Файл: Роль мотивации в поведении организации (Понятие, цели, механизм системы мотивации персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие проявления настойчивости может отрицательно сказаться на доведении начатого дела до его завершения. Сотрудник, предлагая интересные идеи, может при этом не делать ничего для их воплощения. Таким образом, для организации это будет являться упущенной возможностью.

Сотрудник может иметь высокую квалификацию, обладать теоретическими и практическими знаниями, опытом, быть востребованным, но при этом относится к своим обязанностям недобросовестно. В итоге это негативно отразится на результатах его деятельности и сведет на «нет» все возможности и выгоды. Руководство организации должно предвидеть данные ситуации и пытаться выстраивать систему стимулирования таким образом, чтобы избежать подобных действий у сотрудников и регулировать их поведение.

Теория мотивации стала активно разрабатываться в ХХ веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны еще с древних времен. На данный момент существует два подхода к изучению теорий мотивации, которые представлены в таблице 1.2 [17].

Таблица 1.2 - Подходы к изучению теорий мотивации

Подходы к теории мотивации

Представители подхода

Сущность подхода

Содержательные (потребностные)

Классическая теория Ф.

Тейлора

Иерархия потребностей

Маслоу

Двухфакторная теория Ф.

Герцберга

Теория трех потребностей Д. Мак-Клелланда

Теория ERG К. Альдерфера

Основываются на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе

Процессуальные (построение процесса)

Теория ожидания В. Врума

Теория справедливости Модели Портера-Лоулера

Теория поставки целей Э.Лока

Основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания

Представленные в таблице 1.2, подходы к теории мотивации дают возможность сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированного учения, объясняющее, что является основой мотивацией человека и чем она определяется. В каждой теории есть что-то особенное и отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существующий вклад в разработку о мотивации. Её характерной особенностью является изучение потребностей человека, что дает представление о механизме мотивации персонала.

Большинство российских организаций используют традиционные подходы к мотивации персонала, однако они не всегда являются эффективными.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ЧОУ ДПО «МАСТЕР-КЛАСС ПЛЮС»

2.1 Характеристика деятельности ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс»

Полное фирменное наименование предприятия - Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Мастер-Класс Плюс».

Сокращенное фирменное наименование предприятия - ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс».

Руководитель организации: директор Лисова Наталья Николаевна является также учредителем предприятия в единственном лице.

ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» зарегистрировано инспекцией федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары 8 апреля 2003 года, а также присвоены ИНН 6321120413, ОГРН 1036301068473 и ОКПО 14557321.

Юридическим и фактическим адресом ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» является Самарская область, город Тольятти, улица 70 лет Октября, 15, 445030.

Основной целью деятельности ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс», как коммерческой организации, является извлечение прибыли.

ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» - это школа парикмахерского искусства, основным видом деятельности которой является оказание дополнительного профессионального образование, включающее в себя широкий спектр программ обучения [15]:

  1. обучение парикмахерскому искусству;
  2. обучение визажистов;
  3. курсы маникюра;
  4. педикюра;
  5. курсы наращивания ногтей;
  6. наращивание волос;
  7. наращивание и химическая завивка ресниц и многих других профессий салонного бизнеса.

К дополнительным видам деятельности ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» относится розничная торговля косметическими товарами и средствами личной гигиены в специализированных магазинах, а также предоставление парикмахерских услуг.

Площадь школы составляет 350 квадратных метров и одновременная вместимость в один поток - 50 студентов. Школа рассчитана как для проведения теоретических занятий, так и практических. Поскольку предприятие является образовательным учреждением, то имеет лицензию министерства образования и науки Самарской области №5732 от 24 июня 2015 года на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам, уровням, профессиям, специальностям, направлениям подготовки и подвидам дополнительного образования [15].


Организационная структура ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» построена по линейно-функциональному принципу и представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Организационная структура ЧОУ ДПО «Мастер-Класс

Плюс»

Линейно-функциональная структура управления - это структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные, обязательные для исполнения, и функциональные - рекомендательные для исполнения. Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных отделов оказывают функциональное содействие исполнителям работ [16]. Преимуществом данной структуры управления является:

  1. четкая система взаимодействия подразделений;
  2. единоначалие;
  3. разграничение ответственности (каждый знает свою сферу ответственности);
  4. возможность быстрой реакции исполнительных подразделений на полученные указания.

