным долгам |
873900,78 |
В бухгалтерском учете это будет отражено следующей корреспонденцией:
Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»,
Кредит счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» 873900,78 руб.
Списание долга за счет резерва отражается бухгалтерской записью по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расчетов (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Если созданный резерв не был использован в отчетном периоде, то он подлежит включению в состав прочих доходов организации в периоде, следующем за периодом его создания. В учете это отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».
В Положении об учетной политике необходимо предусмотреть следующие положения (табл.14).
Таблица 14 - Положения, рекомендуемые для отражения в учетной политике ООО «Электротехмаш»
№ п.п. |
Содержание положения |
Основание |
Бухгалтерский учет ведется автоматизированно с использованием плана счетов стандартной версии бухгалтерской программы 1С: Бухгалтерия 8.2. |
пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н |
|
При проведении хозяйственных операций, для оформления которых непредусмотрены типовые формы первичных документов, используютсясамостоятельно разработанные формы. Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении. |
часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. |
|
Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным |
пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. |
|
Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых определены в типовой версии программы 1С: Бухгалтерия 8.2. |
статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. |
Продолжение таблицы 14
В качестве учетных цен на материалы применяются договорные цены. |
пункт 80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н. |
|
Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально |
пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.№ 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008. |
Таким образом, учетная политика ООО «Электротехмаш» должна быть доработана с учетом требований законодательства и специфики деятельности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «учетная политика» установлено как законодательными документами в области бухгалтерского учета, так и законодательными документами в области налогообложения, соответственно учетная политика должна нести в себе два этих направления.
Учетная политика организации является основным элементом документооборота хозяйствующего субъекта. Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Проведенное исследование понятий и истории развития учетной политики позволяет утверждать, что при условии сохранения наметившихся тенденций в будущем профессиональное суждение бухгалтера приобретет еще большую значимость для учетной политики.
Проведенное исследование эволюции подходов к оценке как элементу метода бухгалтерского учета позволяет выявить следующие ее закономерности: постепенное расширение многообразия видов, методов и способов оценки; непрерывное усложнение приемов оценки; постепенное осознание значимости оценки в бухгалтерском учете; постоянное противоборство двух основных подходов к оценке - отражения объектов учета по исторической стоимости и учета объектов по их современной стоимости (в качестве которой в зависимости от ситуации может использоваться рыночная или справедливая стоимость); постепенное вытеснение себестоимости справедливой стоимостью; появление новых объектов учета и разработка правил их оценки; решение существующих проблем оценки и появление новых; постепенное сближение требований к оценке в разных странах.
Необходимость раскрытия в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета имеет принципиальное значение для обеспечения корректных результатов финансового анализа, поскольку практически любой пункт учетной политики влияет на представление информации об имущественном положении предприятия и его финансовых результатах. Следовательно, изменение учетной политики влияет на динамику финансовых результатов деятельности предприятия.
Сравнение Российской системы бухгалтерского учета с Международными стандартами финансовой отчетности указывает на значительно большую степень направленности МСФО на использование профессионального суждения бухгалтера для выбора вариантов учета при формировании учетной политики.
В курсовой работе рассмотрены организационно-технические и методологические аспекты учетной политики ООО «Электротехмаш».
В ходе исследования организационно-технических аспектов учетной политики ООО «Электротехмаш», автором дана отрицательная оценка данных положений.
Приказ об учетной политике предприятия утвержден неправильно.
В учетной политике ООО «Электротехмаш» нет положений относительно рабочего плана счетов. Относительно форм первичных учетных документов в учетной политике есть положение о том, что «при проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы», однако перечня самих форм и их образцов в учетной политике нет.