2.2 Анализ проблем в действующей системе мотивации персонала

Численность персонала ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» по итогам 2018 года составила 25 человек. Из них руководителей 5 человек. Основные функции управленческого персонала организации следующие:

  1. главный бухгалтер - ведение бухгалтерской отчетности и всей финансовой деятельности предприятия;
  2. креативный директор - создание имиджевой политикой, подготовка и проведение промоушен-акций, показов причёсок, демонстраций работ выпускников, конкурсов по стилизации образов, оформление заказов на пошив костюмов, необходимых для проведения различных местных и региональных выставок, планирование показов имеющихся коллекций;
  3. технический директор - ведение производственно-коммунальных договоров, материальное и техническое обеспечение предприятия, решение транспортных и организационных вопросов;
  4. администратор - управление штатом: минимальные бухгалтерские отчеты, заполнение бланков строгой отчетности, подготовка внутреннего первичного отчета.

Отдел бухгалтерии состоит из 3 специалистов. В штате также числятся 3 старших менеджера, выполняющих различные функции, а основными работниками предприятия являются мастера-преподаватели - 14 человек. Клининг-персонал, работники технического обслуживания и работники службы безопасности предоставляются сторонними организациями.


Поскольку численность персонала менее 100 человек, то функции менеджера по персоналу выполняет администратор.

Для создания эффективной системы мотивации персонала проведем анализ качественного состава работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс», то есть необходимо проанализировать работников по возрасту, уровню образования и стажу работы.

Соотношение сотрудников по возрасту за 2016-2018 гг. представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Возрастная структура работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс

Плюс» за 2016-2018 гг.

Показатели

Ед. изм.

2016 год

2017 год

2018 год

Менее 25 лет

чел.

9

9

8

25-30 лет

чел.

10

11

9

30-40 лет

чел.

7

4

5

40-65 лет

чел.

4

3

3

Итого

чел.

30

27

25

Как видно из таблицы 2.1 большая часть сотрудников находится в возрастной категории от 25 до 30 лет. Наименьшее количество сотрудников за исследуемый период прослеживается в категориях от 30 до 40 лет и от 40 до 65 лет. Следовательно, коллектив организации формируется в основном из молодых людей. Для данной категории работников является важным мотивационная составляющая, так как они заинтересованы в карьерном росте, улучшении своего материального положения, имеют амбиции и т.п.

Соотношение работников по уровню образования за 2016-2018 гг. представлено в таблице 2.2

Таблица 2.2 - Уровень образования работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс

Плюс» за 2016-2018 гг.

Уровень образования

Ед. изм.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Начальное профессиональное

чел.

2

3

2

Среднее профессиональное

чел.

13

9

10

Неполное высшее

чел.

2

3

1

Высшее

чел.

14

12

17

Итого

чел.

30

27

25


Из таблицы 2.2 видно, что количество сотрудников с высшим образованием растет, а это означает, что организация в полной мере может обеспечить себя квалифицированными кадрами. Чем выше квалификация персонала, тем больше необходимо применять различных инструментов для его мотивации и уделять внимание созданию определенной мотивационной модели [4].

Для анализа стажа работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» составим таблицу 2.3.

Таблица 2.3 - Стаж работников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» за 2016- 2018 гг., чел.

Показатели

Ед. изм.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Без опыта работы

чел.

5

9

4

От 1 до 5 лет

чел.

17

6

15

Более 5 лет

чел.

8

12

6

Итого

чел.

30

27

25

В целом, качественный анализ сотрудников ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» показал, что основной состав предприятия - это молодые профессиональные работники в возрасте от 25 до 30 лет со стажем работы до 5 лет.

Далее проведем анализ движения трудовых ресурсов ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс», представленный в таблице 2.4.

Таблица 2.4 - Анализ движение кадров ЧОУ ДПО «Мастер-Класс Плюс» за 2016-2018 гг.

Показатели

Ед. изм.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Отклонение

2017 г. от

2016 г.

2018 г. от

2017 г.

1. Среднесписочная численность

чел.

28

26

23

-2

-3

2. Принято на работу

чел.

3

6

7

3

1

3. Уволено с работы

чел.

5

8

10

3

2

4. Коэффициент текучести кадров

%

17,9

30,8

43,5

12,9

12,7